Инвестиции в нарушения или организация системы управления рисками в медицинской организации: стоит ли выбирать быстро?

0
Выделить главное вкл выкл

Выступление заместителя исполнительного директора по правовым вопросам Национальной Ассоциации медицинских организаций Саяпиной Светланы Михайловны на II-м Форуме частных медицинских организаций ЦФО

 

Владельцам медицинского бизнеса посвящается

Целью статьи является рассмотрение существующего противоречия между целями инвестиционных вложений в частный медицинский бизнес, предполагающими создание дорогостоящей компании, и практикой несоблюдения этими медицинскими организациями соответствующих обязательных требований.

При этом проведение правового анализа допускаемых медицинскими организациями нарушений и их последствий настоящей статьей не предполагается, но поднимается вопрос о целесообразности инвестирования в заведомо уязвимую бизнес-модель и низкоэффективных организаторов медицинской деятельности, а также о важности своевременного выявления всех возможных рисков в свете достаточно быстро меняющейся законодательной базы, уже закрепившей применение надзорными органами риск-ориентированного подхода с отнесением деятельности юридического лица к соответствующему классу опасности.

Об инвестициях, нарушениях и интересах клиента (пациента)

Конвенцией о защите прав инвестора (заключена в г. Москве 28.03.1997) понятие инвестиции определено как «вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта…».

В двух разных системах организации оказания медицинской помощи – государственной и частной – обязательные требования нарушают в целом одинаково, но в первом случае на покрытие финансовых потерь в случае привлечения к ответственности тратятся не личные и не привлеченные средства главного врача (руководителя) учреждения здравоохранения, а бюджетные. И, даже если руководитель государственного учреждения здравоохранения оформляет расходы за счет внебюджетных средств, стоит учесть, что внебюджетные средства его учреждения получены опять же без его личных или привлеченных инвестиций.

Исходя же из того, что в частный медицинский бизнес его владельцем(-ами) вложены личные или привлеченные финансовые и дорогостоящие материальные средства, а целью их вложения является всё-таки получение прибыли (дохода), вопрос целесообразности этих вложений при регулярном и системном несоблюдении обязательных требований лишается логики и смысла.

И вопрос этой же целесообразности становится особенно труднопонимаемым на том этапе, когда бизнес уже стал приносить доход, а привести его в порядок является менее энерго- и трудозатратным, чем бездеятельно сосуществовать с рисками (правовыми, финансовыми и репутационными), включающими в себя вероятность причинения вреда жизни или здоровью как пациента, так и медицинского работника, о которых владелец бизнеса не может не знать.

Однако здесь же, возвращаясь к самой сути организации бизнес-процессов, стоит отметить, что если их целью являются лишь финансовые показатели, то при отсутствии организованной безопасности этих бизнес-процессов (медицинской деятельности, в частности) модель этого бизнеса является заведомо уязвимой и мало отвечающей ценностям пациентов, что, как следствие, исключает необходимый для бизнеса элемента успеха – так называемую клиентоцентричность.

Если же говорить о клиентоцентричности и о создании дорогостоящей компании, то интересным будет обратиться к Гарретту Джонстону, международному эксперту в области стратегического маркетинга, который на Synergy Global Forum в 2015 году очень верно обратил внимание, что стремление лишь к финансовым результатам означает, что организаторы бизнеса в этом случае «гоняются за симптомами, а не за причинами успеха, потому что финансовые результаты никогда не создадут лояльного клиента просто так. Но лояльный клиент в быстро растущих сегментах – это валюта, которая стоит гораздо дороже чем финансовый результат. Финансовый результат этого не создаст, но именно это при хорошей бизнес-модели создаст отличный финансовый результат». И успех на рынке клиентов.

И здесь можно также позволить себе разделить мнение создателя технологии системного продвижения, которая была успешно внедрена в 250 проектах в 7 странах мира, Ии Имшинецкой о том, что важно «не только вытаскивать из клиента деньги, важно улучшать его жизнь, начать работать с ценностями клиента, а не с его купюрами. И если медицинская организация думает о здоровье пациента, а не о его кошельке, то это самое главное, это как раз то, что клиента (пациента) приклеивает к бренду. Для этого важно определиться с ценностями компании. И определиться с ценностями клиента. И привести их в одну точку. И тогда рождается клиентское сообщество. Клиентское сообщество – это то конкурентное преимущество, которое нельзя копировать. Это сообщество людей, которые общаются с брендом, то есть сначала бренд общается с людьми, а потом создаётся ещё одно направление – они общаются между собой. Их не только мотивируют тратить на них деньги, им ещё в ответ дают полновесную, человеческую волну уважения, признания их места в этом мире и помощь в самореализации. И тот, кто дальше не пойдёт, тот очень скоро будет уступать бизнесам, которые строят клиентское сообщество1».

Данное представление этими лидерами мнений в области маркетинга причин успеха таких бизнес-моделей видится автору статьи неожиданно созвучным с системными целями законодателя проводить ранжирование медицинских организаций для отнесения их к определенному классу (категории) опасности.

Вопрос, будет ли потребитель медицинской услуги (он же – пациент или клиент) руководствоваться результатами ранжирования при выборе им медицинской организации, автором статьи, имеющей многогранный опыт юридического сопровождения медицинских организаций в двух разных системах здравоохранения – государственной и частной, не ставится.

Вопрос же необходимости оперативного совершенствования бизнес-модели и обеспечения её безопасности по всем направлениям медицинской деятельности, с разработкой надлежащего документационного обеспечения без обычно формального в этом вопросе подхода, выработкой алгоритмов действий и слаженности в работе всего медицинского персонала, контроля и минимизации нарушений как в их работе, так и в деятельности медицинской организации, становится таким образом актуальным не только в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).

О риск-ориентированном подходе и ранжировании медицинского бизнеса

Существует расхожее мнение, что соблюдать все обязательные требования невозможно. И это мнение, учитывая несовершенство законодательной базы и предъявляемых (порой действительно устаревших) требований, возможно, имеет право на жизнь. Однако оно же с учетом достаточно быстро меняющейся законодательной базы свидетельствует о краткосрочности взглядов владельцев и организаторов медицинского бизнеса, ведущей в целом к стратегической ошибке, посредством которой и выстраивается ими изначально уязвимая бизнес-модель. И, как показывает практика, за этим же ошибочно устоявшимся мнением и кроются все возможные нарушения, которые при этом, как правило, являются управляемыми рисками.

Если же учесть нарастание административной ответственности и уже законодательно состоявшейся идеи применения к медицинским организациям риск-ориентированного подхода, вопрос, управлять ли своими рисками или позволить себе и (или) персоналу разрушить свой бизнес, является вопросом выбора каждого владельца медицинского бизнеса.

Равно как и выбора, к какой категории риска либо какому определенному классу (категории) опасности будет отнесена его медицинская организация «с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ею обязательных требований, а также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований» (ч.3 ст.8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Это если при отсутствии стремления у владельцев бизнеса построить «гибкую, долгосрочную, результат-ориентированную и клиентоцентричную стратегию, где бренд, клиент и маркетинг играют самую главную роль»2 отвлечься от вопроса целесообразности инвестиционных вложений и не спешить делать вывод, что цели такого медицинского бизнеса скорее связаны лишь «с кошельком пациента, а не его с ценностями».

Но, возвращаясь к словам, что «лояльный клиент в быстро растущих сегментах – это валюта, которая стоит гораздо дороже чем финансовый результат, и при хорошей бизнес-модели она создаст отличный финансовый результат», выбор в пользу совершенствования бизнес-модели, выявления всех возможных нарушений и недочетов в деятельности медицинской организации, а также принятия соответствующих мер для последующего успешного прохождения ранжирования, видится более целесообразным, чем всё иное, являющееся следствием отсутствия в медицинской организации хорошо организованного бизнес-процесса и устойчивой системы управления рисками.

Содержание настоящей статьи является в том числе изложением результата наблюдения за деятельностью, а также анализа письменных обращений разных медицинских организаций, руководители которых (в большей степени) более напитаны иллюзией своего жертвенного положения на рынке медицинских услуг, чем стремлением проникнуться хотя бы элементарными, установленными законодательно требованиями, не говоря уж об основных, базовых, обеспечивающих безопасность медицинской деятельности. И, особенно когда факты нарушения соответствующих обязательных требований являются очевидными, вступившие в силу соответствующие законодательные изменения становятся чудесной движущей силой, понуждающей их обратить на это внимание.

Так, согласно вступившей в силу с 01 января 2017 года части 8 статьи 8.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), указанных в части 1 указанной статьи, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Статьей 8.3 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ определена организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В частности, к ним относится (кроме прочего) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации (п.6 ч.1 ст.8.3 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ) и наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом (п.7 ч.1 ст.8.3 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Пункт 5.1 статьи 2 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ определяет, что индикаторы риска нарушения обязательных требований – утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленные при проведении указанных в пунктах 3 - 7 части 1 статьи 8.3 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.

И в связи этими законодательными изменениями становится более чем актуальным своевременное и самостоятельное (без помощи органов надзора) выявление владельцами бизнеса и подчиненными им руководителями всех существующих рисков медицинской организации посредством проведения хотя бы внутренних аудитов, которые в сравнении с внешними аудитами дадут менее объективную картину, но могут стать наравне с внешними первым этапом организации в медицинской организации системы управления рисками. Становление же системы управления рисками ещё до начала проведения ранжирования медицинской организации является в большей степени залогом её отнесения к наиболее привлекательной для пациентов категории, гарантирующей в связи с этим не только возможность успешного развития бренда и соответствующие прибыль (доходы), но и проведение плановых проверок, как вариант, не чаще чем один раз в семь лет.

Литература

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа