ОНФ: Правительство не исполняет поручения Президента по ОМС

0

В докладе не содержится информации по сути выполнения указанных поручений. ОНФ рекомендует данные поручения с контроля не снимать

Рабочая группа Центрального штаба ОБЩЕРОСИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА «Социальная справедливость» (далее – Рабочая группа) рассмотрела доклад Правительства Российской Федерации от 8 июля 2016 г. № 4915п-П12 (далее – доклад) о ходе выполнения частей 4 и 5 подпункта «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № Пр-2335 и подпункта 15 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № Пр-2508 о представлении предложений, касающихся конкретизации обязанностей страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования по защите прав граждан при оказании им медицинской помощи, а также усиления контроля за неукоснительным исполнением таких обязанностей и повышения ответственности за их ненадлежащее исполнение (далее – поручение) и сообщает следующее.

Рабочая группа считает, что в докладе не содержится информации по сути выполнения указанных поручений, кроме информации о действующей нормативной правовой базе, регулирующей деятельность страховых медицинских организаций.

По мнению экспертов Рабочей группы, контроль качества медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования, со стороны страховых медицинских организаций носит формальный характер и осуществляется посредством установления соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг, записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации. При этом своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата не оцениваются, обратная связь с пациентом отсутствует. Так, деятельность страховой медицинской организации, связанная с защитой прав и информированием застрахованных лиц, разбором жалоб, рассмотрением дел в досудебном порядке и в суде, ничтожна (охватывает небольшое число случаев). Например, большинство обращений граждан – это заявления застрахованных о выборе или замене страховой медицинской организации и переоформлении полиса (43,8 млн обращений в 2013 г.), доля жалоб составляет всего 0,1% от их общего числа (44 тыс.). Число досудебных разбирательств за 2013 г. составило не более 20 тыс. случаев, а количество судебных исковых заявлений, выставленных страховой медицинской организацией – 543 случая. За последние годы эти показатели существенно не изменились.

Рабочая группа указывает, что деятельность, связанная с индивидуальным информированием населения о правах застрахованных, информационная работа и проводимые социальные опросы, как самими страховыми медицинскими организациями и так фондами обязательного медицинского страхования, дублируют функции, осуществляемые другими государственными и общественными организациями: органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, Росздравнадзора, самих медицинских организаций (в том числе на сайтах этих организаций), ВЦИОМ, Общественных советов.

В тоже время согласно действующей нормативной базе, страховые медицинские организации вместо улучшения качества медицинской помощи, напротив, заинтересованы в увеличении числа нарушений. Связано это с тем, что формирование собственных средств страховой медицинской организации происходит за счет финансовых санкций, накладываемых на медицинскую организацию (к санкциям относятся: неоплата или частичная оплата счетов за оказанную медицинскую помощь и наложение штрафов). В 2013 году за счет этого источника в собственные средства страховых медицинских организаций поступило около 2 млрд. руб. Причем, принятые изменения в статьи 26-28, 41 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 286-ФЗ) и в приказ ФОМС №230 от 1.12.2010 (в ред. приказа ФФОМС от 24.12.2015 N 272) не изменили сути вопроса, хотя формально уменьшили долю отчислений в страховые медицинские организации от санкций, накладываемых на медицинскую организацию. Но одновременно этими же поправками предусмотрено существенное увеличение числа поводов для применения санкций. Сейчас санкции применяются даже за незначительные нарушения в оформлении документов; за превышение лимитов медицинской помощи, оказанной в прошлом году; за невыполнение порядков, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций, невзирая есть ли на это у учреждения ресурсы или нет. Эксперты Рабочей группы указывают на случаи, когда лечебное учреждение вынуждено вернуть в территориальный фонд обязательного медицинского страхования до 100% от уже понесенных расходов на лечение больных плюс штрафы. Причем от 15 до 25% от сумм санкций осядет как прибыль частных страховщиков. Оставшиеся 85-75% – пополнят нормированный страховой запас территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Раньше санкции в системе обязательного медицинского страхования тоже были, но меньшие по объему, а изъятые средства, пусть с опозданием, но гарантированно возвращались в лечебные учреждения, то есть шли на оплату медицинской помощи по Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Сегодня в связи с принятыми изменениями изъятые средства могут быть направлены на закупку машин скорой помощи, медицинской техники и другие инвестиционные расходы, которые раньше всегда оплачивались за счет федерального и региональных бюджетов, что свою очередь приведет к уменьшению объема средств, предназначенных непосредственно для лечения пациентов и снижению доступности медицинской помощи.

Учитывая изложенное, Рабочая группа рекомендует поручения, содержащиеся частях 4 и 5 подпункта «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № Пр-2335 и подпункта 15 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № Пр-2508, с контроля не снимать.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий