Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

0
Выделить главное вкл выкл

Экспертиза проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 ноября 2010 г. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология

Форма заключения
утв. Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 01.04.2010 N 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы
Проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 ноября 2010 г.
Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология

Независимыми экспертами Лазаревым С.В. (св-во об аккредитации № 000783 от 06 мая 2010 г.), Борисовым Д.А. (св-во об аккредитации № 000697 от 05 мая 2010 г.), уполномоченными Министерством юстиции РФ на проведение экспертизы на коррупциогенность, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, проведена антикоррупционная экспертиза

Проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 ноября 2010 г.
Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология

в целях выявления в нем коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В представленном Проекте приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 ноября 2010 г. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология выявлены коррупциогенные факторы (в соответствии с пунктами 3 и 4 методики утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96):
Пункт 3
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
Пункт 4
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:

1. Пункт 1 Приложения к проекту Приказа об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология (далее Порядок) изложить в следующей редакции:
«1. Настоящий Порядок является рекомендательным».
В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1:
«Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность.»
В соответствии со ст.3 Федерального закона №128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» установление лицензионных требований и условий предусмотрено положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, в соответствии со ст.5 утверждение положении о лицензировании конкретных видов деятельности отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования.
В Положении о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 – далее постановление № 30) отсутствуют лицензионные требования о соблюдение порядков оказания медицинской помощи и стандартов оснащения медицинским оборудованием.
Поскольку установление лицензионных требований и условий не относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ, то первоначальная формулировка п.1 Порядка приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 а, б, в).

В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1:
«Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.»
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321) Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
5.2.12. порядок оказания медицинской помощи;
5.2.14. стандарты медицинской помощи, стандарты оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием.
В соответствии с пп. д), е) п. 3 Положения об организации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 августа 2008 г. N 410н) Порядок может включать в себя примерный табель оснащения и рекомендуемые штатные нормативы.
Поскольку в законе и постановлении не раскрывается содержание и виды стандартов, структура порядка, общеобязательность их исполнения, административные процедуры государственного регулирования на основе данного Порядка, а в приказе используются термины «примерный табель оснащения» и «рекомендуемые штатные нормативы», то требование об общеобязательности, вытекающее из первоначальной формулировки п.1 Порядка приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, е, ж, п.4 а, б, в).

В соответствии с «Концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» - «Порядки и стандарты оказания отдельных видов медицинской помощи выступают основой программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, соответствующих современному уровню развития медицины и обязательных к исполнению (авт. – обязательные к исполнению государственные гарантии, а не порядки)».
В соответствии со ст.41 Конституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с абз.1 ст.37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1: оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с п.16 ст.5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 к Полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;
В Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321) отсутствуют полномочия по утверждению программы государственных гарантий, данными полномочиями обладает Правительство РФ.
Поскольку косметология отсутствует в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, государственные и муниципальные учреждения в соответствии с Конституцией РФ предназначены для выполнения программы государственных гарантий, определение направлений деятельности относится к компетенции собственника (органов управления здравоохранением), то первоначальная формулировка п.1 Порядка приведет к коллизии права: государственные и муниципальные учреждения получат право на платное оказание непрофильного вида помощи, в настоящее время они имеют право оказывать платные услуги по профилю своей деятельности (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 в).

2. Пункт 4 Порядка дополнить фразой:
«врачами-косметологами, а также врачами-дерматовенерологами, врачами-хирургами и врачами челюстно-лицевыми хирургами, прошедшими дополнительную подготовку по косметологии в виде повышения квалификации в объеме 144 часа до вступления в силу настоящего порядка».
Из действующей редакции порядка вытекает необходимость обязательной (в связи с введением новой специальности «Косметология») профессиональной переподготовки по специальности «Косметология» всех специалистов, работающих в настоящее время в косметологических клиниках и кабинетах, имеющих соответствующую лицензию.
Специальность «Косметология» введена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 N 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» - далее приказ №210н. В соответствии с данным приказом специальность «Дерматовенерология» является основной для специальности «Косметология», которая помещена в раздел «Специальность, требующая дополнительной подготовки».
Квалификационные требования к подготовке по специальности «Косметология», утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» - далее приказ №415н, допускают при наличии соответствующего высшего профессионального образования две возможности получения специальности «Косметология». Одна из них – клиническая ординатура по специальности «Косметология», другая – профессиональная переподготовка при наличии послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) по специальности «Дерматовенерология», поскольку в соответствии с приказом № 210н специальность «Дерматовенерология» является основной для специальности «Косметология». Следует иметь в виду, что приказ №415н не устанавливает лицензионные требования, в частности какие специалисты необходимы для выполнения конкретных работ и услуг в составе медицинской деятельности.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
В соответствии с подпунктом г) пункта 5 Положения о лицензировании, утв. постановлением № 30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности, в том числе, являются:
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
Постановление № 30 предусматривает работы и услуги, которые не являются тождественными специальностям, установленным приказом №415н. Так в приказе №415н отсутствуют специальности «косметология терапевтическая» и «косметология хирургическая», однако выполнение этих работ и услуг предусмотрено постановлением №30. В то же время приказом №415н предусмотрена специальность «пластическая хирургия», но в постановлении №30 отсутствуют соответствующие работы и услуги по «пластической хирургии». Таким образом, при определении требований к соискателю лицензии или лицензиату в части наличия специалистов следует руководствоваться всей совокупностью нормативных актов с учетом ч.1 ст.4 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.
Анализ практики лицензирования медицинской деятельности, проведенный ФАС России с целью выявления признаков нарушения запрета на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам со стороны лицензирующих органов, выявил, что отказ в выдаче лицензии обусловлен, в том числе, требованием о предоставлении документов о последипломном образовании врачей с учетом требований только последней номенклатуры специальностей и без учета существовавшей ранее системы последипломной подготовки на момент получения врачом данного образования.
Нормативными актами, регулирующими лицензирование работ и услуг по «косметологии терапевтической» и «косметологии хирургической», обучение по программам дополнительного профессионального образования помимо названных ранее, являются:
Приказ Минздрава СССР от 28 декабря 1982 г. N 1290 «О мерах по улучшению косметологической помощи населению» - далее приказ №1290, в соответствии с данным приказом врачи, получившие образование и работавшие в должностях врачей-дерматовенерологов и врачей-хирургов в медицинской организации, имеющей лицензию по «косметологии терапевтической» и «косметологии хирургической», должны иметь диплом, сертификат и повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет по специальностям врач-дерматовенеролог или врач-хирург или врач челюстно-лицевой хирург, - соответственно занимаемой должности, а также повышение квалификации в объеме 144 часа по косметологии – например, «врачебная косметология», «лазеры в дерматовенерологии», «аппаратные методы в косметологии» и др.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 марта 2010 г. N 151н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля и больным лепрой» – далее приказ №151н. Пунктом 6 Порядка оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля установлено, что специализированная медицинская помощь больным с дерматовенерологическими заболеваниями оказывается в кожно-венерологических диспансерах. В соответствии с п.7 приложения 1 к Порядку «Положение об организации деятельности кожно-венерологического диспансера» в структуре диспансера рекомендуется предусматривать отделение (кабинет) терапевтической косметологии.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008 N 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» - далее приказ №705н, в соответствии с которым профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводится образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, по образовательным программам – п.4, с выдачей документов государственного образца – п.9. В соответствии с приказом № 415н организуется подготовка специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет – п.6.3. Специалисты, освоившие образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, могут продолжать замещать в учреждениях здравоохранения врачебные и провизорские должности, соответствующие Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. N 210н, - п.10, - то есть должности врача-дерматовенеролога, врача-хирурга, врача челюстно-лицевого хирурга косметологической клиники.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности – ст.196. Работник имеет право на: профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда – ст.219. Таким образом, работник должен будет за свой счет проходить переподготовку по специальности «Косметология», поэтому такая переподготовка должна иметь добровольный характер.
Решением Верховного суда РФ от 9.09.2010 № ГКПИ10-929 установлено, что работа специалиста в должности врача-дерматовенеролога, врача-хирурга, врача челюстно-лицевого хирурга в соответствии с приказом №1290 в организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по косметологии терапевтической и(или) косметологии хирургической, является стажем по вновь образованной специальности «Косметология». Приказ №415н распространяется только на специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет. Для медицинских работников, длительное время до издания приказа №415н выполнявших работы (услуги), которые настоящим Порядком отнесены к специальности «Косметология», предусмотрено повышение квалификации при наступлении очередного пятилетнего срока.
Таким образом, врачи-дерматовенерологи, врачи-хирурги, врачи челюстно-лицевые хирурги могут продолжать занимать указанные должности, выполнять работы и услуги по косметологии терапевтической и косметологии хирургической, как и прежде. При наступлении очередного пятилетнего срока, у них есть право выбора, пройти очередное повышение квалификации по программам, аккредитованным ранее – например, «врачебная косметология», «лазеры в дерматовенерологии», «аппаратные методы в косметологии» и др., либо пройти переподготовку или повышение квалификации, при наличии соответствующего стажа, по специальности «Косметология» с получением сертификата специалиста по «Косметологии».
Поскольку в связи с отсутствием ранее должности врач-косметолог подтверждение стажа по косметологии затруднено, для избежания многочисленных обращений в судебные инстанции со стороны врачей и лицензирующих органов необходимо руководствоваться наличием дополнительного образования – повышение квалификации в объеме 144 часа, которое получено до вступления в силу настоящего Порядка. Это обусловлено тем, что до вступления в силу Порядка проведение обучения по специальности «Косметология» проблематично.
Федеральный закон от 08.11.2010 №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» (далее – 293-ФЗ). В соответствии с п.10 ст.1 указанного закона аккредитации подлежат образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования.
В соответствии с ч.9 ст.9 Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» в случаях, предусмотренных федеральными законами, могут устанавливаться федеральные государственные требования для дополнительных образовательных программ. В настоящее время законом не предусмотрено установление федеральных государственных требований для данного вида программ, следовательно, они не подлежат аккредитации.
Приказ Минобразования России от 18.06.1997 № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» не является основанием для государственной аккредитации. Образовательное учреждение не может выдавать документ государственного образца в случае отсутствия конкретной программы в приложении к свидетельству об аккредитации.
Образовательные учреждения имеют право реализовывать программы дополнительного профессионального образования и выдавать документы государственного образца, если данные программы перечислены в приложении к лицензии и свидетельству об аккредитации, до истечения срока действия этих документов – это касается указанных ранее программ «врачебная косметология», «лазеры в дерматовенерологии», «аппаратные методы в косметологии» и др.
Таким образом, отказ органов, лицензирующих медицинскую деятельность, в принятии документов государственного образца о повышении квалификации по программам, аккредитованным ранее, для целей лицензирования является ограничением конкуренции.
Типовая программа по специальности «Косметология», направленная письмом Минздравсоцразвития РФ от 19 августа 2010 г. №16-1/10/2-7232, предусматривающая переподготовку в объеме 576 часов, разработана в соответствии с Приказом Минобразования России от 18.06.1997 № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», который не является основанием для государственной аккредитации. Данной программой предусмотрены тематические усовершенствования для врачей-дерматовенерологов общим объемом 144 часа. В разделе «Методические рекомендации по реализации учебной программы» указано, что в медицинском учреждении, на базе которого осуществляется профессиональная переподготовка врача по специальности «Косметология», необходимо наличие в структуре отделения косметологии, организованного в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология, наличие всего перечня медицинского косметологического оборудования, предусмотренного указанным порядком.
В соответствии с п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610, п.1 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утв. приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. N 2571 переподготовка в объеме более 500 часов проводится для совершенствования знаний, в том числе для допуска к деятельности в соответствии со ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 врачей, не работавших по своей специальности более пяти лет, которые могут быть допущены к практической медицинской деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях.
В соответствии с п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610, п.1 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утв. приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. N 2571 для получения дополнительной квалификации «Врач косметолог» необходимо обучение в объеме не менее 1000 часов.
В соответствии с п. 3 Порядка внесения изменений в номенклатуру (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава РФ от 2 ноября 1999 г. N 393 «О порядке внесения изменений в номенклатуру специальностей»:
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ - характеризуются тем, что ни одна специальность не должна составлять более 30% учебного материала от смежной (близкой) специальности.
Цели обучения по смежным (близким) специальностям не должны совпадать. Перечень тем, разделов, дисциплин и вопросов, составляющих основу учебных планов образовательных учреждений, должен различаться не менее, чем на 70% от аналогичного учебного плана смежной (близкой, родственной и т.п.) специальности.
Приказом №415н предусмотрена ординатура по специальности «Косметология». Длительность обучения в ординатуре составляет более 2000 часов, следовательно, для освоения самостоятельных разделов и дисциплин по косметологии необходимо обучение в объеме не менее 1400 часов.
Таким образом, требование о проведении обязательной переподготовки всех врачей-дерматовенерологов, выполняющих работы и услуги по косметологии, по новой программе переподготовки, которая не подлежит аккредитации, в настоящее время в условиях ограниченных возможностей образовательных учреждений, большой продолжительности, высокой стоимости обучения за счет средств конкретного специалиста с отрывом от работы, является необоснованным, незаконным и приведет к ограничению конкуренции в данной сфере.

3. Дополнить п.11 фразой следующего содержания:
«Для оказания медицинских услуг неинвазивного характера (без повреждения эпителиального покрова) необходимо оформление лицензии, включающей работы (услуги) по косметологии терапевтической.
Для оказания медицинских услуг инвазивного характера (с повреждением эпителиального покрова) необходимо оформление лицензии, включающей работы (услуги) по косметологии хирургической.»
Данные работы (услуги) предусмотрены Положением о лицензировании, утв. Постановление № 30.

4. Пункты 12 и 13 Порядка исключить.
В соответствии с абз.1 ст.43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1: «В практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке».
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан в соответствии с п. 25) ст.5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 относятся следующие полномочия: выдача разрешений на применение новых медицинских технологий, включая новые методы профилактики, диагностики и лечения.
В соответствии с пп. е) п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации является лицензионным требованием, нарушение которого относится к грубым и может повлечь аннулирование лицензии.
В соответствии с пп. 5.3.2.1. п. 5.3.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №323) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет следующие полномочия: выдает разрешения на применение новых медицинских технологий.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 488:
1.6. Выдача разрешений на применение новых медицинских технологий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на основании результатов соответствующих исследований, испытаний и экспертиз, подтверждающих эффективность и безопасность медицинской технологии.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет контроль за соблюдением действующих требований к порядку проведения клинических и биомедицинских исследований новой медицинской технологии.
2.1. Документом, подтверждающим факт разрешения на применение новой медицинской технологии, является разрешение, подписанное руководителем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Разрешение действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем сведений о медицинской технологии и о лице, на имя которого выдано разрешение на ее применение. При условии, что использование новой медицинской технологии не ограничивалось в соответствии с административной процедурой «Рассмотрение фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей при применении разрешенных новых медицинских технологий» настоящего административного регламента, медицинская технология перестает считаться новой и может использоваться без ограничений всеми лицами, осуществляющими медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время разрешения на применение медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения по профилю косметология, включая указанные в Порядке, выданы врачам-дерматовенерологам, врачам-хирургам и врачам челюстно-лицевым хирургам. В этих разрешениях отсутствуют врачи-косметологи.
В соответствии с п. 3.4. Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий - административная процедура «Внесение изменений в разрешение на применение новой медицинской технологии» осуществляется в связи с поступлением от лица, поименованного в разрешении (или от его правопреемника), комплекта документов, обосновывающих внесение изменений в разрешение на применение новой медицинской технологии.
Таким образом, применение данных методов врачами-косметологами без внесения соответствующих изменений в разрешение на применение технологии является грубым нарушением лицензионных требований и влечет аннулирование лицензии.
Перечень диагностических и лечебных медицинских услуг и манипуляций в данном Порядке носит закрытый характер. То есть, всё, что не входит в данный перечень, не может осуществляться по профилю «косметология». В результате при появлении новых технологий и методик, необходимо будет вносить изменения в данный приказ. Поэтому перечень является серьёзным барьером в дальнейшем развитии косметологии.
Является необоснованным выделение в п.13.2 Порядка косметических и SPA-салонов:
Во-первых, если в них оказывается медицинская помощь, то они являются медицинскими организациями, подлежащими лицензированию наравне со всеми прочими.
Во-вторых, непонятно почему в салонах средний медперсонал может самостоятельно осуществляться оказание медицинских услуг неинвазивного характера (без повреждения эпителиального покрова) без назначения врача, в то время как в соответствии с п.13.1 назначение врача необходимо.
В-третьих, не обозначена четкая дефиниция между медицинскими и косметическими услугами, выполнение которых предусмотрено в салонах в соответствии с СанПиНом 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» в следующих кабинетах косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа. Как известно, данные услуги не подлежат лицензированию, и требование о выполнении их медицинским персоналом не обосновано. Без разграничения медицинских и косметических услуг, включение последних в порядок не обосновано.
Оказание медицинских услуг предусматривает заключение договора и информированного медицинского согласия. В таком случае, услуги, которые действующими нормативными документами предусмотрены как косметические и выполняемые в соответствии с Санитарными Правилами и Нормами в парикмахерских (кабинеты - косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа) должны оказываться только медицинскими работниками и при наличии лицензии на медицинскую деятельность. Однако о каком диагнозе, лечении может идти речь в случае педикюра, массажа, солярия, пирсинга, татуажа. Кроме того включение данных услуг в состав медицинских необоснованно приведет к исключению их из налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Поскольку разрешение применения методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий не относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ, то наличие п.12 и 13 в Порядке приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 в).

3. Приложения №1 - 6 к Порядку – исключить.
Наименование приложений №1-6 к Порядку.
Наименование кабинетов не соответствует Санитарным нормам и Правилами 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которыми предусмотрены требования к медицинским кабинетам. Принятие таких правил относится к компетенции Главного государственного санитарного врача РФ.
В соответствии с СанПиНом 2.1.3.2630-10 п.10. 19 Прием осуществляет косметолог-терапевт, п.10.19.1 оказание медицинской помощи по косметологии терапевтической без нарушения целостности кожных покровов, в том числе с применением физиотерапевтических методов лечения проводится в кабинете врача косметолога. В случае применения инъекционных методов лечения предусматривается и процедурный кабинет.
В соответствии с пп. ж) п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности, является лицензионным требованием, нарушение которого относится к грубым и может повлечь аннулирование лицензии.
Приведение наименования и количества кабинетов в соответствии с предлагаемым проектом Порядка потребуют финансовых затрат, что естественно отразится на стоимости медицинской услуги для пациента.

Пункты 2 и 3 приложений к Порядку.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста.
В соответствии с пп. г) п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) наличие специалистов, имеющих высшее профессиональное (среднее) о

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа