Исполнение экологического законодательства – головная боль тольяттинских стоматологов
3Председатель Правления Ассоциации Тольятти Дент Музыка Ю.Г. поднимает проблемы взаимоотношения предпринимателей с органами власти в регионе
Исполнение экологического законодательства –
головная боль тольяттинских стоматологов
Вот уже несколько месяцев частные стоматологи Тольятти не могут спать спокойно.
Начиная с июля 2011 года районные прокуратуры г. Тольятти проводят проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды в соответствии с требованием Федеральных законов №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», № -96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха».
Руководители частных стоматологических клиник получают требование о предоставлении следующих документов:
- приказ о назначении лиц, допущенных к работе с отходами;
- свидетельства об обучении лиц, допущенных к работе с отходами;
- порядок производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный с органом исполнительной власти в области обращения с отходами;
- журнал учета и движения отходов;
- документ о проведении инвентаризации образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов и отнесения их к классу опасности;
- паспорта на отходы 1-4 класса опасности;
- инструкция по сбору, хранению отходов;
- договора на вывоз отходов, их переработку и захоронение;
- согласованные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и платежные поручения по ним за предыдущий год (3,4 кварталы 2010 года, 1, 2 кварталы 2011 года);
- согласованная форма статистической отчетности 2-ТП отходы, 2-ТП воздух;
Предъявляя требование о предоставлении данных сведений, прокуратура г.о. Тольятти Самарской области совместно с Управлением природопользования и охраны окружающей среды Мэрии городского округа Тольятти ссылается на нормы Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обосновывая нормами указанного закона свои требования.
Однако правовое регулирование в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений (под таковыми следует, очевидно, понимать все виды отходов, образующиеся в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (медицинские отходы) в силу п. 2 ст. 2 федерального закона не входит в сферу его регулирования.
Очевидно, к специальному законодательству, регулирующему отношения в области обращения с медицинскими отходами, следует отнести Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в силу ст. 22 которого, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таковым относятся утвержденные Постановлением от 09 декабря 2010 г. N 163 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (СанПиН 2.1.7.2790-10). В соответствии с п. 3.2. указанных правил руководителем организации утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения медицинскими отходами в данной организации. В соответствии с п. 3.5. правил допуском к обращению с медицинскими отходами является предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами. Никакого дополнительного обучения лиц, допущенных к обращению с медицинскими отходами с выдачей свидетельств об обучении СанПиН 2.1.7.2790-10 не предусматривает.
Производственный контроль в области обращения с медицинскими отходами регулируется главой IX вышеуказанных санитарных правил и не предполагает никаких дополнительных согласований. Кроме того, Порядок организации производственного контроля определен Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 «О введении в действие санитарных правил – СП 1.1.1058-01». В соответствии с п. 2.8 правил юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с п. 6.1. надзор за организацией и проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого уполномоченными органами.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов I-IV классов, утвержденный Приказом от15 августа 2007 г. № 570 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в силу п. 2 ст. 2 которого в сферу его регулирования не входит в обращение с медицинскими отходами .
Кроме того, если мы обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786, то увидим, что медицинские отходы зарегистрированы под номером 971000000000, где последняя тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей среды (0 – класс опасности не установлен). Медицинские же отходы согласно СанПиНу 2.1.7.2790-10 имеют классы А – Д. Тогда паспорта, каких отходов 1-4 класса опасности с нас требуют?
Проанализировав ситуацию, складывающуюся вокруг стоматологических клиник Тольятти, напрашиваются выводы:
- кому-то очень сильно мешает развитие в городе сектора платных медицинских услуг,
- кто-то очень хочет «пополнить бюджет» за счет штрафов,
- активно лоббируются интересы учебных центров, получивших лицензии по экологическому обучению, т.к. стоматологов забросали предложениями по подготовке руководителей и персонала клиник на право работы с опасными отходами угрозами санкций за неисполнение экологического законодательства.
На запросы Ассоциации «Тольятти Дент» по вопросам обращения с медицинскими отходами получен ответ от И.О директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации В.Р. Венчикова № 12-47/14076 от 20.07.2011, в котором он сообщает: «В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 404, Минприроды России не осуществляет полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений. ... при обращении с медицинскими отходами лечебно-профилактических учреждений должны выполняться только санитарно-эпидемиологические требования и нормативы (СанПиН).»
На запрос в Росприроднадзор по обращению с медицинскими отходами получен ответ от заместителя Руководителя В.В. Смолина за № ВС-08-03-32/11965 от 14.09.2011. В своей письме господин Смолин указывает, что «по мнению Росприроднадзора, вопросы, возникающие в связи с осуществлением нормирования, контрольных мероприятий при обращении с данными отходами, требуют дополнительной проработки с учетом компетенции Минприроды России, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Россельхознадзора в данной сфере».
Если руководители Росприроднадзора признают тот факт, что вопросы нормирования и контроля за деятельностью в области обращения с медицинскими отходами требуют дальнейшей проработки, то не совсем ясно, какими же критериями руководствуются тольяттинские надзорные органы.
Несмотря на полученные ответы от таких компетентных высоких инстанций Управление природопользования и охраны окружающей среды Мэрии эти доводы не принимает.
На сегодняшний день продолжаются суды, врачи стоматологи вместо того, чтобы лечить больных в массовом порядке вынуждены отстаивать свои права.
Думаю, что не ошибусь, заявляя, что весь частный медицинский бизнес заинтересован работать с соблюдением всех нормативных актов, но нормативная база должна быть четкой, внятной, ограниченной по размеру и не допускающей двойного толкования.
Председатель Правления Ассоциации «Тольятти Дент»
Музыка Ю.Г.
Обсуждение
Отличная аналитическая статья, спасибо огромное! Это происходит не только в Тольятти. В Екатеринбурге аналогичная ситуация.
Это головная боль не только частников, но и бюджетников тоже. У меня накопилась целая папка переписки с надзорными органами всех уровней, начиная с территориальных органов Росприроднадзора и заканчивая МПР и Минздравсоцразвития. Итог = 0.
Вот это БОМБА! Покажу письма нашим региональным чиновникам. Вот вытянутся их лица :)