Руководство по медицинской этике. Введение

0
Выделить главное вкл выкл

Джон Р. Уильямс. Русское издание под редакцией Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А. Михайлова, 2006. Введение

Руководство по медицинской этике, все главы в формате .pdf

John Reynold Williams
Manual Medicine Ethic
World Medical Association
World Health Communication Assiciates, UK
2005

Всемирная медицинская ассоциация
Российское медицинское общество

Джон Р. Уильямс
Руководство по медицинской этике
Русское издание под редакцией Ю.М. Лопухина, Б. Г. Юдина, Л.А. Михайлова
2006

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

Научная редакция:
Ю.М. Лопухин, докт. медицинских наук, проф., действ, член РАМН; Б.Г. Юдин, докт. философских наук, проф., член-корр. РАН; Л.А. Михайлов, канд. медицинских наук.

Предисловие к данной публикации на сайте privatmed.ru

Этика врача, что стоит за этим понятием? А стоит много, это и миссия врача и врачебного сообщества, и мировоззрение в котором есть особое понимание жизни и смерти, и осознание ценности каждой человеческой жизни, и ее восприятие во взаимосвязи с жизнями близких и не близких людей, и широкая образованность в различных сферах, позволяющая полноценно выстроить общение с пациентами, и культура, как система духовно-нравственных ценностей, и образ, который являет собой врач в обществе, и отношение общества к врачу. Это и место врача в системе государственных и гражданских отношений, это и право, на выбор врача пациентом, и душевное и нравственное призвание на служение здоровью людей, и многое-многое другое. Говорят, что по тому какие в стране врач, учитель, священник, судья и военный, можно судить о состоянии морали в этой стране, но врач при этом ставится на первое место. Почему? Да потому, что здоровье и сама жизнь являются самой главной ценностью. При этом, они ценны не только сами по себе, они ценны еще и потому, что после окончания земной жизни бессмертная душа человека не может уже измениться к лучшему и, именно поэтому, так ценно для человека время его земной жизни. А, в том громадном космическом пространстве, с которым ему придется соприкоснуться после завершения жизненного пути, к душе человека могут быть предъявлены совсем иные требования в соответствии с уже иным мироустройством ее бытия. Именно поэтому глубокая просвещенность, во всех сферах человеческой жизни является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности каждого врача, основанной на глубоком нравственном начале, заключенном во врачебную профессию.
Так же как и профессиональные права, врачебная этика формируется только при условии наличия врачебной корпорации и развивается, и реализуется только через нее. Не будем сейчас останавливаться на системе требований, которым должна соответствовать врачебная корпорация сегодня – это другая тема, скажем только, что в отсутствии правильно организованной врачебной корпорации, ни профессиональные права врачей, ни врачебная этика, жить и развиваться не могут. Врачебная корпорация – это та «земля», на которой они произрастают. И если столь ценные семена бросать на каменистую почву, при дороге или в тернии, взойти они не смогут, а если и взойдут, то быстро погибнут. Именно поэтому, все наивные попытки в приказном порядке создать этические комитеты, написать положения о них, не имеют никакого смысла и свидетельствуют о непонимании темы теми, кто её пытается инициировать, слепо подражая странам в которых успешно функционируют этические нормы медицинской деятельности, благодаря созданным врачебным организациям.
Вместе с тем, не создав условия для развития врачебной этики и что более печально не испытывая потребности в ней, в условиях развития науки, невозможно сформировать врача как личность, устойчивую к современным вызовам, а, следовательно, сохранить культуру и традиции врачебного сообщества. В отсутствии этих факторов, нельзя обеспечить применение научных достижений исключительно во благо человека и противостоять силам, готовым использовать любые средства для достижения своих корыстных интересов. Этика – это воздух которым должно дышать врачебное сообщество и без которого не может существовать эта профессия.
России, с ее громадным духовно-нравственным и мировоззренческим капиталом, отводится особая роль в мире. Без России мир быстро бы закончил свое существование и остается только сожалеть, что по прошествии более 20-ти лет в нашей стране так и не удалось создать полноценную врачебную корпорацию, способную не только разделить с государством ответственность за здоровье человека, но и дать возможность нашей стране быть полноценным хранителем и защитником высоких духовных принципов врачебного служения в мире.
Практическое пособие по медицинской этике, написанное доктором Джоном Р. Уильямсом, которого мне довелось знать лично, по мнению Академика Юрия Михайловича Лопухина, одного из самых авторитетных специалистов в этой области в нашей стране, является одним из лучших.
Доктор Джоном Р. Уильямсом все права на издание этой книги передал Всемирной медицинской ассоциации (ВМА), а последняя в свою очередь разрешила Российскому медицинскому обществу (РМО), как члену ВМА ее публикацию с условием, что эта книга будет распространяться бесплатно. То, что д-р Сергей Сергеевич Мисюлин предложил разместить ее на сайте возглавляемой им организации, можно только приветствовать и выразить надежду, что этому примеру последуют и другие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере здравоохранения.
К большому сожалению, в России для большинства врачей, этика – в лучшем случае форма вежливости. Самое печальное - это отсутствие потребности в изучении такой очень важной медицинской дисциплины, несмотря на то, что практически каждый предмет, который изучается в курсе медицинских знаний требует своего сопровождения курсом этики. И чем скорее в России будет возрождена полноценная врачебная корпорация, тем быстрее наша страна сможет стать полноправным членом международного врачебного сообщества и внести свой вклад в укрепление этических норм в современной медицине.
На 65-ой Генеральной Ассамблее ВМА прошедшей в октябре этого года в г.Дурбане (ЮАР), России, в лице РМО, были переданы полномочия на проведение 66-ой Генеральной Ассамблеи ВМА в октябре 2015 года в городе Москве. В церемонии передачи прав принял участие посол России в ЮАР Михаил Иванович Петраков. Обращаясь к участникам Генеральной Ассамблеи, перед началом своей официальной речи, Михаил Иванович в частности сказал: «Бог дал человеку два колена, чтобы человек в знак благодарности мог преклонить их перед Богом, вместе с тем одно колено мы всегда готовы преклонить перед учителем, а другое перед врачом. Но, ведь у каждого врача есть учитель! В заключении, разрешите познакомить Вас с текстом поздравления, которое написали студенты медики своему учителю в связи с 35-летней годовщиной его педагогической деятельности, оно адресованно профессору Харьковского медицинского университета Леонарду Леопольдовичу Гиршману:
«Учитель, научи нас трудной науке среди людей остаться человеком, - научи нас в больном всегда видеть своего брата без различия религии и общественного положения, - научи нас любить правду и перед ней одной преклоняться. Отдаваясь всей душой мгновенным порывам к добру, мы часто быстро падаем духом. Научи же нас, дорогой учитель, где черпать ту силу, чтобы до преклонных лет сохранить чистоту и свежесть идеалов, чтобы жизнь, пригибая наше тело к земле, не сгибала и не старила нашего духа. Учи же нас еще многие и многие годы, наш драгоценный учитель, - отдавать все свои силы и помыслы служению больному брату, не извлекать корысти из несчастья ближнего, и не делать ремесла из священного призвания нашего!»
Вот так более 100 лет назад в российской глубинке, чувствовали и понимали свою миссию молодые люди, которые учились стать врачами, всем своим существом предвкушая, что им предстоит удостоиться великой чести стать членами великого братства людей в белых халатах и всю свою жизнь посвятить служению ближним.

С уважением,
Л. Михайлов
декабрь 2014

Содержание

Предисловие к русскому изданию
Предисловие
Введение
Предмет медицинской этики
Зачем изучать медицинскую этику?
Медицинская этика, медицинский профессионализм, права человека и законы
Заключение
ГЛАВА 1 Основные черты медицинской этики
ГЛАВА 2 Врач и пациент
ГЛАВА 3 Врач и общество
ГЛАВА 4 Врачи и коллеги
ГЛАВА 5 Этика и медицинские исследования
ГЛАВА 6 Заключение

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

«Руководство по медицинской этике», написанное Джоном Р. Уильямсом — председателем комитета по медицинской этике Всемирной медицинской ассоциации, безусловно, вызовет живой интерес российского медицинского сообщества и станет настольной книгой каждого российского врача.
В отличие от большого количества монографий, сборников и статей по биоэтике, вышедших в последние десятилетия XX и начала XXI века, в предлагаемом врачебному сообществу руководстве отсутствуют исторические, философские и социологические отступления, изобилующие медицинскими деталями. Это позволяет врачу освоить главное: принципы, логику и мораль современной медицинской этики.
Стремительно развивающаяся во всех отношениях медицинская наука и практика ставит сегодня перед врачом множество этических вопросов. По мнению автора, их решение возможно тремя путями: иррациональным, основанным на повиновении, приказе, инструкции, интуиции, чувствах; рациональным, основанным на оценке вероятных последствий; либо на представлениях о долге и обязанностях медика. В книге показано, что далеко не все этические проблемы современной медицины, в частности, организации здравоохранения, имеют однозначное решение. Не определена еще допустимость проведения многих исследований, таких как тотальное генетическое типирование и этические последствия трансплантации стволовых клеток. В книге рассматриваются такие сложные вопросы, как аборты, являющиеся, по мнению автора, своеобразным убийством, эвтаназия и ее альтернатива - паллиативное лечение, направленное на то, чтобы окончание жизни происходило с минимальными страданиями. Особое внимание уделено испытаниям и внедрению в практику новых лекарственных средств, со многими негативными явлениями в деле производства препаратов: контрафактной продукции, предоставлением фирмами ложных сведений результатов испытаний, коррупцией и т.д.
Красной нитью через все «Руководство» проходит мысль о том, что при решении любой этической проблемы, касающейся врачебной тайны, эпидемиологической ситуации, информированного согласия, решения врачебных и общественных конфликтов и т.п., на первый план должны быть поставлены интересы пациента, а не науки, не общества и не бизнеса. Врач, утверждает автор, должен обладать тремя главными качествами: сочувствием к больному, компетентностью и самостоятельностью. К сожалению, в последние годы все больше и больше развитие самостоятельности при становлении врача сдерживается эталонами и инструкциями.
В России всегда уделяли большое внимание этическим проблемам в медицине, начиная от М.Я. Мудрова, Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина, Н.Н. Петрова, Б.В. Петровского. Важно отметить, что в трудах русских ученых этика всегда рассматривалась как неотъемлемая составная часть всей врачебной культуры.
В последние годы вышел ряд ценных монографий по медицинской этике на русском языке: («Биомедицинская этика», в 3-х томах, под редакцией Покровского В.И. и Лопухина Ю.М., 1997- 2003 гг.; «Этика сестринского дела» - Иванюшкин А.Ю., 1998; «Медицинская этика» - Яровинский М.Я., 1999; «Философия биомедицинских исследований», под редакцией Юдина Б.Г., 2000; «Медицинская этика» - Кэмбелл А., Джиллет Г. и Джонс Г., 2004; «Биоэтика» - Сгрегга Э. и Тамбоне В., 2000).
В заключение хотелось бы выразить надежду, что знакомство российских врачей и ученых с этой книгой оживит работу этических комитетов научных и лечебных организаций, врачебных обществ по медицинским специальностям, региональных общественных организаций и в целом всего Российского медицинского общества, поможет в организации систематической работы в этом направлении.
Настоящее руководство снабжено электронными адресами основных Международных организаций, занимающихся проблемами биоэтики, что дает возможность читателю быть в курсе новых разработок в области биоэтики.

Академик РАМН Ю.М. Лопухин
Член-корр. РАН Б.Г. Юдин
Д-р Л.А. Михайлов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Невероятным кажется, что, хотя основатели медицины, такие, как Гиппократ, создавали свои работы более 2000 лет назад, в медицине до сих пор нет признанного всеми курса, посвященного медицинской этике. Данный учебник ставит своей целью этот пробел восполнить.
Идея создания такого учебника возникла на 51-й Генеральной Ассамблее Всемирной Медицинской Ассамблеи в 1999 году. Собравшиеся врачи, представлявшие национальные медицинские организации со всего земного шара, решили «настойчиво рекомендовать всем медицинским институтам мира включить в программы обязательный курс Медицинской этики и прав человека». Наряду с этим была начата работа по созданию базового курса по медицинской этике для студентов- медиков и врачей, основанного на концепциях, принятых странами — членами ВМА. Данный учебник и явился результатом разработок и консультаций, координированных Комитетом ВМА по этике.
Современное здравоохранение столкнулось с рядом исключительно сложных и многогранных этических дилемм, и со многими из них врачи зачастую не способны адекватно справляться. Данная книга разработана специально для того, чтобы описать и структурировать этические принципы в текущей практике и предоставить инструментарий для решения подобных проблем. Это не набор «правильных и неправильных» ответов, но попытка помочь совести медика, которая и является основой для принятия любых профессиональных решений. С этой целью в книге будут представлены несколько ситуаций, которые должны способствовать индивидуальному пониманию сути проблемы и могут быть использованы для обсуждения внутри коллектива.
Как врачи, мы осознаем, какой привилегией является возможность быть вовлеченным в отношения врач — пациент — уникальные отношения, позволяющие обогащать научные знания и помогать человеку на основе этики и доверия. Настоящая книга построена таким образом, чтобы затронуть различные виды отношений, в которых участвует врач, но основой являются отношения врача и пациента. В последнее время эти отношения переживают определенный кризис из-за недостатка ресурсов и в силу других не менее важных причин. Эта книга показывает значимость как проблемы так и путей ее решения в медицинском сообществе.
Любое обсуждение вопросов, связанных с медицинской этикой, важно обсуждать в аспекте прав пациента. Так как только врач, обладая медицинскими знаниями, может полноценно представлять его интересы. Большинство национальных медицинских организаций признают, что при принятии решений о лечении прежде всего необходимо учитывать интересы каждого конкретного пациента. Данный курс ВМА по медицинской этике можно считать успешным, только если он поможет подготовить студентов-медиков и врачей к решению многочисленных этических проблем, возникающих в каждодневной работе, и нахождению эффективных способов ПРИОРИТЕТНОГО УЧЕТА ИНТЕРЕСОВ ПАЦИЕНТА.
И в заключение несколько слов о ВМА.
Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) — единственная международная организация, объединяющая всех врачей мира и осуществляющая свою деятельность как Всемирный врачебный парламент. Решения, принимаемые ВМА, являются составной частью норм международного права и регулируют деятельность врачей во всех странах. Профессиональное управление медицинской деятельностью в большинстве стран осуществляется врачами через национальные врачебные организации, основанные на индивидуальном членстве врачей, что позволяет создать идеальные условия для развития этической культуры каждого врача в отдельности и медицинского сообщества в целом. То, что Россия в лице Российского медицинского общества (РМО) стала в 2002 г. членом ВМА, имеет принципиальное значение для каждого российского врача. В течение 54 лет врачи России были практически изолированы от деятельности этой влиятельной международной организации, однако теперь через членство в РМО они имеют возможность стать полноправными членами всемирного медицинского сообщества, а значит, активно участвовать в его деятельности и находиться под его защитой. И чем быстрее в России будет создана сильная и авторитетная корпорация медицинских работников, тем более востребованными станут знания в области медицинской этики, тем быстрее врачебное сообщество осознает свою нравственную, гражданскую и профессиональную ответственность за здоровье нации.

ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Рассмотрим следующие медицинские случаи, которые могут произойти практически в любой стране:
1. Врач П., опытный хирург, заканчивает ночную смену в небольшой районной больнице. Мать привозит в больницу молодую девушку, после чего немедленно уезжает, сообщив медицинской сестре, что ей необходимо смотреть за остальными детьми. У пациентки влагалищное кровотечение и сильная боль. После осмотра врач П. решает, что причиной мог стать самопроизвольный выкидыш или аборт. Врач проводит выскабливание и просит сестру уточнить у пациентки, может ли та позволить себе оплачивать нахождение в больнице до тех пор, пока выписка не станет безопасной. Врач К. заступает на место врача П., который уходит домой, не поговорив с пациенткой.
2. Врач С. сильно расстраивается, когда пациенты до или после визита к ней консультируются по той же проблеме у другого врача. Она считает это потерей времени и вредным для здоровья пациентов и поэтому решает поставить пациентов перед выбором: либо они прекращают визиты к другим врачам по той же проблеме, либо она перестает их принимать. Кроме этого, она намеревается обратиться в свою медицинскую ассоциацию, чтобы та пролоббировала в правительстве запрет на подобное поведение пациентов.
3. Врач В., недавно назначенный анестезиологом в городской госпиталь, обеспокоен поведением главного хирурга в операционной. Хирург использует устаревшие методы работы, что приводит к большей длительности операций, более сильным послеоперационным болям и более длинному восстановительному периоду. Кроме этого, он часто позволяет себе грубые шутки в отношении пациентов, которые нервируют ассистентов хирурга. Будучи младшим членом команды, врач В. не склонен критиковать хирурга лично или жаловаться на него руководству. Однако он чувствует, что должен что-то сделать для улучшения ситуации.
4. Врач Р., терапевт в небольшом провинциальном городе, привлечен для участия в клинических испытаниях нестероидного противовоспалительного препарата против остеоартрита. За каждого привлеченного участника клинических испытаний согласно условиям полагается определенная денежная сумма. Организатор испытаний заверил врача Р., что получены все необходимые одобрения и разрешения, в том числе и от этического комитета. Врач Р. никогда не участвовал в подобных проектах и польщен предоставленной возможностью, особенно материальным вознаграждением. Он соглашается, не уточняя деталей относительно научной или этической стороны эксперимента.
В каждом из приведенных примеров присутствуют этические аспекты. Здесь встают вопросы о том, как должен себя вести и принимать решения врач — не научные или технические вопросы типа «как лечить диабет», но вопросы о ценностях, правах и ответственности. Врачи сталкиваются с ними не реже, чем с научными или техническими.
В медицине, вне зависимости от специальности, на одни вопросы ответить намного легче, чем на другие. Наложение гипса или простого шва для привыкшего к этим процедурам специалиста не представляет никаких сложностей. Противоположностью может стать неопределенность или разногласия относительно того, как лечить ту или иную болезнь — возможно, даже вполне «обычную», как, например, туберкулез или гипертонию. Точно так же и вопросы медицинской этики могут быть разной сложности. На некоторые из них ответ может быть весьма легок — главным образом это случается, если есть некий консенсус относительно «правильного» поведения в определенной ситуации (например, врач должен спрашивать согласия пациента на предмет его участия в исследованиях). Остальные же намного более сложны, особенно те, в которых нет общепринятой модели поведения или если все возможные альтернативы имеют отрицательные стороны (например, проблема распределения ограниченных медицинских ресурсов).
Итак, что же такое этика и как она помогает врачу решать подобные проблемы? Прежде всего, этика есть систематизация норм поведения — внимательный и систематический сбор и анализ поведенческих решений в прошлом, настоящем и будущем. Нормы поведения оперируют такими понятиями, как «права», «обязанности» и «польза» и прилагательными «плохой-хороший», «правильный-неправильный» и «справедливый- несправедливый». В таком контексте этика касается преимущественно знания, а нормы поведения — выбора тех или иных действий. И связаны они оказываются тем, что этика пытается найти рациональное обоснование выбору одного варианта поведения перед другим.
«... этика есть систематизация норм поведения — внимательный и систематический сбор и анализ поведенческих решений в прошлом, настоящем и будущем»
Так как этика имеет дело со всеми аспектами человеческого поведения и механизмами принятия решений, она является очень обширной и сложной областью знаний со множеством разделов и подсекций. Данная книга фокусируется на медицинской этике, — разделе этики, который занимается нормами поведения в медицинской практике. Медицинская этика тесно связана, но не идентична биоэтике (биомедицинской этике). В то время как медицинская этика сосредотачивается главным образом на вопросах, возникающих в медицинской практике, биоэтика является очень широким предметом, занимающимся проблемами норм поведения, возникающими с развитием биологических наук в целом. Биоэтика также отличается от медицинской этики тем, что не требует принятия определенных традиционных ценностей, которые, как мы увидим в главе 2, являются фундаментальными в медицинской этике.

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ МЕДИЦИНСКУЮ ЭТИКУ?

«Пока врач успешно практикует, этика лишняя».
«Этику изучают в семье, а не в мединституте».
«Медицинскую этику изучают, наблюдая за действиями опытного врача, а не по лекциям и конспектам».
«Этика важна, но наш учебный план и так переполнен — так что места для нее найти не получится».
Это лишь некоторые отговорки, по которым этике не отводится одна из главных ролей в учебных планах медицинских школ. Каждое из этих высказываний, безусловно, имеет здравое зерно — но лишь частично. Все чаще медицинские школы по всему миру осознают, что они должны выделять достаточное количество времени и ресурсов преподаванию этики. И в этом направлении существует заметная поддержка со стороны Всемирной Медицинской Ассоциации и Всемирной Федерации Медицинского Образования (см. приложение С).
«Изучение этики готовит студента к идентификации сложных ситуаций и решению возникающих дилемм на основе рациональности»
Эта книга наглядно покажет важность этики в медицинском образовании. В целом, можно сказать, что этика всегда была и остается неотъемлемой частью медицинской практики. Такие этические принципы, как уважение к человеку, информированное согласие (согласие пациента на основании полной информации) и врачебная тайна являются основой взаимоотношений врача и пациента. Однако реализация данных принципов в конкретных ситуациях зачастую оказывается проблематичной, так как врачи, пациенты, члены их семей и прочий медицинский персонал могут расходиться во мнениях, что является правильным в конкретной ситуации. Изучение этики готовит студента к пониманию сложных ситуаций и рациональному решению возникающих дилемм. Этика, кроме того, важна при взаимодействии врачей с обществом и коллегами и при проведении медицинских исследований.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА, МЕДИЦИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЗАКОНЫ

Как будет показано в главе 1, этика была составной частью медицины по меньшей мере со времен Гиппократа, греческого врачевателя V в. до н.э., которого считают основоположником медицинской этики. Со времен Гиппократа идет понимание медицины как профессии, при овладении которой врачи дают публичную клятву в том, что будут чтить интересы пациентов выше своих собственных (подробнее см. главу 3). В этой книге станет очевидной тесная связь этики и профессионализма.
В последнее время на медицинскую этику оказали значительное влияние последние достижения прав человека. В мире плюрализма и множества культур с различными традициями основные соглашения в области прав человека создают для медицинской этики основы, не ограниченные национальными или культурными границами. Кроме того, врачи зачастую имеют дело с медицинскими проблемами, вызванными нарушениями прав человека, как, например, вынужденная миграция или пытки. Таким образом, врачи оказываются в зависимости от результатов споров о том, является ли право на здравоохранение одним из базовых прав человека, так как ответ на этот вопрос в каждой конкретной стране определяет, кто имеет право на услуги здравоохранения. В этой книге мы подробно разберем, как вопросы прав человека влияют на медицинскую практику.
«Зачастую этика предписывает более высокие стандарты поведения, нежели закон, а в отдельных случаях — даже предписывает нарушать законы, предполагающие неэтичное поведение»
Медицинская этика также тесным образом связана с законом. В большинстве стран существует законодательство, регулирующее этические аспекты работы врача в обращении с пациентом и при исследованиях. Кроме этого, медицинские регулирующие и лицензирующие органы имеют право наказать нарушителей этических норм. Но этика и закон — это не одно и то же. Зачастую этика предписывает более высокие стандарты поведения, нежели закон, а в отдельных случаях — даже предписывает врачу нарушать законы, предполагающие неэтичное поведение. Кроме этого, законы в различных странах значительно отличаются, в то время как этика есть понятие универсальное и не зависит от национальных границ. Поэтому здесь мы сосредоточимся на этике, а не на законодательстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медицина является одновременно и наукой, и искусством. Научная ее часть занимается тем, что можно пронаблюдать и измерить — опытный врач по симптомам узнает болезнь и знает, как вылечить пациента. Но наука в то же время имеет и свои границы, особенно в отношении человеческой индивидуальности, культуры, религии, прав, свобод и ответственности. Медицина как искусство предполагает применение медицинской науки и технологий к индивидуальным пациентам, семьям и сообществам — уникальным и неповторимым. Во многом отличия между различными пациентами, семьями и сообществами не являются физиологическими, и поэтому основную роль играют гуманитарные и социальные науки, и в том числе этика. Бесспорно, этика сама по себе многое заимствует и из других областей — так, например, инсценировка реальной ситуации может быть намного более эффективной, чем сухое описание сути проблемы.
Эта книга даст лишь базовое представление о предмете медицинской этики и ее центральных вопросах. Она должна стимулировать читателя к самостоятельному анализу этических аспектов медицины и в особенности того, как разрешать этические дилеммы, возникающие в каждодневной практике. Список специализированных ресурсов, которые помогут в этом, приводится в приложении В.

Читать далее

 

Михайлов Леонид Александрович - кандидат медицинских наук, Генеральный Секретарь Общероссийской общественной организации "Российское медицинское общество", член Совета Всемирной медицинской ассоциации, эксперт в области технологий корпоративного управления Центра стратегических инициатив "Частное здравоохранение"

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа