Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

0
Выделить главное вкл выкл

Проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2010 г. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология

Форма заключения
утв. Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 01.04.2010 N 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы
Проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2010 г.
Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология

Независимыми экспертами Тихомировым А.В. (св-во об аккредитации № 000605 от 04 декабря 2009 г.), Лазаревым С.В. (св-во об аккредитации № 000783 от 06 мая 2010 г.), Борисовым Д.А. (св-во об аккредитации № 000697 от 05 мая 2010 г.), уполномоченными Министерством юстиции РФ на проведение экспертизы на коррупциогенность, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, проведена антикоррупционная экспертиза

Проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2010 г.
Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология

в целях выявления в нем коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В представленном Проекте приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2010 г. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология выявлены коррупциогенные факторы (в соответствии с пунктами 3 и 4 методики утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96):
Пункт 3
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
Пункт 4
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:

1. Пункт 1 Приложения к проекту Приказа об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология (далее Порядок) дополнить фразой «не устанавливает лицензионные требования и условия для осуществления медицинской деятельности, является рекомендательным».
В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1:
«Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность.»
В соответствии со ст.3 Федерального закона №128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» установление лицензионных требований и условий предусмотрено положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, в соответствии со ст.5 утверждение положении о лицензировании конкретных видов деятельности отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования.
В Положении о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) отсутствуют лицензионные требования о соблюдение порядков оказания медицинской помощи и стандартов оснащения медицинским оборудованием.
Поскольку установление лицензионных требований и условий не относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ, то первоначальная формулировка п.1 Порядка приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 а, б).

В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1:
«Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.» В законе не раскрывается содержание стандартов, структура порядка и общеобязательность их исполнения.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321) Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
5.2.12. порядок оказания медицинской помощи;
5.2.14. стандарты медицинской помощи, стандарты оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием.
В постановлении не раскрывается содержание стандартов, структура порядка и общеобязательность их исполнения.
В соответствии с пп. д), е) п. 3 Положения об организации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 августа 2008 г. N 410н) Порядок может включать в себя примерный табель оснащения и рекомендуемые штатные нормативы.
Поскольку в законе и постановлении не раскрывается содержание и виды стандартов, структура порядка и общеобязательность их исполнения, то требование об общеобязательности Минздравсоцразвития РФ, вытекающее из первоначальной формулировки п.1 Порядка приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, е, ж, п.4 а, б, в).

2. Пункт 4 Порядка изложить в следующей редакции:
«4. Медицинская помощь по профилю косметология может оказываться в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения при условии согласия собственника и включения данного вида медицинской помощи в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».
Поскольку определение направлений деятельности относится к компетенции собственника (органов управления здравоохранением), а государственные и муниципальные учреждения в соответствии с Уставами предназначены для выполнения программы государственных гарантий, то при отсутствии данного вида медицинской помощи в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи первоначальная формулировка п.4 Порядка приведет к коллизии права: государственные и муниципальные учреждения получат право на платное оказание данного вида помощи (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 в).

3. Пункт 5 Порядка исключить.
Пункт 6 Порядка исключить.

В соответствии с абз.1 ст.37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1: оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с п.16 ст.5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 к Полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;
В Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321) отсутствуют полномочия по утверждению программы государственных гарантий, данными полномочиями обладает Правительство РФ.
Поскольку утверждение программы государственных гарантий не относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ, то наличие п.5 и 6 в Порядке приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 д).

4. Пункт 14 Порядка исключить.
Пункт 15 Порядка исключить.
В соответствии с абз.1 ст.43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1: «В практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке».
В соответствии с пп. 5.3.2.1. п. 5.3.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №323) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет следующие полномочия: выдает разрешения на применение новых медицинских технологий.
В соответствии с пп. е) п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации является лицензионным требованием, нарушение которого относится к грубым и может повлечь аннулирование лицензии.
Поскольку разрешение применения методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий не относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ, то наличие п.14 и 15 в Порядке приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 в).

5. п.4 Приложения №1 к Порядку – исключить.
п.5 Приложения №1 к Порядку – исключить.
Приложение № 2 к Порядку – исключить.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста.
Квалификационные требования установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», в данном Приказе не содержатся требования о тематических усовершенствованиях.
В соответствии с пп. г) п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) наличие специалистов, имеющих высшее профессиональное (среднее) образование и сертификат при осуществлении медицинской деятельности, является лицензионным требованием, нарушение которого относится к грубым и может повлечь аннулирование лицензии.
Поскольку в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в Положении о лицензировании медицинской деятельности, а также в Квалификационных требованиях не содержатся требования о тематических усовершенствованиях, то наличие п.4 Приложения №1 и Приложение № 2 к Порядку приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 а, б, в).


6. Предпоследний и последний абзацы п.6 Приложения №1 к Порядку (требования к организации кабинетов, квалификации медицинского персонала и оснащению кабинетов) – исключить.
Приложение № 3 к Порядку – исключить.
Приложение № 4 к Порядку – переименовать вместо «Стандарт оснащения отделения косметология» назвать «Примерный табель оснащения отделения косметология».
В Положении о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) отсутствуют лицензионные требования о соблюдение порядков оказания медицинской помощи и стандартов оснащения медицинским оборудованием.
Площади кабинетов устанавливаются Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативами СанПиН 2.1.3.1375-03, принятие таких правил относится к компетенции Главного государственного санитарного врача РФ.
В соответствии с пп. д), е) п. 3 Положения об организации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 августа 2008 г. N 410н) Порядок может включать в себя примерный табель оснащения и рекомендуемые штатные нормативы. Данное Положение не предусматривает установление в Порядках квалификационных требований к медицинскому персоналу и площади кабинетов.
Поскольку установление лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности, утверждение санитарных норм и правил не относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ, то наличие предпоследнего и последнего абзацев п.6 Приложения №1 к Порядку, Приложения № 3 к Порядку и первоначального названия Приложения № 4 к Порядку приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 а, б, в).

Независимый эксперт, д.м.н., к.ю.н. ________________ А.В. Тихомиров

Независимый эксперт, к.м.н. ________________ С.В. Лазарев

Независимый эксперт, к.э.н. ________________ Д.А. Борисов

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа