Досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам частных клиник: для государства это норма или исключение?

0

Статья профессора, д.м.н., заслуженного врача РФ, генерального директора ЗАО «МЦК», члена правления СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций Кузовлева Олега Петровича и заместителя генерального директора ЗАО «МЦК» по общим вопросам Фигурина Ивана Михайловича

 

Введение

Цель данной публикации – еще раз обратить внимание на важный и нередко болезненный вопрос досрочного назначения страховой пенсии по старости, с которым рано или поздно сталкиваются все частные медицинские организации, сколько-нибудь долго легально работающие в правовом поле.

Конституционные основания для назначения пенсии и право конституционного равенства независимо от места работы

Пенсионное обеспечение как форму социального обеспечения гарантирует часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту … и в иных случаях, установленных законом». Конституцией же установлены равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Именно эти нормы являются основой аргументации при обращении в суды различных инстанций медицинских работников частных медицинских организаций для оспаривания отказов в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Федеральное законодательство о пенсии за выслугу лет

Основным нормативным правовым актом, регулирующим досрочное назначение страховой пенсии по старости является Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ-400), в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 которого «страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста».
Именно эти два слова – «учреждения здравоохранения» – являются основным аргументом представителей Пенсионного фонда России (далее – ПФР) и предметом судебных споров при отказе в досрочном назначении пенсий.

Досрочное назначение пенсий в подзаконных актах Правительства РФ

В подзаконных актах, регулирующих досрочное назначение трудовых пенсий по старости, аналогично прослеживается отсылка к «учреждениям», позволяющая ПФР и судам отказывать медицинским работникам по формальному признаку – в связи с несоответствием организационно-правовой формы и/или названия организации, названия структурного подразделения либо должности.

В качестве примера приведем выдержку из Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»:

«В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:


н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пример формулировки решения суда:

«… при этом не были включены периоды работы истца … в ЗАО «МЦК», т.к. наименование учреждения не поименовано в Списке должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002».

При подготовке данной публикации нами был проведен анализ информации о существующих частных учреждениях здравоохранения с использованием сервиса предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений ФНС России. По его результатам только 11 организаций не являются учреждениями ОАО «РЖД», промышленных предприятий и структур Русской Православной Церкви, из них 4 учреждения зарегистрированы в Москве и связаны с одной сетью медицинских клиник (таблица 1).

Таблица 1. Количество частных учреждений здравоохранения по состоянию на 06.03.2019.

Местонахождение

Учредители

Всего

Промышленные предприятия

Русская Православная Церковь

ОАО «РЖД»

Иные

Москва

1

4

5

Другие субъекты РФ

6

21

7

34

Итого

6

1

21

11

39

Обзор судебной практики

В силу упомянутой ранее законодательно закрепленной неоднозначности судебная практика по делам, связанным с досрочным назначением пенсии медицинским работникам коммерческих медицинских организаций разнообразна. Как правило, решение зависит не от объективных критериев, а от мнения конкретного судьи или действующих в регионе «установок». Как нельзя кстати вспоминается поговорка: «Закон, что дышло…».

При этом показательна разница между подходами к принятию решений судами города Москвы и других субъектов РФ. Если московские суды, в том числе районные, чаще руководствуются духом закона и интерпретируют «учреждения здравоохранения» как синоним «медицинской организации», суды в других регионах значимо чаще подходят формально и принимают решения не в пользу медицинских работников коммерческих медицинских организаций.

В своих решениях суды ссылаются на ФЗ-400, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, а также на положения решений и постановлений судов высшей инстанции:

    1) пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»:

«При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет».

    2) Определения Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 1646-О:

«… Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям».

Обзор собственной судебной практики

Для анализа собственной судебной практики мы выбрали период с декабря 2010 по январь 2019 года. За это время 25 сотрудников ЗАО «МЦК» обратились в ПФР за назначением досрочной пенсии по старости, всем им было отказано. 23 работника обратились в суд, из них:

- обратились в суды города Москвы по месту регистрации – 21, из них:

= 4 человека получили положительное решение в суде первой инстанции;

= 17 человек получили положительное решение в судах второй и более инстанций;

- обратились в суды других субъектов РФ – 2, в обоих случаях получены отказы на всех этапах, включая суды третьей инстанции.

Судебные решения подтверждают факт зависимости судьбы права медицинского работника на досрочную пенсию от мнения каждого конкретного судьи и заметно более жесткую позицию судов других субъектов РФ по сравнению с московскими.

Выводы

К сожалению, действующая нормативно-правовая база и правоприменительная практика приводят нас к заключению о том, что сегодня досрочное назначение пенсии по старости (за выслугу лет) работникам коммерческих медицинских организаций для государства является не нормой, а патологией исключением. Необходимость отстаивания сотрудниками частных клиник права на досрочную пенсию в суде стала сложившейся практикой.

Рекомендации и предложения

1. Частным медицинским организациям привести и поддерживать в соответствии с актуализируемыми нормативными правовыми актами название медицинской организации и структурных подразделений, наименования должностей в штатном расписании, должностные инструкции и иные документы, могущие подтвердить соответствие организации, работников и условий их труда требованиям пенсионного законодательства.

2. Медицинским работникам частных медицинских организаций при получении от ПФР отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости обращаться в гражданский суд по месту регистрации в соответствии с частью 20 статьи 21 ФЗ-400: «Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд».

3. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой об изменении в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» формулировки «учреждениях здравоохранения» на «медицинских организациях» в целях исключения нарушения конституционных прав граждан вследствие неоднозначного толкования нормы закона и приведения используемой терминологии в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

 

14-15 ноября 2019 года в Москве пройдет VI-й Национальный Конгресс частных медицинских организаций, подробности на сайте www.privatmed-congress.ru

 

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий