Выступление Сергея Мисюлина на заседании Координационного Совета Минздравсоцразвития России по развитию малого и среднего предпринимательства

0
Выделить главное вкл выкл

О проблемах в профессиональном медицинском образовании, создающие барьеры для развития малого и среднего бизнеса в здравоохранении

На заседании Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере образования и науки 25.05.2011 отмечалось отсутствие должного законодательного регулирования в сфере дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в части государственной аккредитации и лицензирования образовательных учреждений (организаций).


Считаем целесообразным в рамках деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы рассмотреть следующие вопросы, связанные с государственной аккредитацией образовательных программ дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).


На сегодняшний день в сфере ДПО сложилась следующая ситуация. В нарушение законодательства об образовании Рособрнадзор до 1 января 2011 года выдавал учреждениям высшего профессионального образования лицензию на право осуществления образовательной деятельности, в приложении к которой не были перечислены программы дополнительного профессионального образования. Вместо перечня программ ДПО в приложении к лицензии указывалось «Профессиональная переподготовка руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза» (свыше 500 часов) и «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза» (от 72 до 500 часов).


В приложении к свидетельству о государственной аккредитации, выдаваемому Рособрандзором учреждениям ВПО, также вместо перечня аккредитованных программ ДПО указывалось «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза».


Согласно абзацу 1 части 1 статьи 33.2 Закона об образовании государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона об образовании образовательная организация может выдавать документы государственного образца только по аккредитованным программам.


Таким образом, вузы получили право выдачи документов государственного образца по программам ДПО, которые вуз разработает и будет реализовывать в период имеющейся у образовательной (научной) организации государственной аккредитации. При этом предусмотренная законодательством процедура государственной аккредитации образовательных программ ДПО не проводилась.


В соответствии с пунктом 9 статьи 9 Закона об образовании в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования.


Таким образом, в соответствии с законодательством вузы, иные образовательные и научные организации, реализующие программы ДПО, к которым федеральным законом не установлены государственные требования, не имеют права выдавать документы государственного образца.
Вместе с тем наличие в приложении к свидетельству о государственной аккредитации вместо перечня программ ДПО записи «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза» формально предоставляет вузу право выдачи документов государственного образца по всем программам ДПО, в том числе, по программам, к которым государственные требования не установлены.


В этой связи вузы, ранее получившие аккредитацию, продолжают выдавать документы государственного образца об образовании по программам ДПО, к которым не установлены государственные требования. В то же время организации, реализующие только программы ДПО, аккредитацию по этим программам получить не могут, так как с января 2011 года аккредитация программ ДПО, к которым не установлены государственные требования, приостановлена (до января 2011 аккредитация указанных программ ДПО осуществлялась).


Третья проблема, требующая решения, состоит в том, что федеральные органы исполнительной власти в своих нормативных правовых актах, регламентирующих подведомственные виды деятельности, для получения разрешений (лицензий) устанавливают требование наличия документов государственного образца об образовании по программам дополнительного профессионального образования, освоение которых в соответствии с законодательством является обязательным для осуществления того или иного вида деятельности.


В здравоохранении в соответствии с п.4 Порядка, утв.приказом №705н от 9 декабря 2008г., профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводится образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, по образовательным программам; п.9 слушателям, освоившим образовательную программу повышения квалификации, выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца, слушателям, освоившим образовательную программу профессиональной переподготовки, выдается диплом профессиональной переподготовки государственного образца.
Учитывая изложенное, на рынке оказания образовательных услуг по обучению по программам ДПО имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства:


со стороны Рособрнадзора части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Признаки нарушения содержатся в приложениях к лицензии и свидетельству о государственной аккредитации вузов, в которых вместо перечня соответственно лицензированных и аккредитованных программ ДПО имеется запись «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза»;


со стороны вузов пункта 2 части1 статьи 14, в соответствии с которым не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей. Признаки нарушения содержатся в рекламных проспектах вузов, указывающих на то, что программы ДПО соответствуют государственным стандартам (государственным требованиям), а также то, что по результатам освоения этих программ обучающийся получит диплом государственного образца.


Для решения вышеуказанных вопросов мы предложили ФАС России следующее.
Минобрнауки России:
-    внести изменения в законодательство об образовании, обеспечивающие возможность получения государственной аккредитации для образовательных программ ДПО в части программ переподготовки специалистов (проект прилагается);


-    в целях защиты конкуренции на рыке образовательных услуг в сфере ДПО отменить соответствующим нормативным правовым актом государственную аккредитацию программ ДПО, к которым не установлены федеральные государственные требования и запретить выдачу по результатам освоения указанных программ документов государственного образца, что должно являться обязательным как для образовательных организаций ДПО, так и для вузов, осуществляющих обучение по программам ДПО(за исключением переподготовки специалистов).


-    федеральным органам исполнительной власти подготовить проекты федеральных законов, либо нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, либо нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки должны устанавливаться федеральные государственные требования.


Вышеизложенная позиция представлена в ФАС России. А ФАС России представила в Минобрнауки России письмом ФАС России от 01.06.2011 №ИА/20999 (в части компетенции Минобрнауки России).

Наши предложения:
Часть 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 «Об образовании» дополнить абзацем вторым в следующей редакции:
«Требования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами, также обязательны при реализации программ дополнительного профессионального образования в части переподготовки специалистов, за исключением требований к объему такой образовательной программы. Требования к объему программ дополнительного профессионального образования в части переподготовки специалистов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере образования.».

 

Мисюлин Сергей Сергеевич - кандидат медицинских наук, Исполнительный директор СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа