Новая специальность: диктат одного мнения

0
Выделить главное вкл выкл

Введение специальностей пластическая хирургия и косметология принесло профессиональному сообществу больше проблем, чем реальной пользы

Bestplastic.ru

Новые нормативно-правовые документы, сопровождающие процесс становления «молодой» специальности, вызывают огромное количество вопросов и, больше того, недоумение и возмущение у профессионалов отрасли. О недоработках в документах и о том, как намерено бороться за свои права профессиональное сообщество, рассказывают:

 

Сергей Сергеевич Мисюлин, к.м.н., президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», член совета директоров Национального альянса косметологов и дрематологов, председатель редакционного совета журнала «Главный врач: хозяйство и право», член Координационного совета Минздравсоцразвития РФ по развитию малого и среднего предпринимательства

 

и Сергей Владимирович Лазарев, к.м.н., вице-президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», председатель правления НП «Федерации медицинских бизнес экспертов», независимый эксперт Минюста РФ на коррупционность (свидетельство об аккредитации № 000783).

 

Как вы относитесь к самому факту утверждения специальности? Каких аспектов в данном событии больше — положительных или отрицательных (если учитывать всю историю практикоприменения законодательных нововведений в постсоветской России).

 

С.С. Для чего вводится новая специальность? Могу сказать однозначно — для организованного руководства врачами, специализирующимися в узконаправленной сфере медицины. Так, по крайней мере, обстоит дело у нас в стране. Вводится новая специальность, назначается главный специалист министерства и начинается диктат одного мнения.

 

В настоящее время рынок косметологических услуг бурно развивается. По данным одного из профильных сайтов, только в Москве более 3000 организаций оказывают косметологические услуги. Это примерно 10000 врачей, которые работают в рыночных условиях и которыми никто, кроме хозяев клиник не руководит. Врачи для обмена знаниями и опытом объединены в профессиональные косметологические ассоциации. Этого вполне достаточно — так живёт весь Запад.

 

Равновесие рынка сохраняется действующим законодательством и нормативно-правовыми документами. Структура косметологической службы в целом определена и регламентирована действующим приказом МЗ СССР № 1290 от 28.12.82. В косметологии работают врачи-дерматовенерологи и челюстно-лицевые хирурги, прошедшие дополнительное усовершенствование. Деятельность по косметологии лицензируется, специалисты постоянно проходят повышение квалификации.

 

Если бы введение новой специальности давало что-то новое для квалификации специалистов в области косметологии, то данный шаг был бы вполне оправдан. Пока в настоящее время факт утверждения новой специальности привёл к тому, что разрушается сложившаяся система косметологических услуг в России. Так как все практикующие специалисты-косметологи теперь не могут работать в косметологии, не пройдя нового обучения по специальности, по которой они работают не один год.

 

Обучение платное и в среднем стоит до 200 тысяч рублей. Только в Москве специалисты-косметологи вынуждены будут отдать образовательным учреждениям два миллиарда рублей за переподготовку. А ещё есть и дополнительное образование, которое сейчас с подачи главного специалиста по косметологии пытаются внедрить в обязательном порядке. Должен заметить, что специальность утверждена более года назад, но до сих пор не утверждена образовательная программа обучения врачей-косметологов.

 

Правда, с 27 января 2010 г. у нас есть главный специалист по дерматовенерологии и косметологии госпожа Кубанова Анна Алексеевна, директор государственного научного центра дерматовенерологии, которая развернула бурную деятельность по организации косметологического сообщества. Но сообщество это восстало против такой деятельности дерматовенеролога, так как проекты нормативных документов, вышедшие под руководством госпожи Кубановой, показывают, что косметологическому сообществу всё-таки нужен профессионал, а не просто руководитель.

 

В стране с 1965 года головным научно-методическим и организационным центром по проблемам косметологии является Институт пластической хирургии и косметологии, а не центр дерматовенерологии, и косметологическое сообщество прислушивается к мнению именно профессионалов в своей области, а не дилетантов, пришедших навести свой порядок.

 

Однако специальность принята, это состоявшийся факт и обратного хода не имеет. Как, на ваш взгляд, теперь «приспосабливаться» тем специалистам, которые уже имеют огромный опыт, собственные школы? Что будет дальше?

 

С.В. История косметологии в России начинается с 1937 года, когда на базе лечебницы был открыт Институт красоты и гигиены Главпарфюмера. С 1982 года работает нормативная база, определяющая порядок косметологических услуг. В стране сложилось достаточно устойчивое сообщество врачей, работающих в косметологии, созданы профессиональные ассоциации. Почему они должны приспосабливаться к искусственно создаваемым условиям игры на рынке косметологических услуг? Министерству необходимо признать образование врачей, получивших его в соответствии с действующими нормативными документами и оказывающих в настоящее время косметологические услуги, соответствующим специальности врач-косметолог. Последующее повышение квалификации уже должно проводиться в соответствии с новыми требованиями. Но требовать от врачей, имеющих законное право оказывать косметологические услуги, прохождение профессиональной переподготовки нельзя.

 

Мы стоим на этой позиции и будем бороться за это.

 

Минздрав выпустил документ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология». Какие, на ваш взгляд, его положения вызывают наибольшее количество вопросов? Ему была дана какая-то независимая юридическая правовая оценка?

 

С.С. Документ вызвал бурную реакцию косметологического сообщества своим непрофессионализмом и безграмотностью.

 

Во-первых, Порядок не учитывает фактического состояния существующей организации оказания косметологических услуг, которые в настоящее время оказываются в соответствии с утверждёнными медицинскими технологиями и методическими рекомендациями.

 

Во-вторых, он устанавливает завышенные требования к площадям кабинетов, которые невозможно выполнить при наличии существующих помещений в косметологических организаций, на которые оформлены бессрочные санитарно-эпидемиологическое заключения.

 

В-третьих, лишает права врачей, выполняющих работы и услуги по косметологии в настоящее время в соответствии с законом и лицензией, возлагая на них обязанность по получению второго платного дополнительного послевузовского профессионального образования и тематических усовершенствований.

 

2 июня 2010 г. косметологическим сообществом была принята резолюция по итогам общественного обсуждения проекта приказа, в которой сказано, что данный документ в случае его утверждения станет непреодолимым административным барьером для оказания косметологических услуг.

 

8 июня 2010 г. В Минюст РФ направлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа, составленное независимыми экспертами Тихомировым А.В., Лазаревым С.В., Борисовым Д.А. О выявлении коррупциогенных факторов в Проекте приказа Минздравсоцразвития РФ мною направлено письмо президенту Медведеву. Письма о наличии административных барьеров в проекте приказа направлены также в Федеральную антимонопольную службу и Минздравсоцразвития.

 

Судя по реакции главного внештатного специалиста Кубановой А.А., наше письмо в Минздравсоцразвития рассмотрено, так как 18 июня состоялось собрание главных внештатных специалистов по дерматовенерологии и косметологии из регионов, которое единогласно одобрило проект приказа. Что неудивительно, так как в основной своей массе это главные врачи кожно-венерологических диспансеров, к косметологии имеющих отдалённое отношение.

 

Протокол этого собрания ещё раз показал непрофессионализм и юридическую неграмотность людей, которые решили руководить косметологией в масштабах страны. Да и какими профессионалами могут быть главные специалисты по косметологии, если до настоящего времени отсутствует программа подготовки по косметологии, и фактически в стране нет ещё ни одного законно обученного врача-косметолога. Но зато есть главные специалисты, правда, необученные.

 

Такие действия можно назвать только началом передела рынка косметологических услуг с использованием властных полномочий.

 

Чьи права в большей степени ущемляет данный документ — врача или пациента?

 

С.В. В первую очередь врача в части лишения права заниматься врачебной деятельностью.

Для пациента Порядок также небезопасен, так как некоторые услуги, прописанные в нём, могут нанести вред здоровью. Например, в этот перечень услуг включена услуга — глубокий пилинг, методика которого не утверждена МзиСР РФ, так как фенол токсичен, может нанести вред здоровью.

В соответствии с Порядком за 288 часов предполагается обучить врача-косметолога хирургии, так как предусматривается его работа в операционной. Для пациента такой эрзац-хирург будет просто опасен, и здесь нужно говорить уже не об ущемлении прав, а об опасности жизни для пациента.

 

Вы намерены как-то отстаивать свое право на исправление ошибок, допущенных в данном документе?

 

С.С. В сложившейся обстановке мы намерены добиваться создания рабочей группы по обсуждению Порядка, состоящей не только из представителей государственной медицины и главных специалистов, но и представителей частной практической косметологии. Кулуарное создание правил игры для всех на этом рынке услуг нас не устраивает.

 

Есть ли надежда, что Министерство прислушается к врачебному сообществу и пойдет на диалог?

 

С.В. Надежда есть всегда и во всём, но в случае непринятия здравых предложений министерством мы будем судиться, так как права предпринимателей могут быть ограничены только законом, а не ведомственным нормативным документом. В данном случае речь идёт даже не об ограничении прав, а о лишении предпринимателей права на оказание косметологических услуг. Ведь в случае принятия приказа, на следующий день все врачи-косметологи будут лишены права на занятие этим видом деятельности, так как у них не будет требуемого образования.

 

Косметологическая индустрия будет парализована до тех пор, пока все врачи не пройдут профессиональную переподготовку. В одной только Москве на обучение 10000 специалистов при потенциальных возможностях московских вузов потребуется 20 лет.

 

Какие шаги уже предприняты, и каков ваш личный вклад в данную «борьбу за права»?

 

С.С. Направлены письма в Минздравсоцразвитие, Минюст, ФАС России, Минэкономразвития и президенту России с просьбой рассмотреть претензии профессионалов к проекту Порядка и неадекватность необходимости для работающих до момента выхода новой специальности «в жизнь» косметологов, приобретать за огромные деньги «звание» «врач-косметолог». Для всех работающих ранее врачей-дерматовенерологов с дополнительной подготовкой по косметологии со стажем более 5 лет, специальность «врач-косметолог» должна присваиваться автоматически (т.н. амнистия). Новая специальность «врач-косметолог», в целесообразности которой нет однозначной уверенности, может быть получена путем допобразования лишь у вновь желающих ее приобрести дерматовенерологов. Если же не будет введена клиническая ординатура по специальности «врач-косметолог», то станет ясно, что новая специальность создана как средство нового административного барьера, а не для улучшения качества медицинской помощи в интересах пациентов.

 

Наша задача — активизировать специалистов-дерматокосметологов в борьбе за права предпринимателей и врачей-дерматокосметологов. К сожалению, интересы предпринимателей, чиновников от здравоохранения, представителей высшей медицинской школы не совпадают. Так как последние, и чиновники заинтересованы в том, чтобы взять деньги не всегда законно с предпринимателей, в том числе через создание административных барьеров. Кроме того, представители высшей школы целиком и полностью подвластны Минздраву РФ. Лишь сообщество предпринимателей в полной мере может мыслить независимо от бюджетных денег. Поэтому вторая наша задача — проводить работу по сближению интересов предпринимателей, адекватных, по-государственному мыслящих и разумных представителей высшей школы.

Необходимо разделять профессиональные требования к оказанию медицинской помощи и желание административного управления предпринимателями без правовых на то оснований.

Беседовала Елена Залесская

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа