История формирования лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в России (на примере Москвы)

0
Выделить главное вкл выкл

Статья С.В.Лазарева, опубликованную в журнале Главный врач: хозяйство и право, №6, 2012г., стр.12-19


С.В. Лазарев, исполнительный директор саморегулируемой организации  некоммерческого партнерства «Объединение частных медицинских клиник и центров», к.м.н. (Москва).

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ 

МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ (на примере Москвы)

 

В статье на основании анализа нормативных актов исследован процесс формирования лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности с 1991 года по 2013 год.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (1).

В настоящее время действует Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данным законом определено, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (2).
Формирование лицензионных требований, предъявляемых к субъектам осуществления медицинской деятельности, имеет двадцатилетнюю историю.

С момента начала лицензирования медицинской деятельности в 1992 году отправной точкой формирования лицензионных требований стал советский принцип, что пациент приходит лечиться не к врачу, а в поликлинику или больницу. Именно поэтому врач до настоящего времени так и не стал субъектом права, лицензированию подлежат хозяйствующие субъекты и изначально основными требованиями при осуществлении медицинской деятельности были установлены требования к помещениям, оборудованию, образованию медицинских специалистов.

Начало лицензированию медицинской деятельности было положено Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».  Законом было дано понятие лицензирования (лицензирование - это выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования) и определено, что лицензированию подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности (3).

Во исполнение требований      закона о медицинской страховании был издан приказ Минздрава РФ от 20 марта 1992 г. N 93 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ», установивший «Временное положение о лицензировании медицинских учреждений, предприятий в системе медицинского страхования граждан Российской Федерации» (4).

Данным приказом ещё не были определены лицензионные требования, но положительным моментом данного приказа было приложение 6, определявшее примерный перечень медицинских услуг, оказываемых за счет средств государственных, общественных организаций, учреждений, предприятий и других хозяйствующих субъектов с любыми формами собственности, а также личных средств граждан. Это единственный полноценный перечень платных услуг, которым активно пользовались руководители государственных ЛПУ, несмотря на его отмену в марте 1993 года.

В тот период в регионах органы власти стали формировать первичную нормативно-правовую базу процесса лицензирования и в постановлении правительства Москвы от 17 ноября 1992 г. N 952 «О ходе создания системы лицензирования отдельных видов деятельности в г. Москве» впервые появилось определение лицензионных условий. В разделе 4 постановления отмечено, что обязательным лицензионным условием (требованием) при осуществлении любых видов деятельности является соблюдение:

- действующего законодательства Российской Федерации;
- санитарно-экологических и гигиенических норм;
- противопожарных норм и правил.

Далее постановлением предписано - по видам деятельности, требующим специальных знаний, в условиях лицензирования может включаться пункт о квалификационных требованиях к владельцу лицензии (5).

На тот момент лицензирование всех видов деятельности, в том числе и медицинской,  проводила Московская лицензионная палата, поэтому для медицинской деятельности лицензионные требования отдельно не были установлены.

В приказе Минздрава РФ от 28 июня 1993 г. N 148 «О лицензировании и аккредитации медицинских учреждений» понятие лицензирования и аккредитации, предписанные законом о медицинском страховании, были собраны в одно понятие и после выхода данного приказа процесс аккредитации медицинских организаций так и не начавшись, свелся на практике к нулю.

В соответствии с вышеуказанным приказом «лицензирование позволяет определять возможности медицинского учреждения в оказании лечебно-профилактической помощи и услуг с наделением права заниматься медицинской практикой в объеме и функциях, адекватных уровню подготовки медицинского персонала, состоянию материально-технической базы учреждения и его оснащения» (7). Основываясь на данном пункте приказа логично было предположить, что основными условиями осуществления медицинской деятельности являются:

- уровень подготовки медицинского персонала;
- состояние материально-технической базы учреждения.

Однако перечень документов, требуемых данным приказом для получения лицензии, говорил больше о запуске бюрократической машины вместо государственного регулирования в виде лицензирования. Требование предоставления таких документы, как заключение проектных организаций о состоянии зданий, и инженерного оборудования, финансовый отчет учреждения за последний год, годовой отчет учреждения за последние три года, заключение вышестоящих органов надзора и контроля о состоянии техники безопасности не только не способствовало формированию лицензионных требований к осуществлению медицинской деятельности, а всячески препятствовало вообще началу такой деятельности.

В целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности было принято постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако оно не привнесло ничего нового в вопрос определения понятия лицензионных требований и условий, хотя в пункте 11 определило, что органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, осуществляют контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией.

Процесс формирования лицензионных требований и условий был продолжен на региональном уровне.
В постановлении Правительства Москвы от 15 августа 1995 г. N 699 «О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы» появилось понятие: «лицензионные условия - совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения лицензии и дальнейшего осуществления лицензируемого вида деятельности» (8).

Кроме того, в постановлении впервые появился раздел - лицензионные условия, в котором были даны основные направления по формированию лицензионных условий по видам деятельности, а именно:
«1. Перечень лицензионных условий по каждому конкретному виду деятельности определяется Положениями о лицензировании данного вида деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или Правительством Москвы в рамках их компетенции.

2. Обязательными лицензионными условиями при осуществлении любых видов деятельности являются соблюдение действующего законодательства Российской Федерации и г.Москвы, экологических, санитарных, гигиенических, противопожарных норм и правил, правил осуществления конкретных видов деятельности, утвержденных нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и г.Москвы.

3. По видам деятельности, требующим специальных знаний, в лицензионные условия могут включаться пункты о квалификационных требованиях к соискателю лицензии или лицензиату - гражданину или сотрудникам юридического лица.

4. По видам деятельности, требующим специальных условий их осуществления, в лицензионные условия могут включаться пункты о соответствии объекта осуществления деятельности определенным требованиям» (8).

Опубликованное через полгода постановление Правительства РФ от 25 марта 1996 г. N 350 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» явилось первым в череде постановлений, определявших порядок лицензирования медицинской деятельности. Однако вместо чётко расписанных лицензионных требований постановление ограничилось только одной фразой по данному вопросу – «в лицензии указываются условия осуществления лицензируемого вида медицинской деятельности (правила и нормы, в соответствии с которыми осуществляется медицинская деятельность, а также дополнительные условия, отражающие специфические особенности лицензируемого вида медицинской деятельности) (9).

Для обеспечения единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также установления правовых основ единого рынка был принят Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В статье 2 «Основные понятия» лицензионные требования и условия определены как совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (10).

В статье 9 закона раскрывалось понятие лицензионных требований и условий.
«1. Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности» (10).

Тем самым впервые на законодательном уровне были установлены обязательные лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

В Москве Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 30 сентября 1998 г. N 543 «Об организации лицензирования и аккредитации субъектов, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность в городе Москве» были фактически впервые установлены обязательные лицензионные условия и требования при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности.

В соответствии с приказом обязательными лицензионными условиями при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности являлись:
«1. Соблюдение действующего законодательства Российской Федерации и г. Москвы, экологических, санитарных, гигиенических, противопожарных, технических и технологических норм и правил;
2. Соответствие организационно-правовой формы действующему законодательству.
3. Соответствие организации работ и материально-технического обеспечения медицинской или фармацевтической деятельности.
4. Соответствие уровня профессиональной подготовки кадров (руководителей, врачей, фармацевтов, провизоров, среднего медицинского персонала и других специалистов) установленным требованиям.
5. Наличие документов, оформленных в законном порядке и удостоверяющих право на владение, пользование, распоряжение зданием (-ями), сооружением (-ями), помещением (-ями) для осуществления заявляемой деятельности или копия договора на аренду (субаренду) или совместную деятельность, зарегистрированного в установленном порядке (с предъявлением подлинника).
6. Ведение медицинской статистики для субъектов, осуществляющих основную (лечебно-диагностическую) медицинскую деятельность» (11).

На этом этапе практически обозначился основной принцип формирования лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности:
- наличие помещений;
- наличие оборудования;
- требования к медицинскому персоналу;
- соблюдение действующего законодательства в сфере здравоохранения.

21 мая 2001 года выходит постановление Правительства РФ № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». На фоне последующих постановлений, регулирующих лицензирование медицинской деятельности, это постановление устанавливало самые простые и понятные лицензионные требования и условия. А именно:
«а) выполнение требований законодательства Российской Федерации;

б) наличие помещения, соответствующего экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам;

в) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженеров, техников и др.), имеющих профессиональное образование, подтверждаемое представлением соответствующих документов на право занятия профессиональной деятельностью по специальности, и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для юридического лица;

высшее или среднее медицинское образование и специальная подготовка, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для индивидуального предпринимателя;

г) наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения (включая оборудование и инструменты) для осуществления медицинской деятельности» (12).

В данном постановлении не было тех мелочей, которые в последующих постановлениях создавали существенные административные барьеры при лицензировании. Например: требование о наличии помещения, соответствующего экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам. В дальнейшем была добавлена только одна фраза – «…принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании». В дальнейшем этот пункт вызвал бесконечные споры  соискателей лицензии с чиновниками от лицензирования, так как у каждого была своя точка зрения о законности владения, а постановления правительства не давали чёткого ответа на данный вопрос. Особенно тяжело было соискателям лицензии, владевших помещениями по договору о совместной деятельности. Чиновники, не знающие законодательства в полном объеме, просто отказывали в выдаче лицензии.

8 августа 2001 г. был принят новый Федеральный закон от N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который установил, что лицензионные требования и условия  устанавливаются не просто нормативными правовыми актами, а именно положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (13).

В Москве в это время выходит приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 20 августа 2001 г. N 369 «Об организации лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности в городе Москве», значительно расширяющий требования постановления Правительства РФ 21 мая 2001 года № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

Приказ определил обязанности лицензиата:

соблюдать законодательство Российской Федерации и города Москвы;

соблюдать условия, нормы и правила, регулирующие осуществление лицензируемого вида деятельности;

обеспечить наличие на каждом объекте, на котором осуществляется медицинская или фармацевтическая деятельность, информации о существующей лицензии, сроке ее действия, разрешенных видах, методах и работах, органе, выдавшем лицензию;

соблюдать требования по организации работ и материально-техническому обеспечению, предъявляемые к медицинской и фармацевтической деятельности;

обеспечить наличие помещения соответствующего экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам;

обеспечить наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения (включая оборудование и инструменты) для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности.

для осуществления медицинской деятельности иметь в штате работников (врачей, средний медицинский персонал, инженеров, техников и др.), имеющих профессиональное образование, подтверждаемое представлением соответствующих документов на право занятия профессиональной деятельностью по специальности, и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для юридического лица, высшее или среднее медицинское образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы, - для индивидуального предпринимателя;

для осуществления фармацевтической деятельности иметь персонал, отвечающий установленным квалификационным требованиям для осуществления лицензируемого вида деятельности;

иметь в наличии документы, подтверждающие право на использование данного помещения, в целях осуществления лицензируемого вида деятельности;

вести в установленном порядке медицинскую документацию и статистическую работу - для лицензиатов, осуществляющих медицинскую деятельность;

применять методы, методики и технологии, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации;

обеспечивать государственные мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» (14).

В отличие от федеральных требований в данном приказе появились:
требования о наличии информации для потребителя;
требования по организации работ и материально-техническому обеспечению, предъявляемые к медицинской деятельности;
требования о наличии документа, подтверждающего право на использование данного помещения;
требования по ведению медицинской документации и применению методов и технологий, утверждённых Минздравом.

И самое странное требование - обеспечивать государственные мероприятия по мобилизационной подготовке. На практике это выглядело так – приходит пожарный инспектор и проверяет наличие противогазов.

В это период проявилась характерная черта процесса лицензирования медицинской деятельности – самодеятельность органов лицензирования в регионах. Не смотря на принимаемые на федеральном уровне правовые акты, лицензирование на местах осуществлялось в каждом регионе по-своему.

Окончательно лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности сформировались с выходом постановления Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

В соответствии с данным постановлением  лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являлись:

«а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;

б) наличие соответствующих организационно-технических условий и материально-технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации;

в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;

г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет - для юридического лица;

д) наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет - для индивидуального предпринимателя;

е) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя» (15).

Впервые было введено требование о наличии стажа работы для руководителя юридического лица и индивидуального предпринимателя, повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет, законность владения помещениями. Также впервые упомянуто об использовании медицинских технологий, разрешенных к применению Минздравом РФ.

Отсутствие в постановлении в отличие приказа Комитета здравоохранения г.Москвы требования по ведению медицинской документации было исправлено вскоре письмом Минздрава РФ от 28 апреля 2003 г. N 2510/4460-03-32 «Об отчетности негосударственных медицинских учреждений», в котором было предложено при лицензировании медицинской деятельности негосударственных медицинских учреждений (организаций) в обязательном порядке включать в лицензионные требования и условия ведение учетной и отчетной документации по утвержденным Минздравом РФ и Госкомстатом РФ формам, в соответствии с разрешенными лицензиату (учреждение, организация) работами и услугами, с последующим представлением отчетов в установленные сроки в органы управления здравоохранением субъектов РФ.

Письмом Минздрава было предписано органам лицензирования установить строгий контроль за соблюдением лицензиатами указанных требований и условий вплоть до аннулирования в установленном порядке лицензии за их невыполнение (16).

Незаконность появления нового лицензионного требования и условия, а тем более возможность аннулирования в установленном порядке лицензии, показывает, что лицензирование медицинской деятельности на тот период больше осуществлялось по понятиям, чем по закону.

Беззаконие при лицензировании медицинской деятельности проявилось даже в том, что в соответствии с пунктом 8 постановления правительства №499 лицензирующий орган обязан принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами, в то время как в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» срок принятия решения лицензирующим органом не должен превышать 45 дней. Однако за все время действия данного постановления никто из соискателей лицензии не опротестовал данного положения.

Следующим постановлением, регламентирующим лицензирование медицинской деятельности и определившим новые лицензионные требования и условия, стало постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30
«Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
Количество лицензионных требований и условий увеличилось:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
в) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;
е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);
и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;
к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

Отличительным признаком данного постановления явилось установление грубых и негрубых нарушений лицензионных требований и условий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, которым в статье 14.1 предусмотрено различная степень наказания за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (18).

Кроме того увеличились требования к стажу работы индивидуальному предпринимателю с 2-х до 5-ти лет, появилось требование о соблюдении правил предоставления платных медицинских услуг. Оборудование и медицинская техника теперь также как и помещения должна была принадлежать на законном основании.

Самым проблемным в части исполнения оказалось требование об обеспечении лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам), так как за 5 лет действия данного постановления так и не появилось ни одного нормативного документа, регламентирующего данное требование. Однако данное обстоятельство совсем не учитывалось в арбитражных судах при назначении штрафов за нарушение этого лицензионного требования и условия.

В Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» дано новое определение лицензионным требованиям.

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Из данного определения убрано слово «условия».

Кроме того законом предусмотрено, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами (19).

Фактически закон установил сложившуюся практику формирования лицензионных требований.

Лицензирование медицинской деятельности в настоящее время осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (20).

Рассмотрение требований данного постановления требует отдельной статьи, так как только перечисление увеличившихся вдвое лицензионных требований занимает две страницы машинописного текста. Отличительной особенностью этого документа является установление лицензионных требований отдельно для государственных учреждений, появление требования о соблюдении контроля качества и безопасности медицинской деятельности, порядков оказания медицинской помощи и наличия у руководителя медицинской организации дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Увеличение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности за прошедший период видно даже из простого статистического подсчёта знаков в программе Word.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа

постановление правительства о лицензировании медицинской деятельности
№350 №402 №499 №30 №291

1995 год

2002 год 2003 год 2007 год 2012 год