Юридические риски в новых экономических реалиях: как не потерять деньги на пустом месте.

0
Выделить главное вкл выкл

Статья адвоката Адвокатской палаты Московской области, профессионального медиатора, члена Правления СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, президента Ассоциации юристов медицинских клиник Клоповой Ирины Александровны (г.Москва)

Начало специальной военной операции в феврале 2022 года породило новую волну экономического и политического кризиса. Впрочем, РФ к таким потрясениям не привыкать.

Бизнесу, едва выбравшемуся из последствий пандемии, приходится искать пути выхода из новой волны.

Медицинские организации тому не исключение. И хотя медицина как сфера деятельности при любых, даже сложных экономических обстоятельствах остается одной из наиболее востребованных, существует ряд юридических рисков, которые могут породить потерю денежных средств на пусто месте.

Риск 1. Проблемы с поставками

Еще некоторое время назад ни одного обращения по вопросам поставки от медицинских организаций ко мне не поступало. Однако, в связи с негласным запретом многим европейским компаниям осуществлять поставку заранее заказанного и даже приобретенного оборудования на территорию России, такие обращения участились.

Риск финансовых потерь теперь может измеряться от нескольких сот тысяч рублей до полумиллиона евро.

Чаще всего медицинские организации сталкиваются со следующими проблемами:

- непоставка ранее оплаченного товара по заключенному договору;

- риск получения товара по неоправданно высокой цене в валюте (и хотя курс сейчас более-менее стабилизирован, многие компании не готовы продавать оборудование по сниженным ценам)

- непоставка ранее заказанного, но не оплаченного товара

- поставка под видом немецкого и французского оборудования китайских аналогов

- потеря груза на границе

На что обратить внимание?

Любые проблемы по действующему договору решаются не в порядке устных переговоров, а путем передачи письменной претензии. Да, разговаривать с поставщиками можно и нужно, но обязательно фиксируйте все на бумаге.

Как правило, официальных писем с отказом поставки иностранные контрагенты не дают, а, значит, обязательства у них не прекращаются и просто необходимо пользоваться штрафными санкциями.

Потенциально проверяйте пришедшее оборудование на качество, год выпуска, комплектность оригинальными деталями.

Риск 2. Чрезмерный госконтроль

Если в бюджете нет или заканчиваются деньги, которые идут на иные нужды, нежели ранее, самый разумный и оптимальный способ пополнения, равно и самый простой – увеличение штрафного бремени.

И формальный мораторий на плановые проверки далеко не решает возникающие проблемы.

Из основных рисковых факторов, которые потенциальном могут рублем повлиять на бюджет медицинской организации по части госконтроля я выделила бы следующие аспекты

- профилактические меры не являются профилактическими

Да, 248-ФЗ «О Госконтроле» формально направлен на ослаблении надзорного бремени путем включения в работу контрольно-надзорных органов системы профилактических мер и мероприятий.

Однако, итогом формального профилактического мероприятия может стать абсолютно легальная внеплановая проверка.

Для этого формально достаточно, чтобы инспектор заподозрил, что в вашей медицинской организации возникла угроза причинения вреда общественным интересам или ущерб охраняемым законом ценностям.

А в сфере здравоохранения, любое ваше действие направлено именно на это.

- дистанционный надзор

Приведу самый простой пример.

Контроль за медицинской организацией посредством ЕГИСЗ: зарегистрирована/нет, какие сведения предоставлены, и предоставляются ли как таковые, какова их полнота.

И если до конца 2021 года клиник отделывались легким испугом в виде предостережения, то сейчас формируются и предписания, и делаются попытки оштрафовать на круглую сумму (пока нет отдельного состава, история трактуется как грубое нарушение лицензионных требований).

- подмена полномочий и пределов проверок госорганов

К сожалению, некоторые госорганы дублируют полномочия друг друга, формально проверяя одни и те же факты, а также привлекая к ответственности с  разных ракурсов за одни и те же нарушения.

Во всех указанных аспектах есть только один путь решения: максимальная бдительность за собой, за действия контрольного органа, обжалование любого незаконного решения, действия, бездействия, либо неблагоприятного для вашей медицинской организации итога проверки. 

Риск 3. Динамичное законодательство

- приказы Минздрава

Думаю, лишним будет напоминать, какое количество приказов ежегодно выпускает официальный Минздрав.

Медицинская организация, которая не имеет в штате людей (не обязательно юристов), отслеживающих ключевые изменения, фактически будет пополнять казну штрафами из второй рисковой группы, упомянутой в этой статье выше.

- изменения в Законы

Приведу лишь один пример. Изменения в Закон о защите прав потребителей, а точнее в ст. 16, внесенные Федеральным законом от 1 мая 2022 г. N 135-ФЗ.

Данным Законом фактически сведены на нет все усилия медицинских организаций, направленные на защиту их прав и включенные в договор об оказании платных медицинских услуг.

И здесь я почти уверена, что после 01.09.2022 г., когда поправки вступят в силу, пройдет волна проверок документов на соответствие требованиям обновленной ст. 16 ЗОПП.

Риск 4. Пациентская политика

Да, мы часто говорит о пациентском экстремизме, но, судя по последней тенденции, и политика пациентов в отношении медицинских организаций изменилась.

- снижение уровня дохода, более требовательные запросы на качество услуг

Здесь все логично: уровень дохода упал, но услуги мы хотим получать, максимального качества за наименьшие деньги, а если ожидания не оправляются, то есть возможность принудительно требовать исполнения, в том числе посредством претензий и судебных исков

- открытый экстремизм уходит на 2 план

Ранее мы говорили об открытой борьбе с пациентами. Но сейчас пациенты работают «вдолгую», начиная своеобразную травлю медицинской организации постепенно: отзывы, заметки, жалобы в надзор, претензии (а, может, и не одна) и только потом вопрос доходит до суда.

- интернет-формация

Некоторые даже не имеют намерения обращаться в суд, они из принципа нанесут ущерб вашей репутации, а, значит, повлияют на снижение вашего реального дохода, если с этим не работать.

Что со всем этим делать?

Принять в медицинской организации четкую политику работы с любыми жалобами и претензиями, изучать бесконфликтные переговорных техники общения, внедрять их в текущий врачебный прием.

Ну и обязательно четко вести медицинскую документацию и готовить грамотную доказательную базу в случае выхода спора в судебную плоскость. 

Риск 5. Конкурентная борьба/Репутационные риски

Кризисная история заставляет более жестко работать и конкурентам.

Ситуации, которые вижу я: интернет-борьба путем «подмачивания» репутации негативными отзывами, статьями, сюжетами, а также направление в медицинскую организацию «своих», заведомо конфликтных пациентов (ну и как следствие, работа по 4 фактору риска)

Что делать?

Работать в направлении формирования интернет-репутации (или репутации в сети), активно работать с позиции формирования позитивного имиджа медицинской организации

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа