С чего начинается создание СРО в здравоохранении?

1
Выделить главное вкл выкл

Статья основателя и директора «Петербургского медицинского форума» Ануфриева С.А.

 
Сейчас на волне дискуссий о том, с чего начинать создание медицинских СРО, мне видится важным оценить «эволюцию» российского здравоохранения (с точки зрения врача, как носителя профессии) и понять какими должны быть первые шаги в этом направлении для каждого врача, медицинской клиники.

Согласно законодательству ключевым моментом в создании СРО является наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. К сожалению, все мы имеем печальную историю внедрения стандартизации, идущую сверху, которую многие эксперты оценивают как «сизифов труд» [1]. А многочисленные нормотворческие инициативы Минздравсоцразвития РФ в области установления порядков оказания медицинской помощи по различным профилям не выдерживают никакой критики (см. например мнения экспертов по проекту приказа МЗ и СР  РФ «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «косметология»)[2] .

Современные стандарты оказания медицинской помощи подразумевают мощную синергию морально-этических, нормативно-правовых, финансовых, организационных, технологических, фармакологических составляющих (смотрите, например, стандарты в здравоохранении США[3]). Давайте вместе с вами оценим, что из вышеперечисленного соответствует мировому уровню развития. Ответы – риторические. Но мне представляется важным остановиться подробнее на морально-этических «стандартах» сегодняшнего дня в здравоохранении. Для врачей, руководителей государственных и частных клиник эти слова должны были быть близки с момента посвящения в профессию и до окончания жизни. И не случайно, любое объединение врачей или клиник в зарубежных странах начинается с формулирования не «типового» этического кодекса, а продуманного и согласованного документа, обязательность выполнения которого должна строго соблюдаться. В России же рождаются совсем гротесковые ситуации, как например, когда одна из санкт-петербургских ассоциаций приняла «Этический кодекс», в то время как ее члены активно практикуют между собой выплаты агентских вознаграждений за направление пациентов друг к другу.

Но наша история показала, как в отечественном здравоохранении за последние 20лет (с 1991 года) происходила ползучая эрозия принципов этики, деонтологии, биоэтики. «Вхождение» нашей страны в рыночную экономику привело не только к коренной перестройке отраслей народного хозяйства, но и всей системы социальных отношений, ценностей и морали. В России воцарились жестокие принципы социал-дарвинизма, специфичных рыночных отношений, пустившие свои корни и в медицине. Здравоохранение, медицинская клиника, врач стали существовать в этой новой системе экономических, социальных и нравственных норм и правил.

Прежде всего, врач оказался один на один со страдающим и несчастным пациентом, поскольку разрушилась нормативно-правовое, финансовое, материально-техническое, лекарственное обеспечение некогда одной из крайне зарегулированных, но и эффективных систем здравоохранения мира. Да еще и с мизерной зарплатой и полным падением уважения к людям этой нелегкой профессии. Долго не могли понять врачи, как они (да и большинство населения России) оказались не нужны государству для решения его же конституционных задач по поддержанию здоровья нации. С этого момента врач стал последовательно становиться де-факто индивидуальным предпринимателем. Для обеспечения себя нормальной зарплатой он стал рассматривать пациента как источник заработка, а уж потом как человека, требующего медицинской помощи. Единичные врачи пошли по цивилизованному пути - стали создавать свои частные медицинские центры и бороться за создание собственной качественной локальной системы медицинского обслуживания. Кто-то вообще ушел из профессии, кто-то остался на том же месте и сумел сохранить в разваливающейся системе здравоохранения самое главное – личное соблюдение принципов этики и деонтологии. Ибо, какписал А.И. Солженицын, больней и опасней нашего хозяйственного хаоса — наш кризис духовный. И мы видим, как несоблюдение деонтологических и этических норм быстро превращает врача в средневекового шарлатана с закономерным следствием - полной утратой доверия к нему.

Здравоохранение захлестнули теневые платежи, гипердиагностика, излишние назначения лечебных процедур и лекарственных препаратов, торговля БАДами, агентские выплаты за выписывание лекарств, направление к врачам-специалистам или на дорогостоящее лечение, - вот тот неполный список «прегрешений» ряда врачей, известный любому пациенту. Достаточно посмотреть заголовки газет и названия телепередач за 2008-2010 годы, которые пестрят страшными словами: «врачи-убийцы», «врачи-палачи» и прочее. По степени воздействия на население и шокирующему эффекту они не уступают публикациям в газете «Правда» времен «дела врачей-убийц» 1953 года.

Все это привело к тому, что большинство врачей не только «де факто» перестали быть элементом социальной системы здравоохранения, разделять и выполнять ее цели по охране здоровья населения (а это прямой путь к вымиранию населения страны), но и стали профессионально деградировать. Во-первых потому, что все равно подавляющее большинство пациентов не сможет получить современное, европейского уровня лечение, основанное на принципах доказательной медицины, а во-вторых потому, что успешен не самый компетентный врач, а тот, который сумеет «выжать» деньги из пациента.

Пациент, врач и государственная система здравоохранения стали жить параллельными мирами. Но современная медицинская помощь это не только знания, навыки и профессиональное искусство врача, это и современное оборудование, лекарства, взаимодействие специалистов и учреждений разных уровней, это система оказания медицинской помощи на разных уровнях специализации, etc. Врач, ставший предпринимателем, работающий без эффективной системы здравоохранения, вне системы действующих принципов деонтологии и медицинской этики оказался громоотводом во всех конфликтах и острых ситуациях с пациентами, которые приводят к столь драматическим развязкам, как самоубийство доктора при возникновении врачебной ошибки[4]. Для примера можно сказать, что по данным главного патологоанатома Санкт-Петербурга доля врачебных ошибок в различных городских медучреждениях составляет от 3% до 35%[5].

Усугубляет «одиночество» и «внесистемность» врачей и отсутствие в России дееспособных врачебных ассоциаций, которые могли бы взять на себя широкий спектр задач: от морально-этической и юридической защиты врача (да и всей профессии) до лоббирования интересов всей отрасли перед правительством и государством. А пока существующая система управления отраслью делает врачей заложниками управленческих решений чиновников (как на уровне конкретного учреждения, так и на уровне всей страны), чьи интересы подчас далеки от интересов отрасли и пациентов.

Врач оказался между молотом и наковальней, где молот – это желание достаточно информированных (в т. ч. и благодаря интернету) пациентов получить современного уровня медицинскую помощь, а наковальня – государство, которое, несмотря на свою декларируемую социальную направленность, оказалось не способным ее обеспечить. Системные преобразования отрасли были заменены точечными инъекциями в виде национальных проектов. В такой ситуации каждый врач, коллектив, клиника, медицинская ассоциация решают - на какие идеологические принципы опереться в стратегии своего выживания и развития в новом посткризисном мире. От выбора этих принципов и зависит их дальнейшая судьба. Можно с уверенностью сказать, что митинги врачей в Архангельске[6] в мае и июне 2009 года были не столько социальной акцией протеста, сколько открытым заявлением врачей о невозможности выполнять добросовестно и в соответствии с нормами медицинской этики свой профессиональный долг. И в этом смысле данная акция - пример честной и активной позиции в массе своей политически пассивного медицинского сообщества.

История медицины, современное медицинское сообщество выработали этические кодексы, которые стали ценностными ориентирами для врачей во всем мире. Сохранить уважение к себе как к профессионалу, обеспечить достойную жизнь своей семье, не поступаясь принципами этики, сделать правильный выбор личностного и организационного развития – такие задачи предстоит решать в сегодняшней непростой ситуации. Формулирование и соблюдение прежде всего этических стандартов, отвечающих достижениям мировой медицины, должно быть первым шагом медицинского сообщества в создании саморегулирования в здравоохранении.
 


--------------------------------------------------------------------------------

[1]Саморегулирование в здравоохранении: возможности развития и новые задачи государственного контроля.
И.Ф.СЕРЁГИНА, Д.В.ПИВЕНЬ, И.С.КИЦУЛ «ВЕСТНИК РОСЗДРАВНАДЗОРА» № 1-2010
 
[3]
http://www.jointcommission.org
[4]
http://www.mk.ru/11822.html
[5]
http://www.newspb.ru/allnews/1174088/
[6]
http://www.regnum.ru/news/1169711.html

Обсуждение

  1. Уткин Юрий Григорьевич

    Согласен на 98%. А какова практическая сторона? Что мне, частному врачу сделать конкретно? Где медицинская СРО в Петербурге?

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа