Дьявол кроется в тарифах

0
Выделить главное вкл выкл

Тарифы обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи в разных регионах существенно различаются.

Тарифы обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи в разных регионах существенно различаются. Это ставит медицинские организации в неравные условия и в конечном счете приводит к неравной доступности медпомощи для населения. С таким заявлением выступили эксперты фонда независимого мониторинга «Здоровье», изучив генеральные тарифные соглашения, опубликованные на сайтах территориальных фондов ОМС.

Равнение на прошлый год

Например, в 2016 году тариф на первичный прием врача-терапевта в Санкт-Петербурге был в 3,5 раза выше, чем в Москве (355 рублей и 108 рублей соответственно), первичный прием у врача-хирурга оценивался в 6,5 раза дороже (364 и 56 рублей), а профилактическая флюорография – в 8,4 раза дороже (324 и 38,4 рубля). Та же картина и со стоимостью лабораторных исследований, рассказал директор фонда «Здоровье», член Общественной палаты РФ Эдуард Гаврилов.

Он отметил, что регионы не только по-разному оплачивают одинаковые медицинские услуги, но и совершенно по-разному оценивают относительную стоимость работы врачей разных специальностей. «В 2016 году в Волгоградской области работа эндокринолога ценилась в 6 раз выше, чем пульмонолога (1272 против 265 рублей за один амбулаторный прием), а в Ленинградской области работа этих специалистов оплачивалась одинаково (760 и 766 рублей за прием соответственно)», - привел пример Эдуард Гаврилов.

Различаются между регионами, по его словам, и тарифы на оплату госпитализации. Так, к примеру, стоимость лечения в больнице по профилю «акушерство и гинекология» в Омской области и в Красноярском крае различались в 2015 году почти вдвое (17 443 рубля и 31 054 рубля соответственно). При этом в Калужской области та же госпитализация оплачивалась по тарифу 12 279 рублей.

Подобная ситуация наблюдается и в 2017 году: так, стоимость амбулаторного посещения уролога с профилактическими целями в Ульяновской области в 5,3 раза ниже, чем в Республике Татарстан (55 и 292 рубля), а стоимость обращения в связи с заболеванием к кардиологу в Ульяновской области в 1,4 раза ниже, чем в Республике Башкортостан (681 и 979 рублей).

«Казалось бы, помощь оказывается по одним и тем же клиническим рекомендациям или протоколам, о которых часто говорит Минздрав. Почему же стоимость лечения так существенно различается? Причина в том, что на федеральном уровне отсутствуют единые принципы формирования финансового обеспечения базовой программы ОМС, а также полного тарифа на оплату медицинской помощи. Это позволяет региональным комиссиям по разработке территориальных программ ОМС устанавливать стоимость лечения, исходя из сложившегося в предыдущие годы финансирования медицинских организаций, а не из реальной потребности», - пояснил Эдуард Гаврилов.

Он также напомнил, что растет дефицит бюджета территориальных программ государственных гарантий. Так, в 2014 году 59 регионов страны приняли программы здравоохранения с дефицитом в 101,7 млрд рублей, в 2015-м уже 62 региона с дефицитом в 127,3 млрд, а в 2016 году совокупный дефицит вырос в два с лишним раза и составил 264 млрд рублей. Это неизбежно приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи.

Фонд «Здоровье» ранее не раз заявлял о нарушениях законодательства при проведении Минздравом РФ тарифной политики. Отсутствуют расчеты стоимости одного законченного случая лечения, ни под одним тарифом на лечение нет доказательной расчетной базы. А неэффективность расчета тарифов по клинико-статистическим группам, не имеющих под собой основы в виде стандартов медицинской помощи, и приводит к столь существенной разнице тарифов на одни и те же медицинские услуги в соседних регионах.

Много вводных

Между тем в Минздраве указывают, что размер тарифов в каждом регионе определяет специально формируемая комиссия по разработке территориальной программы ОМС, исходя из структуры заболеваемости и нагрузки на врачей. Поэтому отдельно взятый размер тарифов вне связи с территориальной программой не является показателем доступности медицинской помощи. Кроме того, по информации ведомства, критическая разница между регионами по тарифам на медицинскую помощь в последние годы практически ликвидирована.

ФОМС выступил против унификации тарифов, поскольку их размер и структура устанавливаются с учетом коэффициента уровня оказания медпомощи в соответствии с федеральным законодательством. «Унификации тарифов на оплату медпомощи быть не может – это все равно, что высчитывание средней температуры по больнице. Структура заболеваемости в субъектах РФ различная, нагрузка на медицинских работников тоже варьируется хотя бы потому, что плотность населения неравномерна, обеспеченность лечебных учреждений оборудованием также не равнозначна. Все эти и другие факторы учитываются при определении величины тарифов», - пояснили в пресс-службе Фонда обязательного медицинского страхования, сообщает РИА «Новости».

В ФОМС добавили, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает расходы на заработную плату, приобретение лекарственных средств, инвентаря и медицинского инструментария, реактивов и химикатов, продуктов питания, коммунальные платежи, транспортные услуги и прочее. «То есть это суммарный показатель всех имеющихся расходов, который основан на ценах, актуальных для данного региона», - подчеркнули в фонде.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа