Состояние российского здравоохранения в понимании участников рынка медицинских услуг. Мифы и реальность

0
Выделить главное вкл выкл

Тезисы доклада Мисюлина Сергея Сергеевича, к.м.н., на IV-ом Национальном Конгрессе частных медицинских организаций

Одна из родовых травм российского здравоохранения – введенная в 1991 году система ОМС. Данная система ничего не решила для пациента, а стала лишь дополнительным налогом для всех нас.

Более 25 лет с нас взимают деньги в систему ОМС, а затем не мы, а чиновники от здравоохранения решают, как быть с собранными деньгами. При этом все чиновники от здравоохранения ангажированы исполнительной властью. К сожалению, ни пациенты, ни чиновники не знают, чего они хотят от сегодняшнего здравоохранения России, кроме желания последних эффективно растаскивать собранные в систему ОМС деньги. Не может быть эффективной экономики при такой ущербной для граждан системе здравоохранения. Сегодня в России из-за экономических проблем постепенно сокращается и частная медицина, пользоваться которой вчера еще могли определенные категории населения, замещая свою неудовлетворенность государственным здравоохранением. Любые реформы в здравоохранении откладываются на потом, после очередных думских или президентских выборов, чтобы не напрягать электорат. Реально необходимые действия замещают видимостью действия в виде поддержки мыльного пузыря Национальной медицинской палаты, аккредитации медицинских работников, постоянно изменяющимися правилами осуществления медицинской деятельности и государственного надзора.

Сегодня заявления руководителей сферы, что в стране наблюдаются позитивные изменения в системе здравоохранения, – это мифы, а в реальности:

1. Происходит снижение доступности и качества медицинской помощи и увеличение стоимости лекарственного обеспечения.

2. Сдерживается всеми доступными способами участие частных медицинских организаций в выполнении Программы государственных гарантий.

3. Создается монополизация минздравом последипломного образования и возможности участия в реализации непрерывного медицинского образования лишь тем образовательным структурам, которые определяет не министерство образования выданными образовательными лицензиями, а минздрав по своему списку.

4. Изменение системы высшего медицинского и последипломного образования происходит ради оправдания целесообразности аккредитации медицинских работников. Введение института аккредитации вместо более эффективного института лицензирования врачей, существующего в большинстве развитых и не очень развитых стран мира.

5. Существующая система ОМС никогда реальным страхованием не являлась (уже 25 лет). Исполнительная региональная власть просто финансирует государственные ЛПУ в течение года, а не оплачивает возникающие страховые случаи.

6. Надзор за медицинской деятельностью постоянно законодательно претерпевает изменения в угоду органам надзора, а не в интересах пациентов.

7. Отсутствуют для пациентов, врачей и плательщиков сколько-нибудь объективные показатели качества оказания медицинской помощи.

8. Сегодня не позволяют сформулировать конкурентную среду в медицине такие факторы как: консервативная форма собственности медицинских учреждений (ЛПУ), неопределенность развития и роли частного здравоохранения в существующей системе национального здравоохранения, несоответствующей действию классических экономических законов и условиям конкуренции и конкурентноспособности.

9. Созданные и утвержденные порядки оказания медицинской помощи и стандарты оснащения (которым сегодня уже 3-4 года) никто пересматривать не собирается, хотя в них даются ссылки на приказы, которые уже отменены и их заменили другие. Это напоминает коммунистические догмы, которые не менялись десятилетиями. Сегодня никто из главных внештатных специалистов не предлагает пересматривать существующие документы, исходя их появления новых технологий в медицинской науке и практике. А органы надзора успешно осуществляют свою деятельность в реалиях вчерашнего дня. Меняются лишь суммы штрафов.

10. До сих пор министерство здравоохранения проповедует создание в России административно-общественной системы управления медицинским сообществом. Нет понимания в необходимости государственной поддержки создания общественной Национальной врачебной организации, консолидированно отвечающей за своих членов перед пациентами и государством. Во многих законодательных актах говориться о правах и ответственности профессиональных объединений, но никто не создает правовых условий для их появления. От государства нет заказа на их создание. В России отсутствуют специалисты по реализации корпоративных технологий в профессиональном сообществе.

Мы надеемся, что развитие консолидации предпринимательского сообщества и института саморегулирования по предпринимательскому и профессиональному типу будет способствовать развитию добросовестной конкуренции, противостоять коррупции и существующей государственной монополии в области здравоохранения.

 

Мисюлин Сергей Сергеевич - кандидат медицинских наук, Исполнительный директор СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа