Послание Президента Российской Федерации. Оно для кого? Кому?

0
Выделить главное вкл выкл

Мне всегда казалось, что оно адресовано тем, кто исполняет, реализует государственную политику как внешнюю, так и внутреннюю – делайте, так как сказал президент

Послание Президента Российской Федерации
Оно для кого? Кому?

Мне всегда казалось, что оно адресовано тем, кто исполняет, реализует государственную политику как внешнюю, так и внутреннюю – делайте, так как сказал президент. Я думал, полагал, ждал, что так и будет – будет так, как сказал Президент РФ. Наивно. Хотя жаль, на мой взгляд, мысли Президент озвучивает правильные, речь его полна уверенности, решимости, искренности и любви к своей Родине, к России. Как можно это не поддержать, да еще если ты государственный служащий, это твоя работа и тебе за это деньги платят. Удивляет.


10 лет назад . 26 мая 2004 года. Москва. Кремль. Из послания Президента РФ…

«Теперь – о модернизации здравоохранения. Мы уже не первый год об этом говорим, но преобразования здесь идут вяло, медленно и пока не дают каких-либо значимых результатов.
Одной из главных причин такого положения дел остается неэффективность отечественного здравоохранения. И по сей день во всей системе предоставления медицинских услуг их качество и доступность  продолжают снижаться, а затраты только растут.
Гарантии бесплатной помощи часто носят декларативный характер. А люди так и не понимают, что могут получить бесплатно, а за что – должны доплачивать.

Главная цель модернизации российского здравоохранения – повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого прежде всего следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны.

Детализация стандартов дает возможность посчитать реальную стоимость этих услуг и перейти от сметного принципа содержания медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. И одновременно надо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования.
Правительство и парламент должны обеспечить правовую базу обязательного медицинского страхования, государственных гарантий медицинской помощи, частной медицинской практики, оказания платных услуг.» (1)

Вот вроде все понятно Президент сказал. Ответственных назначил. И что?

2014 год. Спросите любого гражданина страны: что по полису ОМС бесплатно, а за что следует платить – вы не получите ответа. Спросите рядом сидящего, стоящего, идущего, лежащего соседа, спросите… Что именно и сколько (в каком объеме), ну в смысле по ОМС?

Однако есть граждане, которые ответ для Президента знают, это работники фонда(ов) ОМС. Ответ гениальный – бесплатно ВСЁ. Все, услуги которые входят в программу ОМС.

Проблема только в том, что в программе ОМС до сих пор нет описания услуг, там виды медицинской помощи перечислены. А указанные объемы медицинской помощи не служат твердым ориентиром даже для тех, кто считает стоимость программы ОМС. Это и не ограничительные объемы потребления медицинской помощи для граждан и не расчетные для служащих.

И здесь будет еще раз уместна цитата из послания Президента РФ Путина В.В. от 2004 года: «А люди так и не понимают, что могут получить бесплатно, а за что – должны доплачивать… гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны.»

Сколько раз можно это повторять. Я бы здесь добавил слова усилители, хорошо всем известные, но непечатные…

Справедливости ради следует отметить, что стандарты оказания медицинской помощи разработаны и детализированы. Это правда, есть такое. А вот дальше беда, видать опять не дочитали, недослышали Президента РФ: «Детализация стандартов дает возможность посчитать реальную стоимость этих услуг и перейти от сметного принципа содержания медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования».

Назовите хоть один регион РФ, который перешел на оплату по услугам входящим в стандарт?
Есть рассчитанная стоимость каждой услуги входящей в стандарт, по данному стандарту ( по всему перечню услуг) оказывается медицинская помощь, набегает некая общая стоимость, где стоимость стандарта – это совокупная стоимость всех услуг, входящих в стандарт, она и выплачивается медицинской организации… При этом, стоимость услуг медицинской организации рассчитана исходя из затрат на соблюдения порядков оказания медицинской помощи, включая табель оснащения. Что, вот так прям и реализовано? Подскажите, где такое чудо есть.

2014 год. Наши дни. Россия. В системе ОМС при реализации медицинской помощи в амбулаторном звене доминирует принцип подушевого финансирования – классический бюджетно-сметный механизм финансирования поликлиник, он никоим образом не связанный с наступлением страховых событий (страховыми принципами), но его отменять даже и не собираются, скорее наоборот.

Там, где расчеты идут по законченному случаю или даже по посещениям, а также при оплате стационарной медицинской помощи, стоимость учетных единиц объема выполненной медицинской помощи никоим образом не увязана со стоимостью услуг входящих в стандарт оказания медицинской помощи. И уже тем более стоимость услуг реализуемых в ОМС даже и не рассчитывалась с привязкой к стоимости затрат на исполнение порядков оказания медицинской помощи.

2014 год. Наши дни. Россия. Как считаются тарифы в ОМС? Принцип прост: считаются смета затрат ЛПУ и делится на плановый для данного ЛПУ объем показателей (число посещений, число прикрепленных, число законченных случаев и т.п.) Варьируются показатели цена / объем. Если денег ЛПУ не хватает – либо повышают стоимость тарифа именно для этого ЛПУ, либо добавляют объемы, из так называемого гос.задания, отбирая эти объемы у других ЛПУ. Отсюда разница тарифов на одинаковые услуги. Работники фондов ОМС, это и не скрывают : разные тарифы – потому что у ЛПУ разные затраты. Затраты больше – тарифы больше. Не, ну конечно не только в этом секрет, но это уже относится к другой части послания Президента, надеюсь, вы меня понимаете.

2014 год. Наши дни. Россия. До сих пор в системе ОМС существует план - задание по выполнению объемов оказания медицинской помощи. Его планируют исходя из сметы затрат ЛПУ. Его делят между ЛПУ. По существу это и план, и одновременно задание оказание медицинской помощи при обращении застрахованного по ОМС гражданина, т.е. получается что, это план задание на страховые события. Как это можно соотнести с принципами страхования, в фундаментальной основе которого лежит вероятность и случайность страховых событий ? В ОМС что, случайности и вероятности все по плану и заданию? Да. По плану и заданию, национальная особенность, страна такая.

Как в рамках принципов страхования, можно требовать от поликлиник, находящихся на подушевом финансировании, выполнения плана посещений? А вот так требуют и все. Нужно увеличить число страховых событий – выполнить заданный план посещений, если не выполнишь – уменьшат тариф.

Как в рамках принципов страхования, можно отказать в медицинской помощи при обращении застрахованного по ОМС, на основании того, что ЛПУ уже весь свой план - задание еще, например, в июне выполнило? А застрахованный, который заболел (страховое событие) в августе тут причем? Ему как быть? Почему на нем объемы кончились то? Почему он врача должен выбирать, там, куда объемов фонд ОМС больше распределил. А вот так. Отказать и все. План есть план.

1 год назад. 12 декабря 2013 года, 13:15  Москва, Кремль Из послания Президента РФ…

В последние годы нам многое удалось сделать для развития здравоохранения. Выросла продолжительность жизни. Снижается смертность от сердечно-сосудистых и ряда других заболеваний. Но мы по-прежнему далеки от нужных показателей.
Базовый вопрос – это реальный переход к страховому принципу в здравоохранении. Сегодня функция ОМС, по сути, сводится к «прокачке денег» до получателя, но только не через бюджет, как раньше, а через внебюджетный фонд. Задача – совершенно другая. Задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла ответственность человека за своё здоровье, появились финансовые стимулы к здоровому образу жизни, а страховые компании были заинтересованы в том, чтобы медицинские учреждения предоставляли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку их работе, чтобы у пациента была, наконец, возможность выбрать то медицинское учреждение, которое, по его мнению, работает лучше.

Система ОМС должна в полной мере финансово обеспечить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи. Это касается и общего объёма средств, и их доведения до конкретной больницы или поликлиники. При этом пациент должен точно знать, какую помощь ему обязаны предоставить бесплатно, а врач – понимать, по каким принципам оплачивается его работа. (2)

Сколько раз можно это повторять. Я бы здесь добавил слова усилители, хорошо всем известные, но непечатные…

2014 год. Смотри выше изложенное.

Наши дни. 4 декабря 2014 года, 13:20  Москва, Кремль Из послания Президента РФ…

Что касается системы здравоохранения, то в течение следующего года здесь необходимо завершить переход к страховым принципам, отладить все механизмы, чтобы не было сбоев. У нас давно об этом говорится, мы давно этим занимаемся, но по-настоящему страховая медицина так и не заработала. Важно, чтобы работа здравоохранения по страховым принципам была понятна и гражданам, и самим медицинским работникам.

Прошу Правительство обеспечить внедрение необходимых изменений в законодательство. (3)
Сколько раз можно это повторять. И все-таки. Я бы здесь добавил слова усилители, хорошо всем известные, но непечатные…

Что с этим делать? Ну а вы чтобы делали с подчиненными, которым вы уже десять лет подряд говорите одно и тоже? При этом они, подчиненные, вроде бы все понимают, аплодируют, денег на исполнение просят. И вы вроде как и даете 100 миллиардов, потом еще 100 миллиардов, потом еще, еще… и вроде как тебе отчитываются мол и то купили, и то построили, и тем денег дали… И вроде бы как и успех есть – «демография растет», и вроде бы ты понимаешь, что это не совсем «медицинский успех», но все же соглашаешь, записываешь это в актив здравоохранения…

И вроде все обсуждается, согласуется, доносится до сведения…

…. надо отдавать себе отчет, что простого повышения зарплаты для решения проблем бюджетного сектора экономики недостаточно. Давно назрела необходимость в таких финансовых решениях и механизмах, которые способны мотивировать к достижению эффективных результатов и сами организации социальной сферы. (4)
Правительству, региональным властям, органам местного самоуправления необходимо системно работать над модернизацией указанных отраслей и эффективно использовать уже имеющиеся здесь значительные ресурсы. (5)

Уважаемые коллеги! Какие бы задачи мы ни решали: в культуре, экономике или социальной сфере – мы обязаны искать самые эффективные пути и методы их реализации. (6)
…модернизация – это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфер..(7)

Все мы – я не знаю таких, кто был бы против, – говорим о необходимости реструктуризации в различных отраслях, но, как только реструктуризация начинается, начинается стон по всей Руси великой: и то нельзя трогать, и к этому нельзя подходить. Вот от этого мы должны уходить, избавиться от этого. Если понимаем, что надо делать, то надо делать, но в то же время делать надо с умом. (8)

А потом бах… протестное движения в среде исполнителей медицинских услуг в ряде городов России и недовольство в среде потребителей медицинских услуг качеством медицинской помощи…

И опять, опять заходит речь о необходимости реформ здравоохранения, уже модернизированного здравоохранения, оснащенного современным медицинским оборудованием, пропитанным современными IT-технологиями, работающего в условиях энергосберегающих технологий, с развитой инфраструктурой, управляемой эффективной системой отраслевого менеджмента.

И что? Что в этом случае делать?

На мой взгляд, Президент тоже об этом сказал.
Во всех посланиях Президентов в новейшей истории России очень много говорится об эффективности государственного управления, необходимости развития конкуренции, соблюдения принципов эффективности в бюджетных расходах, о коррупции и как с ней бороться, о принципах работы государственных чиновников в современных условиях и т.д. и т.п. Об этом все сказано. Но вероятно, здесь тоже требуются слова усилители. Страна такая. Особенная.

Президенту РФ пожелать терпения и настойчивости.
Хотя и особенная у нас страна, но она наша - наша Родина.

1. 26 мая 2004 года, http://archive.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type63372type63374type82634_87049.shtm
2. 12 декабря 2013 года, http://www.kremlin.ru/news/19825
3. 4 декабря 2014 года, http://www.kremlin.ru/transcripts/47173
4. 25 апреля 2005 года, http://archive.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type63372type63374type82634_87049.shtm
5. 10 мая 2006 года, http://archive.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml
6. 26 апреля 2007 года, http://archive.kremlin.ru/appears/2007/04/26/1156_type63372type63374type82634_125339.shtml
7. 30 ноября 2010 года, http://www.kremlin.ru/transcripts/9637
8. http12 декабря 2012 года, www.kremlin.ru/news/17118

 

 

Рабцун Евгений Анатольевич - кандидат медицинских наук, Президент СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, ведущий эксперт по вопросам реализации системы ОМС в частном здравоохранении

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа