Продление срока действия лицензии путем ее переоформления

0
Выделить главное вкл выкл

Такой подход не учитывают специфическую правовую природу процедуры продления лицензии и ее правовых последствий, - считают в Росздравнадзоре

"Вестник Росздравнадзора" №5 (2008)

 

Одним из наиболее значимых способов защиты прав, законных интересов, здоровья граждан, обороны и безопасности государства, культурного наследия народов Российской Федерации при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности является лицензирование.

 

В настоящее время положения Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующие порядок продления лицензии, характеризуются рядом пробелов и недостатков, которые могут привести к нарушению прав субъектов регулируемых отношений, а также причинить вред правам, законным интересам, здоровью граждан.

 

Одним из наиболее значимых способов защиты прав, законных интересов, здоровья граждан, обороны и безопасности государства, культурного наследия народов Российской Федерации при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности является лицензирование.

В настоящее время положения Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующие порядок продления лицензии, характеризуются рядом пробелов и недостатков, которые могут привести к нарушению прав субъектов регулируемых отношений, а также причинить вред правам, законным интересам, здоровью граждан.

 

Всоответствии со ст. 8 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» срок действия лицензии не может быть менее чем 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. При этом продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

 

Указанные положения не учитывают специфическую правовую природу процедуры продления лицензии и ее правовых последствий, которая существенно отличается от переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

 

Кроме того, как показывает практика, лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии или объекту, на котором планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности, могут существенным образом изменяться, в том числе в период действия лицензии. В результате складывается ситуация, при которой лицензирующий орган вынужден решать вопрос о возможности продления срока действия лицензии без проверки лицензиата на соответствие новым лицензионным требованиям и условиям в порядке переоформления лицензии, что создает угрозу нанесения вреда жизни, здоровью и иным законным правам и интересам потребителей соответствующих товаров и услуг.

 

Настоящим законопроектом предусмотрено продление действия лицензии в случае, если новые лицензионные требования и условия не связаны с обеспечением более высокого уровня защиты прав, законных интересов, здоровья граждан, обороны и безопасности государства, культурного наследия народов Российской Федерации.

 

Кроме того, Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не установлены срок подачи лицензиатом заявления о продлении срока действия лицензии, а также срок, на который лицензия может быть продлена.

 

Предлагаемым Росздравнадзором законопроектом предусмотрено, что срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на 5 лет. Кроме того, данным законопроектом предусмотрено, что заявление о продлении лицензии направляется лицензиатом в лицензирующий орган до истечения срока действия лицензии, при этом сроки подачи в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

 

Указанные новеллы устанавливают общие правила для всех лицензируемых видов деятельности, позволяя учесть особенности конкретного вида деятельности при внесении соответствующих изменений в положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

 

Действующим законодательством не предусмотрено, в каких случаях лицензирующим органом может быть отказано лицензиату в продлении лицензии, за исключением случаев, предусмотренных ст.11 и относящихся к процедуре переоформления лицензии, что является существенным пробелом, поскольку вопрос продления действия лицензии требует более тщательной регламентации. В предложенной Росздравнадзором редакции указываются следующие дополнительные основания для отказа в продлении действия лицензии:

 

а) на момент подачи заявления лицензиат подвергнут административному наказанию за грубое нарушение лицензионных требований и условий, либо руководитель лицензиата — юридического лица или лицензиат — индивидуальный предприниматель имеют непогашенную или неснятую судимость; включение данной нормы вызвано необходимостью более тщательной проверки такого рода лицензиатов в части возможности соблюдения ими лицензионных требований и условий, а также в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и защиты законных прав и интересов добросовестных участников регулируемых отношений, что невозможно при осуществлении процедуры продления действия лицензии. В то же время данная норма не ограничивает права такого рода лицензиатов на получение новой лицензии, в процессе получения которой у лицензирующего органа появляется возможность проверить возможность соблюдения ими лицензионных требований и условий;

 

б) нарушены сроки и порядок подачи заявления о продлении лицензии и прилагаемых к нему документов — данная норма позволит упорядочить деятельность как лицензирующего органа, так и лицензиатов, осуществляемую в процессе продления срока действия лицензии, что позволит существенным образом упорядочить регулируемые отношения;

 

в) на момент подачи заявления о продлении срока действия лицензии имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании лицензиата банкротом — признание лицензиата — юридического лица или лицензиата — индивидуального предпринимателя банкротом затрудняет возможности возмещения им вреда, причиненного третьим лицам, что существенно затрагивает права потребителей работ, услуг, подлежащих лицензированию;

 

г) на момент подачи заявления о продлении лицензии в отношении имущества лицензиата — юридического лица или лицензиата — индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации приняты обеспечительные меры, ограничивающие его способность распоряжаться указанным имуществом; обеспечительные меры, ограничивающие способность лицензиата распоряжаться имуществом, также затрудняют возможность возмещения им вреда, причиненного третьим лицам, а также возможность использования указанного имущества для осуществления лицензируемых видов деятельности.

 

Реализация данного законопроекта позволит, на наш взгляд, установить правовой режим, обеспечивающий повышение уровня эффективности осуществления государственных функций в сфере лицензирования и защиты прав, законных интересов, здоровья граждан, обороны и безопасности государства, культурного наследия народов Российской Федерации, восполнить описанные пробелы, а также будет способствовать соблюдению прав и законных интересов граждан и иных участников регулируемой сферы.

 

Данный законопроект разработан специалистами Управления лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора с учетом мнения руководителей ряда территориальных управлений Федеральной службы и результатов анализа жалоб и обращений, поступивших в Федеральную службу от лицензиатов различных видов деятельности в сфере здравоохранения и социального развития в 2007—2008 гг.

 

В настоящее время законопроект направлен в Минздравсоцразвития России для дальнейшего обсуждения. До момента внесения соответствующих изменений в ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» продление срока действия лицензии путем ее переоформления, исходя из буквы закона, будет оставаться правом лицензирующего органа. Отказ лицензирующего органа использовать свое право будет неизбежно порождать вероятность судебного обжалования такого отказа, что является общепризнанной практикой урегулирования конфликта интереса в тех случаях, когда законодатель не смог сформулировать исчерпывающий перечень оснований, по которым орган власти (должностное лицо) вправе отказать тому или иному лицу в реализации его права. В этой ситуации очень важно, чтобы ни одна из сторон конфликта не злоупотребляла своим правом и не использовала бы друг против друга неправовые меры.

Уверен, что широкое профессиональное обсуждение новой нормотворческой инициативы Росздравнадзора послужит ее наилучшей реализации.

 

С.В.МАКСИМОВ, начальник Управления лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора, д.ю.н., проф.

 

"Вестник Росздравнадзора" №5 (2008)

 

 

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

(Проект Федерального закона подготовлен Росздравнадзором и направлен в Минз-

дравсоцразвития России для рассмотрения возможности внесения его в Государст-

венную Думу Федерального Собрания РФ в установленном порядке.)

 

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 4 мая 2008 г. № 59-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3430; 2002, № 11, ст. 1020; № 50, ст. 4925; 2003, № 2, ст. 169; № 11, ст. 956; № 13, ст. 1178; 2005, № 13, ст. 1078; № 27, ст. 2719; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 7, 15; № 30, ст. 3748 — 3750; № 45, ст. 5427; № 46, ст. 5554; № 50, ст. 6247; 2008, № 18, ст. 1944) следующие изменения:

1) статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на пять лет.

Заявление о продлении лицензии с приложением документов, подтверждающих оплату государственной пошлины и отсутствие обстоятельств, указанных в подпунктах «а», «в» и «г» части четвертой настоящей статьи направляется лицензиатом в лицензирующий орган до истечения срока действия лицензии. Сроки подачи в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В случае, если на момент подачи заявления о продлении срока действия лицензии положением о лицензировании конкретного вида деятельности установлены новые лицензионные требования и условия, отсутствовавшие на момент принятия решения о предоставлении лицензии, срок действия такой лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящей статьей, если новые лицензионные требования и условия не связаны с обеспечением более высокого уровня защиты прав, законных интересов, здоровья граждан, обороны и безопасности государства, культурного наследия народов Российской Федерации.

В продлении лицензии может быть отказано, если:

а) на момент подачи заявления лицензиат подвергнут административному наказанию за грубое нарушение лицензионных требований и условий и не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо руководитель лицензиата — юридического лица или лицензиат — индивидуальный предприниматель имеют непогашенную или неснятую судимость;

б) нарушены сроки и порядок подачи заявления о продлении лицензии и прилагаемых к нему документов;

в) на момент подачи заявления о продлении лицензии имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании лицензиата — юридического лица либо лицензиата — индивидуального предпринимателя банкротом;

г) на момент подачи заявления о продлении лицензии в отношении имущества лицензиата — юридического лица либо лицензиата — индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации приняты обеспечительные меры, ограничивающие его способность распоряжаться указанным имуществом;

д) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Продление лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, с учетом положений настоящей статьи.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии».

 

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа