ОМС и частная медицина: быть или не быть?

0
Выделить главное вкл выкл

Выcтупление директора ООО "Эксперт-Услуги" Потемкина Валерия Анатольевича на II-м Форуме частных медицинских организаций ЦФО

 

Потемкин Валерий Анатольевич, директор ООО "Эксперт-Услуги", г.Ярославль

Не случайно при выборе названия настоящей статьи в голову пришли стихи знаменитого классика.

Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье и в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться. (Вильям Шекспир)

 

Тот, кому не повезло или не помогли легко пройти путь от желания сделать нашу бесплатную медицину чуть лучше и доступней, до воплощения этой мысли в жизнь, я уверен, найдет в них много общего с пережитой действительностью.

С момента как в 2010-11 годах новыми серьезными законами частную медицину помпезно ввели в систему обеспечения конституционных прав граждан на бесплатное здравоохранение, одни тут же увидели в туннеле свет, а другие кинулись искать выключатели. В общем, началось противостояние законов подзаконным и ведомственным актам. А в почти отсутствующей, на тот период, судебной практике, калейдоскоп решений, только начинал выстраиваться в более или менее понятную картину.

 

Сегодня почти никто во власти открыто не противостоит наличию частников  в системе ОМС. Но исторически сложившиеся стереотипы, страх потерять былое величие и просто лень думать иначе, заставляют власть принимать в «свои ряды» только понятных и подконтрольных. Ни то ни другое реальный бизнес не устраивает. Причем опыт тех, кто где-то поддался и вошел в их (власти) понятия, далеко не всегда положительный. Чиновники так часто меняются, что тут нужна виртуозная гибкость.

Президент РФ, Минздрав РФ, ФФОМС и т.д. пишут и говорят о государственной поддержке социально ориентированного предпринимательства и необходимости развития конкуренции. Антимонопольное законодательство прямо устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов государственной власти субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов. Распоряжение Правительства РФ № 1738-р от 05.09.2015 года утверждает стандарт развития конкуренции в субъектах РФ, где четко прописано, что для создания условий развития конкуренции на рынке медицинских услуг необходимо включение негосударственных (немуниципальных) медицинских организаций в реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования.

При этом доля затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную негосударственными (немуниципальными) медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования, по прямым указаниям Правительства РФ, должна составлять в 2017 году - не менее 8 процентов, в 2018 году - не менее 10 процентов.

В ежегодных письмах за подписью министра здравоохранения РФ «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» и конкретно письме с аналогичным названием от 23 декабря 2016 г. N 11-7/10/2-8304, прописывается подробный единый алгоритм работы и определения тарифов для «медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы». Красивых вдохновляющих документов хватает, но регионы жили и живут по своим, причем иногда кажется параллельно спускаемым сверху, законам-понятиям.

Руководство страны и федеральное законодательство довольно часто опережают страну в понимании правильных путей ее развития. Правила ОМС на законодательном уровне и уровне нормативной документации, почти все сделали для частников. Но нет нормальной обратной связи, не все читают Российскую газету, и главное большинство искренне боятся изменений. А если есть возможность, то так же искренне им сопротивляются.

Уже много лет работает простая и доступная система уведомления о вхождении организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность, в перечень организаций оказывающих свои услуги по программе госгарантий. А вот потом начинается самое неинтересное. После включения  медорганизации в заветный реестр, перед ней задача с множеством неизвестных. Надо быть готовым к полноценной работе, но нет никаких данных о размерах тарифов, выделяемых объемах и их финансовом обеспечении. А самое главное, вообще неясно – будет дан старт или нет.

Этим волшебством заведует объединение под названием Комиссия по разработке территориальной программы госгарантий (далее Комиссия). Создаваемая исполнительной властью региона и постоянно тасуемая, она в своих решениях просто обрамляет новыми требованиями старую систему распределения финансирования. В школе это называлось «подогнать под ответ». Привлечь к ответственности этот коллективный, без полноценного юридического статуса орган, задача архисложная.

Если вы в реестре ОМС, то идеально заручиться поддержкой членов вышеуказанной комиссии, но это не панацея. Более того, действующее законодательство и, что особенно важно, судебная практика и практика ФАС, вообще не ставят в прямую зависимость решения Комиссии и интересы ее членов с правами застрахованных граждан и медицинских организаций. Правда за это придется побороться.

ОМС для частника – это, в первую очередь, реальная медицина, настоящая практика, без которой нет хорошего врача. Ориентир на сервис, что был взят частными медцентрами много лет назад, безусловно нужен, но подкреплять его только привлечением дорогих сторонних «светил» и накладно и малоперспективно. Постепенно нужно растить своих.   

Наша организация в ОМС уже пятый год. Из них только два года мы получали так называемое госзадание, объемы которого, даже очень стараясь, медленнее чем за два-три месяца было невозможно не выполнить. Дальше новая развилка и опять с неизвестными. Одна из дорог это традиционная национальная рулетка с челобитными царю или боярам. Второй путь – сдаться и «уйти» из ОМС не дожидаясь окончания года. Здесь «добивать» власть скорее всего не будет, т.к. это не в ее интересах. Но есть, как это не странно, граждане с претензиями. Они то и могут потребовать оказания вашей организацией медицинских услуг по программе госгарантий. И не советую отказывать. Все законы на их стороне! Особенно это касается экстренной и неотложной помощи. Путь третий возвращает нас к федеральному законодательству, увещеваниям сильных мира сего и т.д..

Теперь подробнее: Начну с того, что деньги уже поделены. Чиновник, с которым вы пришли разговаривать, очень убедительно расскажет вам как трудно жить медицинским госучреждениям, про свою ответственность за счастье народа и обязательно намекнет, что вот вы завтра пропадете, а он и государство останется!

У меня нет, к сожалению, ни одного безкоррупционного примера когда эти душещипательные беседы переходили в правовое русло.  Зато на примере своей организации и примерах других частных медицинских организаций нашего региона, могу уверенно констатировать, что бороться за свои права можно и нужно. Только до победы. Зачем? Но если не нравиться пафос о здоровье нации, то хотя бы для себя любимых. Для тех кто близок и дорог.

Государственная система здравоохранения даже в провозглашенном национальном статусе, как система, сама себя разрушает. В ней еще очень много хорошего, но хранить и развивать его задача сложная и мы должны стране в этом помочь.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа