Крепостное здравоохранение в 2-х частях.

0

Статья к.м.н., президента СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, генерального директора группы компаний ЦСМ САНТАЛЬ Евгения Анатольевича Рабцуна

Содержание:

Часть первая. Различие между страховой и бюджетной моделью организации медицинской помощи.

Часть вторая. Что было, будет. Кратко.

Рабцун Евгений Анатольевич, к.м.н., президент СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, генеральный директор группы компаний ЦСМ САНТАЛЬ, гг. Томск, Кызыл, Краснодар, Геленджик

Часть первая. Различие между страховой и бюджетной моделью организации медицинской помощи.

1. Разница в процессе выбора.

Выбираешь ты или выбирают тебя, есть разница? Полагаю, есть.

В страховании выбираешь ты, в бюджетном здравоохранения выбирают тебя. В системе ОМС пациент выбирает Медорганизацию, врача, где и у кого лечиться. В бюджетной модели ровно наоборот, медорганизация выбирает пациента. Пациентов прикрепляют, им назначают участковых, делят прикрепленных между ЛПУ, маршрутизируют, оплачивают подушевой норматив и т.п.

Например, Минздрав РФ своим приказом предписывает всем государственным поликлиникам работать по бюджетной модели организации медпомощи. Людей прикрепляют к поликлиникам по месту жительства, назначают участковых. Знакомо? Некоторые об этом даже не знают, но каждый закреплён за поликлиникой и врачом. Закон об ОМС даёт гражданину право выбора медицинской организации. Это порождает конфликт между интересами граждан, которые все активнее этим правом пользуются и Минздравом РФ, который хотел бы это право у граждан забрать. Для этого он внес поправки в закон об ОМС.

2. Лояльность или эффективность.

В бюджетной модели здравоохранения деньги для ЛПУ выделяет чиновник, он главный бюджетораспорядитель.

В страховой модели деньги идут за пациентом, главный – пациент. Чтобы их привлечь, в страховой модели здравоохранения больницы доказывают пациентам свою эффективность в оказании медпомощи, соревнуются, конкурируют за пациента. Чиновник помощь от больниц не получает, поэтому в бюджетной модели больницы доказывают свою лояльность, конкурируют за доступ к чиновнику.

Действующая модель здравоохранения России бюджетная, в ней больше ценится лояльность, а не эффективность медицинских организаций. По новому законопроекту Минздрав РФ планирует нелояльные организации исключать из системы ОМС – вводится система “двойного лицензирования”.

3. Отработать или заработать.

В бюджетной модели больницам сначала выделяют деньги, а только потом на эти деньги лечат больных. Сколько выделено денег, столько будут лечить больных. Основная цель бюджетной модели – обеспечить ЛПУ деньгами, которые они должны отработать, оказывая медпомощь, в пределах установленных объемов. Сверх объёма лечить не будут. В бюджетной модели есть план-задание на выполнение объемов – задание на заболевания. Да, звучит парадоксально, но оно реально существует. Задание обязывает ЛПУ обеспечить установленный норматив посещений и госпитализации. Если ЛПУ не выполняет норматива по заболеваниям, его штрафуют.

В страховании ровно наоборот. Сначала больница оказывают помощь и только потом, за оказанную пациентам помощь клиники получают деньги. Чем больше пациентам оказывается медпомощи, тем больше доход клиники. Поэтому в страховой модели больницы стремятся сделать помощь максимально доступной и эффективной, то есть достичь результата за минимальное время, обеспечив при этом высокий уровень удовлетворенности.

4. Персонализированная или обезличенная.

В страховой модели медпомощь персонализирована. Нам всем выдали персональные полисы ОМС. Больницы отчитываться за оказанную медпомощь персонально по каждому человеку.

Бюджетная модель здравоохранения обезличенная. Попросите участкового врача описать свой врачебный участок, он назовёт вам улицы, а не фамилии, он обслуживает территорию.

Бюджетную модель здравоохранения финансирует ЛПУ, а страховая модель оплачивает оказание медпомощи персонально застрахованным гражданам.

5. Право или обязательство.

Бюджетная модель здравоохранения наделяет граждан обязательством. Вы часть плана ЛПУ, за который спрашивает начальство. Поэтому ваша личная потребность в медпомощи учитывается в том объёме, в котором она совпадает с планами ЛПУ. Если нет, на вас возлагают обязательства, например, пройти диспансеризацию именно в том ЛПУ, которое получило за вас деньги. Неважно, насколько это вам удобно. Вас не убеждают, а заставляют, вы обязаны лечиться в установленном месте и в установленный срок. Вы лишь средство для достижения цели, поставленных перед ЛПУ.

Страховая модель даёт гражданам право получать медицинскую помощь и возмещение затрат, связанных с ней по факту возникновения заболеваний, с учётом вероятности и случайности этих событий. Страховая модель даёт человеку право выбора врача и медицинской организации, с учётом того, что человек обладает неотъемлемым правом лично распоряжаться своей жизнь и здоровьем.

Страховая модель организации здравоохранения исходит из принципа – человек использует государство в интересах человека. Фундамент государственно-бюджетной модели здравоохранения иной, обратный – государство использует человека в интересах государства.

В России по закону с 1991 года существует система ОМС, верно? Но фактически система здравоохранения функционирует по приказам Минздрава РФ и действует, как бюджетная модель оказания медпомощи населению.

Это порождает огромное количество противоречий. Чтобы их устранить Минздрав РФ планирует изменить НЕ свои приказы адекватно закону, а закон об ОМС подогнать под свои приказы.

Эти изменения коснутся всех граждан России, это следует понимать.

Часть вторая. Что было, будет. Кратко.

Страховая модель функционирует за счёт страховых взносов на ОМС. Все граждане платят их через работодателей, бюджеты регионов платят за неработающих граждан. Всё собранные деньги аккумулируются во внебюджетном фонде ОМС. Эти средства ОМС распределяются по территориальными фондам ОМС пропорционально численности застрахованных граждан в каждом регионе.

Пока по действующему закону об ОМС терфонды должны отдать деньги тем медицинским организациям, которые оказали медпомощь застрахованному лицу из данного региона. Работает страховой принцип ОМС – деньги за пациентом. Частные клиники, зная это, трудятся над привлечением пациентов. Государственные клиники привлекать не могут, поэтому они работают над принуждением пациентов. Однако и те и другие получают средства ОМС только тогда, когда пациент фактически получит медицинскую помощь.

Именно этот принцип и является “врагом” почти всех федеральных клиник. Пациенты перестали выбирать федеральные клиники, и что ещё хуже терфонды перестали загонять пациентов в федеральные клиники, принуждая их получать помощь в своих региональных ЛПУ. Это возмутило Минздрав РФ и федеральный фонд ОМС, и они решили отобрать и право выбора у пациентов, и право принуждения у территориальных фондов.

Предполагается, что по новому закону пациенты будут обязаны получать медицинскую помощь по определенным заболеваниям только в федеральных клиниках, независимо от места проживания и состояния пациента.

Таким образом, каждый, гражданин России лишится части своего права и приобретёт ещё одно обязательство при получении бесплатной медпомощи.

За что? Почему так?

Особо цинично звучит цель намерений, авторы поправок в закон её не скрывают: в целях обеспечения научного и кадрового потенциала федеральных клиник.

По сути, они предлагают ограничить право граждан на выбор медицинской организации и врача, закрыть доступ к региональным организациям здравоохранения и частным клиникам, чтобы поддержать научный и кадровый потенциал федеральных клиник, неспособных конкурировать за пациента.

Поддержка научного потенциала – благородная цель. Однако, следует понимать, что мы, граждане России, уплатили страховые взносы на ОМС в других целях – обеспечение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, входящих в программу ОМС. При дефиците программ ОМС любое нецелевое использование средств выглядит крайне странным. Это должно вызывать озабоченность у каждого, включая правоохранительные органы, потому как в самый нужный момент на ваше лечение страховых денег может не хватить.

Цель поправок, вносимых Минздравом РФ, заменить страховую систему, где граждане обладают правом, на бюджетную модель, где на граждан возлагают обязанности.

Будут все довольны. Крепостное право же не крестьяне отменяли, их всё устраивало… :)))

 

Рабцун Евгений Анатольевич - кандидат медицинских наук, Президент СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, ведущий эксперт по вопросам реализации системы ОМС в частном здравоохранении

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа