Как создать национальную медицинскую организацию ч.2

0
Выделить главное вкл выкл

Статья Л.А.Михайлова, В.Н.Ярыгина, В.К.Леонтьева, Н.Ф.Измерова, журнал Главный врач: хозяйство и право, №5, 2012г., стр.4-11 (ЧастьII)

КАК СОЗДАТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ?

(ЧАСТЬ I I)

Что, по нашему мнению, из себя должна представлять такая структура, как Медицинская Палата, и что регулировать. Эта организация должна объединять юридических лиц, то есть по организационно-правовой форме должна быть ассоциацией общественных организаций, в которую вошли бы через своих представителей такие организации, как национальная организация врачей, организации медицинских сестер, провизоров, фармацевтов и т.д., организация, представляющая врачей, работающих в государственных медицинских учреждениях, ассоциация самих врачей частных медицинских организаций, ассоциация частных медицинских организаций, ассоциация страховых компаний, занимающихся медицинским страхованием, ассоциация фармпроизводителей, ассоциация дистрибьюторов лекарственных средств, ассоциация производителей дезинфицирующих средств, ассоциация производителей медицинской техники и оборудования, ассоциация по IT-технологиям в здравоохранении, ассоциация медицинских издателей, ассоциация пациентов и т.д., то есть организации по направлениям в системе здравоохранения.

Главной функцией Палаты должна стать помощь Министерству здравоохранения в развитии самой системы здравоохранения в целом; создание системы взаимодействия между представителями этих направлений и государства. Самое главное, что ее структура вполне позволила бы реализовывать эту функцию по всем задачам в сфере охраны здоровья граждан, и материально такая организация была бы самостоятельной и независимой за счет взносов ее участников, т.к. они в ней кровно заинтересованы.

Анализ этих и многих других факторов позволил сделать заключение, что корпоративную систему управления и регулирования профессиональной деятельности врачей нужно создавать на добровольной основе, в свободном правовом поле, не разрушая действующей системы здравоохранения. Эту новую систему надо «выращивать» и «вскармливать» и только по мере ее готовности, передавать ей какие либо полномочия из сферы административного управления.

Далеко не все административные органы будут отторгать чужеродную им систему. Органы надзора будут приветствовать ее создание, поскольку это будет способствовать существенному расширению их функций, так как большинство медицинских организаций в РФ государственной формы собственности, то органы надзора в сфере здравоохранения, по сути, выполняют роль контролирующих органов. Их надзорные функции получат активное развитие только при формировании системы корпоративного управления и регулирования профессиональной деятельности врачей и, как следствие, создание системы их (аккредитации) лицензирования.

Система формирования имущества – следующее достаточное условие, которое должно быть создано. Не будем останавливаться на том, что ряд национальных медицинских организаций имеют огромные офисы и профицитные бюджеты. Они прошли путь более чем в 100 – 200 лет. Вопрос в том, как нам, не проходя их путь, решить этот вопрос сейчас в течение 2-3 лет. Вопрос пополнения бюджета организации – это не только вопрос оплаты труда большого количества персонала, содержание зданий, в которых находятся центральный и региональные офисы, или средства на реализацию своих функций. Это еще и вопрос имущественной ответственности организации за принимаемые решения. Если есть, чем отвечать, можно претендовать на права, а если нет – то и прав нет. Провести собрание не сложно, на что содержать выбранные этим собранием органы управления и финансировать деятельность организации, и как запустить этот механизм в действие – это знают только специалисты. Но если этот вопрос не решить, заранее его не просчитать, организация не сможет функционировать и выполнять возложенные на нее обязанности, а уровень врачебных разочарований уже находится ниже «ватерлинии».

Говоря о формировании имущества, нужно хорошо понимать, что без «пропуска» в действующую систему здравоохранения, находясь в изоляции от нее, врачебная корпорация имущественной базы сформировать не сможет. Этот «пропуск» действующая система выпишет только при условии принятия структурно-функциональной организации НМО. Если это не произойдет, любые объединения врачей останутся по своему статусу клубами, пусть даже по профессиональным интересам. Административная система будет их «подкармливать», однако конкурировать с аналогичными организациями, созданными в структурах врачебных корпораций экономически развитых стран, эти клубы не смогут. Рано или поздно это будет осознано, но чем позже это произойдет, тем сложнее будет проблема медицинских кадров и тем затратнее станет ее решение и в ресурсах и во времени.

Следующее достаточное условие – это система выборов. Именно она определяет выбор врача, так что без нее никак. Важно понимать, что система выборов – это система, работающая в режиме online, постоянно действующая система, и тот, кто это не понимает, не понимает сути процесса самоуправления и саморегулирования, его преимуществ перед администрированием. Без знания того, как организована эта система, невозможно провести даже общее собрание врачей в медицинском учреждении, не говоря уже о создании НМО и работе всех ее выборных органов. Нередко можно услышать мнение, что президента надо выбирать лет на 5: пока он войдет в систему, пока расставит свои кадры, пока начнет управлять. Тяжелая это болезнь – советский менталитет. Осознать, что корпорацией управляет не президент, а система, которую создают ее члены для многих, оказывается, невозможно. В крупнейших НМО всегда действуют три президента: президент элект, президент и паст президент. И это не случайно. Во-первых, каждый президент ведет свою программу, и НМО реализует три президентские программы сразу. Во-вторых, представительские функции столь важны, что выполнять их одному человеку на большой территории страны просто тяжело. И, в-третьих, президентам не надо входить в курс дела, на эти позиции всегда выбираются врачи, прошедшие хорошую политическую школу в корпорации и блестяще знающие все проблемы. При этом выбор их кандидатур всегда основан на тех политических способах решения имеющихся проблем, которые предлагают они корпорации. И способы эти базируются на представлении мнения врачей по этим проблемам в сферах, где они могут быть решены. Основой врачебного самоуправления является свободный и добровольный выбор врача, за который он и врачебное сообщество, членом которого он является, несут материальную ответственность. Без этого выбора решения просто не будут исполняться и работа корпорации остановится. Иными словами, без системы выборов невозможно создать корпорацию врачей, поскольку то, что будет создано, будет нефункционально, а значит – неинтересно государству, врачам и населению. Функция определяет структуру, а система выборов определяет функцию.

Есть еще два достаточных условия, без которых создание системы корпоративного управления и регулирования профессиональной деятельностью врачей невозможно. Это создание системы льгот и привилегий для членов врачебной корпорации и создание единого информационного пространства для членов корпорации. Как уже отмечалось ранее, есть определенная логистика в построении корпорации. Так, от выбора модели зависит структура системы выборов и система формирования имущества. При различных моделях структура этих систем может существенно различаться между собой, что безусловно будет влиять на систему формирования бюджета организации. Система льгот и привилегий как и система единого информационного пространства, так же зависят от выбора модели организации и конечно должны быть синергичны системам выборов и формирования имущества. Как функционируют эти системы в тех или иных моделях НМО и насколько они «комфортны» или «некомфортны» для врачей специалистам хорошо известно. Они знают и то, насколько финансово затратно, политически, организационно и технически трудно, а часто и не возможно совершенствовать системы формирования имущества, выборов, льгот и привилегий, единого информационного пространства в ранее выбранной модели без ее изменения. Смена модели это не только психологическая ломка устоявшегося стереотипа, но и затраты иногда превышающие доходы НМО. Итак, необходимое условие – политическое решение; достаточные условия – модель и системы: формирования имущества, выборов, льгот и привилегий, единого информационного пространства, вот те вопросы, на которые нужно получить ответы, прежде чем приступить к созданию НМО.

Только после того, как будет понимание, как создать эти достаточные условия в действующей системе, можно будет начать класть на бумагу устав организации. Уставы тоже бывают разные: для «зонтичных» организаций – это один тип устава конституционный, для организации с персональным членством – кодексный. Непонимание различий в функционировании этих разных типов уставов может существенно сказаться как на развитии самой организации, так и на ее экономическом благополучии. Некоторые руководители, которые привыкли исходить из имеющихся у них представлений о том или ином предмете и не задумывается над тем, что имеющихся представлений может быть недостаточно для принятия правильного решения. Это всегда опасно, особенно в таком деле как управление, в результате него огромное сообщество врачей большой страны может оказаться заложником чьих-то неверных решений и обреченным на заторможенное развитие. Далеко ходить не надо, достаточно оглянуться на собственную историю и ее результаты. Опасность оказаться пленником некомпетентности, к сожалению, в нашей стране очень велика и очень реальна. Единственно спасение – это доверие к специалистам, но именно их у нас почему-то не очень любят, а причина одна доминирование личных интересов над общественными.

Приняв во внимание все вышеназванные обстоятельства, следует вернуться к вопросу о принятии политического решения. Такое решение может быть принято при понимании, посредством каких действий будут созданы достаточные условия, а для этого нужны знания. Получается, что без наличия этих знаний политического решения принять нельзя. И как бы не были популярны лидеры, проталкивающие идею саморегулирования в медицинской деятельности, реализовать они её не смогут в отсутствии этих знаний, как и не смогут получить политического решения. Россия уже потеряла 20 лет в этом вопросе, но может потерять еще больше, пройдя точку невозврата.

Не скрою, как создать все эти технологии и как они «лежат» на бумаге, для нас вопрос вчерашний. И если появится заказчик в лице государства, то и вполне реализуемый. Но до тех пор, пока он не будет решен в политической плоскости, создание организации лишено смысла, и все усилия обречены на отрицательный результат.

Какое остается главное препятствие на пути к достижению положительного результата при наличии политического решения и понимания, как создать достаточные условия для создания системы корпоративного управления и регулирования профессиональной деятельности врачей.? Это менталитет! И здесь проблемы делится на три составляющие:

1-Иллюзия, что создать систему корпоративного управления и регулирования профессиональной деятельности врачей – легко, и не требует знаний и опыта, а главное культуры о необходимости, которой многие даже не подозревают. 2-Руководители органов управления здравоохранения никогда ни в теории, ни на практике не работали с этой системой.

3-Врачи в подавляющем большинстве об этой системе понятия не имеют, не говоря уже об опыте и знаниях, в отсутствии которых они вряд ли смогут выполнять функцию регулятора.

Эти недуги лечатся только одним способом, с которого и надо начинать подготовку к созданию такой системы – образованием, причем системным образованием с привлечением мирового опыта, а это программа и мероприятия, и не на один год, но и не 5-10 лет. Систему можно создать за 2-3 года и запустить в действие. При этом при наличии политического решения, правильно выбранной стратегии и тактике, финансовых средств из бюджета на ее создание не требуется. Система изначально должна быть независима и, следовательно, способна финансировать сама себя. Если же кто-то просит денег на ее создание, то он либо не понимает, как функционирует система, либо его интерес лежит в другой сфере. И еще, результаты создаваемая система должна давать сразу, что называется «с колес» и это главный признак верности принятых решений.

Да, специалистов немного. Но есть интернет-технологии и с их помощью при должной организации проблема может быть решена в течении нескольких лет, а не десятилетий. Нельзя такие сложные и жизненно важные вопросы как создание врачебной корпорации выносить на неподготовленную аудиторию. Вместе с тем, сам процесс подготовки этой аудитории, если он хорошо организован на системном уровне, имеет намного большее значение в подготовке проведения общего собрания врачей, чем само собрание.

Теперь, может быть, о самом важном. Система корпоративных отношений строится не на праве, не на разделении сфер влияния и т.п. Она строится на мировоззрении как системе духовно-нравственных ценностей, положенных в основу врачебного дела, миссии врача и миссии врачебной корпорации, выраженных в принципах организации. Она строится на понимании бесценности каждой человеческой жизни и бессмертии человеческой души, на глубоком осознании своего призвания и ответственности за полученные знания перед каждым человеком, обществом, государством, на защите интересов и социальной значимости этого призвания, как в своей стране, так и в мире, на глубине морали и масштабности врачебного мышления, его гуманности и общечеловечности. Мы очень оскудели за эти двадцать лет в своем сознании и в своем мышлении. Эта духовная бедность – причина того, что мы оказываемся не в состоянии объединиться вокруг высоких ценностей смысла человеческой жизни и занять свое место в мировой истории. Мы «работаем локтями» и даже не замечаем, какое впечатление производим на коллег и пациентов. Посмотрите, как проходят врачебные съезды, по сути, это обычные научно-практические конференции: ни одного вопроса по медицинской этике, отношений врача к врачу, врача к пациенту, прав пациентов, управления интеллектуальной собственностью, истории и теории медицины, и наконец, глобальных задач и проблем медицины и здравоохранения в государстве и мире. Таких проблем не мало, но мы как-то сняли с себя ответственность за их решение, как и за здоровье человека в стране, мы лечим, но это ведь очень обедненное отношение к призванию врача. Культура, как и мировоззрение – это основа корпорации. Нет культуры, нет и корпорации. Если смотреть «сверху вниз», то право начинается там, где заканчивается культура и мораль. Мы уперлись в право, в законы и стали нищими в культурном отношении, а без нее нам корпорацию не создать, поскольку цель ее создания – человек, пациент, население страны, население мира, сам мир, а осознание этого требует высокого культурологического развития личности врача.

Созданием системы корпоративного управления и регулирования профессиональной деятельности врачей в нашей стране занимались несколько структур, которые реально представлены тремя организациями: «Российская медицинская ассоциация», «Российское медицинское общество», «Медицинская палата». Каждая из них внесла свой вклад, и было бы справедливо, если эти организации выступили учредителями национальной медицинской организации России. Эта почетная миссия – дань уважения 20-летнему труду людей, которые нашли в себе силы следовать своим убеждениям, жертвуя многим.

Создать систему корпоративного управления и регулирования профессиональной деятельности врачей невозможно без активного и заинтересованного участия Минздрава России. Собственно он – главный заказчик этой системы, поскольку именно он должен принимать решения о передаче тех или иных полномочий от себя в ее ведение.

Есть еще одно обстоятельство, которое нельзя не учитывать. Мы в мире не одни, и за тем, что происходит в нашей стране наблюдает немало «глаз», наблюдают и делают выводы. Россия – член Всемирной медицинской ассоциации. Этика требует, чтобы любое событие, связанное с врачами, тем более создание НМО, проходило с участием представителей странчленов ВМА. Это важно и потому, что нам вместе работать. Это проявление нашей врачебной культуры и «врачебной внешней политики». Так делают все НМО. Это учтивость и дань уважения. Это демонстрация нашего отношения к зарубежным коллегам, их опыту, знаниям и достижениям. И это, прежде всего, уважение к самим себе.

Сегодня Министерство здравоохранения возглавил ученый и врач, пользующийся огромным авторитетом и доверием врачебного сообщества и в России и за рубежом. Будем надеяться, что министру удастся получить политическое добро на создание системы врачебного самоуправления и саморегулирования в нашей стране и выступить заказчиком ее создания. Однако, от того, насколько правильно и в нужной последовательности будут созданы достаточные условия для создания национальной медицинской организации, будет определяться то, сможем ли мы реализовать эту возможность или нет. Может быть, хоть на этот раз столько лет повторяющаяся история с «джентльменами удачи»: «Ребята вы откуда?, трудовые резервы, а Динамо бежит – все бегут» уйдет в историю, и на ее смену придут умные решения и нормальное полноценное развитие.

В одном из своих выступлений В.В. Путин сказал, что условием экономического развития страны является передача полномочий из сферы административного управления в сферу правового и профессионального регулирования, заметьте, «условием развития». Нет условий, нет и развития. Поэтому, если хотим решить проблему, надо создавать условия. И начинать это делать надо без правового нигилизма – «приказов», а на основе свободного выбора врачей, потому что врачебная корпорация создается, прежде всего, в интересах врача, его миссии и призвания. Если врач не видит своего интереса в корпорации, она не сможет существовать. А интерес в том, что бы врач сам принимал решение и сам нес ответственность за них. Врачам России можно и нужно доверять и они оправдают это доверие. Не они виноваты в том, что учились и работали в системе, которая не давала им самостоятельно развиваться и управлять профессией и обязанность государства в лице его руководителей исправить эту ошибку, создав условия для развития морального и профессионального потенциала врача в интересах страны и на благо людей.

Выборы – очень важный механизм, обеспечивающий жизнедеятельность общества и потому требующий постоянного совершенствования на всех уровнях. Без выборов невозможно сформировать функцию. Допустим, общество врачей формально выбрало президента, в результате президент начинает действовать от себя лично и не всегда в интересах общества. В действительности деятельность президента врачебного общества вся направлена на изучение мнения врачей и его представления как в органах государственной власти на всех уровнях, так и в других инстанциях и организациях, включая международные организации. Выбирая президента, врачи выбирают свой представительный орган. Если не будет выбора кандидатов на этот пост, то мнения врачей представлять будет некому и , значит, этот функционал будет потерян для врачей, а вместе с ним и одна из важнейших функций корпорации.
 

 

Михайлов Леонид Александрович - кандидат медицинских наук, Генеральный Секретарь Общероссийской общественной организации "Российское медицинское общество", член Совета Всемирной медицинской ассоциации, эксперт в области технологий корпоративного управления Центра стратегических инициатив "Частное здравоохранение"

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа