Современные концепции конкуренции медицинских учреждений в России. Год 2017.

0

Выступление кандидата медицинских наук, главного врача клиники Авеста Шубина Андрея Геннадьевича на II-м Форуме частных медицинских организаций ЦФО

 

Шубин Андрей Геннадьевич, к.м.н., генеральный директор клиники «Центральный госпиталь Авеста - Медгард», член правления СРО "Объединение медицинских учреждений Поволжья", г.Саратов

 

В сознании потребителя понятие  «частная медицина» и «платная медицина» надежно слились. Хотя тезис этот совершенно не отражает сути происходящих в системе здравоохранения процессов. Понятие формы собственности  и участие в программах госгарантий (бесплатности с точки зрения потребителя медицинской услуги) –  разные темы. Можно привести  примеры   работы частных по форме собственности больниц и поликлиник в системе ОМС и наоборот активную работу ГУЗов и МУЗов  на рынке платных услуг. Структуры доходной части бюджетов  больниц разных форм собственности  уже давно не отличаются друг от друга – личные средства граждан, прямые платежи от юрлиц по договорам, ДМС , ОМС. Меняются только пропорции.  В некоторых госучреждениях  личные средства  граждан и платежи по системе ДМС  достигают 30-40%. В государственных по форме собственности стоматологических учреждениях доходят до 95%.   С другой стороны частные медицинские учреждения  пытаются работать в системе ОМС,  несмотря на все сложности этого процесса .  Во многом это определяется исторически разными стартовыми условиями  больниц и поликлиник в условиях формирования рынка медуслуг. Собственно организация  частных медучреждений идет  тремя основными путями  -  инициативная деятельность предпринимателей на новых площадях, приватизация заводских медико-санитарных частей  и  организация учреждений на отчужденных площадях государственных  больниц и поликлиник. Имеется и единичный опыт концессионных соглашений. Степень участия медицинских госучреждениий  в рынке различна. Пропорции сегодняшних бюджетов государственных медучреждений сильно зависят от положения учреждения (столица, город, село),  внедренных еще в советские времена медицинских технологий (отделения онкологии, сосудистой хирургии, трансплантологии и т.п) , статуса учреждения, накопленных медицинских традиций, авторитета в пациентской и врачебной среде. Исходная материальная база учреждениям тоже досталась разная. Это касается и основных фондов и  медицинского оборудования.  Сыграл и текущий уровень менеджмента. Там , где руководители медицинских госучреждений  раньше других уловили «дух» и «принципы рынка» дело идет успешней. Таким образом,  конкуренция добралась и до государственных медучреждений. Они конкурируют не только с частными медицинскими учреждениями, но и между собой.  Получается, что конкуренция охватила все медицинские учреждения  не зависимо от формы их собственности. Хотя рынок явно пока не зрел и главное - не равен по условиям хозяйствования.   Концепций конкуренции на рынке медуслуг  России можно выделить  несколько –

1. Технологическая

2. Кадровая

3. Сервисная

4. Информационная

5. Экономическая

В технологическом секторе возможности частных медицинских учреждений ограничены дорогими финансовыми ресурсами  и длинными сроками окупаемости проектов. Не многие инвесторы готовы на такие вложения. По разному видят их перспективу. Скорее это удел малых инновационных технологий.

В кадровом секторе ситуация также не в пользу частных медицинских учреждений. Подготовка медицинского специалиста  нужного уровня занимает до 10-12 лет . Стоимость переподготовки специалистов на образовательном рынке медицинских учебных заведений постоянно растет. Примечательно , что медицинские  ВУЗы часто  формируют отдельную стоимость для медицинских учреждений частной формы собственности.   Среди врачей многих хирургических специальностей популярно получение  нелегального вознаграждения. Это делает предложения коммерческих медицинских учреждений по уровню зарплат для них малопривлекательными по уровню реального дохода. Необходимость компенсации кассового разрыва на старте коммерческого медицинского проекта в основном также  ложиться на фонд заработной платы персонала.

Несомненное лидерство частные медицинские учреждения имеют в секторе  сервисной концепции конкуренции.  Энергичное внедрение современных электронных технологий, работа с клиентской базой, серьезное  внимание к организации администрирования приемов,  учеба и воспитание всех категорий персонала.  Важнейшим фактором в этой концепции конкуренции становится не понятие «качества медицинской услуги», а  более  приближенное к потребителю понятие «удовлетворенности медицинской услугой».  В понятие сервисной концепции конкуренции можно отнести и выдвижение медицинской услуги к потребителю. Эта задача решается организацией амбулаторных приемов в микрорайонах, удаленных населенных пунктах,  развитием выездной службы, созданием сети медицинских учреждений.

Информационная  концепция подразумевает максимальное сосредоточение ресурсов на продвижении  учреждения в информационном пространстве.  Для многих государственных медучреждений  организация таких программ  пока является новинкой.  Первые шаги в этом направлении у их большинства пока неуклюжие и примитивные. Хотя иногда встречаются  и весьма продвинутые программы. Не все учреждения пока уловили тренд переноса эффективного продвижения в интернет. Даже частные медицинские учреждения с завидным  упорством  тратят огромные бюджеты на прокат телевизионных роликов. На информационном рынке конкуренции частные медицинские учреждения уверенно выигрывают за счет использования услуг и современных методов продвижения  PR  и маркетинговых  агенств .

Мы осмысленно сформулировали экономическую концепцию конкуренции как отдельную . Здесь подразумевается не столько конкуренция  за объем выручки и захват сегментов рынка,  сколько за показатели экономической эффективности – доходность, EBITDA, окупаемость. По сути это большая забота о затратной части бюджета, его рациональном использовании.  По показателям экономической эффективности  коммерческие лечебные учреждения дают существенный позитивный отрыв. Детальный учет себестоимости услуг, расчет маржинальности, учет  эффективности использования площадей, реальные котировки закупок,  пунктуальное списание расходных материалов и медикаментов – вещи совершенно необходимые для успешной экономической конкуренции.  С другой стороны формирование цен на услуги у предприятий разных форм собственности происходит  по разным механизмам. В государственных учреждениях они часто диктуются нерыночными целями и задачами.  В результате инструмент рыночной балансировки  цен работает плохо.

Таким образом можно констатировать на сегодняшний день несколько неравнозначных концепций конкуренции на формирующемся рынке медицинских услуг России. В первую очередь они связаны с неравными условиями хозяйствования субъектов,  разницей стартовых позиций и целеполаганием.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий