Государственно-частное партнерство в здравоохранении

2
Выделить главное вкл выкл

Попытки частной медицины задействовать свои ресурсы в модернизации системы охраны здоровья наталкиваются на нежелание чиновников, - Самошкин Алексей Анатольевич

Важность обсуждаемой темы для сегодняшнего состояния здравоохранения трудно переоценить. Отсутствие реформ российского  здравоохранения, сохраняющееся низкое качество и доступность медицинской помощи для граждан России, постоянные незаконные поборы в государственных и муниципальных лечебных учреждениях, сопровождающиеся бездействием власти, свидетельствуют о не способности государства  эффективно управлять системой здравоохранения. Однако, на фоне этой вопиющей беспомощности, мы постоянно слышим заявления высшего руководства государства о необходимости коренного обновления российского здравоохранения на основе государственно-частного партнерства и грамотной инвестиционной политики.

Попытки частной медицины задействовать свои ресурсы в модернизации системы охраны здоровья граждан России,  наталкиваются на нежелание чиновников выполнять ст. 41 Конституции Российской Федерации, гарантирующей поддержку со стороны государства как государственной и муниципальной, так и частной системам здравоохранения. Подобная близорукая позиция может быть объяснена исключительно клановыми интересами защиты государственной формы собственности и не желанием создавать условия доступности качественной медицинской помощи населению. Ведь при существующей ситуации, руководители государственных и муниципальных медицинских учреждений заинтересованы в сохранении удобной для них системы торговли очередью в больницах и поликлиниках.

На современном этапе, российское здравоохранение переживает период конъюнктурной и структурной нестабильности, которые выражаются в виде уродливой деформации спроса на медицинскую помощь, стимулирующей теневые платежи и виде «созидательного разрушения»,  которое было ярко показано в трудах М. Олсона, а в России реализуется в виде национального проекта «Здоровье».  Отсутствие конъюнктурной и структурной стабильности в здравоохранении угнетающе действует не только на реальные инвестиции, но и разлагает врачей, подрывая саму основу медицины – систему врач-пациент. Вместо политики стабильного роста отечественного здравоохранения, нам предлагают некие эрзац-стратегии политизированных, не продуманных, локальных проектов, в которых нет ни малейшего намека на социальную функцию государства по системной координации охраны здоровья граждан.

За последний год, в прессе неоднократно поднималась тема государственно-частного партнерства в здравоохранении, как механизма, способного качественно изменить эффективность использования ресурсов и управления. Переход к модели государственно-частного партнерства позволит улучшить ситуацию в системе здравоохранения за счет государственных источников инвестиций, оптимизации расходов и создания условий для технологического прорыва и стабильного роста в отрасли. С точки зрения экономической теории, усиление стабильности отрасли, за счет государственных инвестиций, со временем должно стимулировать рост частных инвестиций.

Российское общество, находящееся в состоянии формирования образующих его групп, динамично изменяется по этому, имеет место высокая неопределенность будущего. Которая, применительно к здоровью каждого конкретного человека, усугубляется нестабильностью системы охраны здоровья граждан. Именно стремление защититься от неопределенности и нестабильности является важнейшим стимулом к самоорганизации врачей и пациентов в ассоциации и сообщества. Данная проблема, в принципе, может быть решена при помощи такого способа, как централизованное принятие решений. Однако этот способ малопригоден в современной России по причине, с одной стороны, распада плановой системы и, с другой стороны, плохой правовой защищенности врачей и пациентов. При отсутствии реальных предложений по преодолению нестабильности в здравоохранении, на поверхности оказывается такой способ решения проблемы, как «ориентация
медицинской деятельности… на семейно-родственные отношения», которые имеют в значительной степени теневой или криминальный характер.

Одним из действенных посылов, определяющим переход от нестабильности к стабильности, является дилемма между партнерством и соперничеством. А.С. Скоробогатов в своих работах по макроэкономике, убедительно доказывает, что между стабильностью и партнерством, в любой сфере человеческой деятельности существует прямая положительная зависимость. Учитывая реальное доминирование государства в здравоохранении и активное желание частного здравоохранения стать органичной частью национальной системы, на повестку дня, со всей актуальностью выходит вопрос о партнерстве государства и частной системы здравоохранения.

Однако, те модели государственно-частного партнерства, которые предлагают некоторые структуры не отвечают социальным ориентирам российского государства. Возьмем, к примеру предложения передавать в аренду или – в частное управление государственные и муниципальные ЛПУ. Данная схема опасна высоким риском коррупционных процессов, так как в существующем правовом поле нет механизмов эффективной защиты от политизированной клановости и семейственности.

Наиболее оптимальной моделью государственно-частного партнерства в здравоохранении Российской Федерации, является предложенная Первой общероссийской ассоциацией врачей частной практики, реализация государственных инвестиций в инфраструктуру вновь создаваемых больниц и поликлиник, с последующей передачей их на конкурсной основе в управление или – пользование частным медицинским организациям, при гарантиях государственного заказа. Управление этими ЛПУ должно находится не только под государственным, но и под общественным контролем со стороны общероссийских профессиональных медицинских ассоциаций, представляющих интересы врачей, работающих в соответствующей системе. Такая модель  предотвращает политизацию инвестиций, так как основная цель ГЧП находится в зоне социальной ответственности государства за здоровье своих граждан, а не в зоне интереса к прибыли частных инвесторов. Тем самым, исключаются многие коррупционные механизмы.

Ключевым механизмом государственно-частного партнерства в здравоохранении является  активизация инвестиционного процесса, который нуждаются в серьезной поддержке и мониторинге со стороны федеральных и региональных властей, за счет:

1. Стимулирование инвестиций из  федерального и региональных бюджетов в инфраструктуру здравоохранение (строительство новых больниц и поликлиник), и предоставление гарантий частным инвесторам, желающим участвовать в инвестиционных проектах в сфере здравоохранения.
2. Расширения привлечения иностранных инвестиций и активизации переговорного процесса с потенциальными иностранными инвесторами.
3. Дополнительный импульс инвестиционной активности может придать реализация государственной программы создания общественно-государственного инвестиционного фонда.

Эффективная административная и налоговая поддержка инвестиционной деятельности.

1. Предоставление льгот по налогам, а также изменение сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
2. Предоставление инвесторам субсидий из федерального и региональных бюджетов на оплату части процентов по банковским кредитам.
3. Предоставление льготных условий пользования землей, предназначенной для строительства новых больниц и поликлиник.
4. Вовлечение в инвестиционный процесс приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной  и муниципальной собственности.
5. Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам.
6. Предоставление залогового обеспечения.
7. Предоставление бюджетных кредитов в соответствии с действующим законодательством.
8. Доминирующее участие государства в финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального и региональных бюджетов в соответствии с действующим законодательством.
9. Гарантированное финансирование за счет средств федерального и региональных бюджетов строительства объектов инженерной инфраструктуры вновь строящихся медицинских объектов.

Универсальность и распространенность этих форм административной, налоговой, финансовой государственной поддержки в условиях ужесточающейся конкуренции за инвестиционные ресурсы выдвигают на первый план задачи повышения эффективности механизмов бюджетного инвестирования в здравоохранение.

Повышение эффективности государственных инвестиций в здравоохранение с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

1. Участие в разработке инвестиционных проектов в сфере здравоохранения  не только органов власти, но и представителей системообразующих общественных и саморегулируемых организаций.
2. Государственная информационная поддержка на всех стадиях разработки и реализации инвестиционных проектов.
3. Формирование дружественной административной среды, предполагающей координацию действий всех сторон  в реализации инвестиционных проектов, включая взаимодействие с органами государственной власти, юридические консультации, маркетинговые исследования, подготовку кадров и выполнение функций заказчика-застройщика.
4. Создание в регионах межведомственных координационных органов по вопросам реализации инвестиционных проектов в здравоохранении, включающих в себя специалистов правовой, финансово-экономической, хозяйственной и других областей, в компетенцию которых входит решение широкого спектра вопросов, относящихся к различным аспектам деятельности при  реализации инвестиционных программ (инфраструктурным, налоговым, административным и т.д.).  В состав этих органов, на паритетных началах должны входить представители органов государственной власти и представители системообразующих общественных и саморегулируемых организаций.
5. Формирование конкурентной среды, при выборе поставщиков и подрядчиков.
6. Снижение административных барьеров.
7. Активизация внешнеэкономических и межрегиональных связей с целью расширения возможностей  технического и технологического перевооружения медицинских организаций.
8. Стимулирование повышения инновационной компоненты развития здравоохранения.  Активизация использования имеющегося научно-технического потенциала для внедрения имеющихся и разработки новых медицинских технологий, за счет существенных налоговых и административных преференций.
9. Формирование инвестиционных площадок, медицинских технопарков, создание федерального и региональных  кластеров здравоохранения, имеющих целью достижение качественно нового уровня конкурентоспособности отрасли.

Реализация изложенной стратегии, позволит создать принципиально новую систему здравоохранения, ориентированную на интересы пациента. Такая система должна стать конкурентноспособным «локомотивом роста». В будущем, она будет определять динамику всего российского здравоохранения.

А. Самошкин

Обсуждение

  1. Александр Петрович

    Замучила коррупция в лицензионных органах министерства Здравоохранения. Плановые и внеплановые (через месяц) проверки, при выдвижении добавочных требований. "Нет аппарата для обработки пяток водителям, в другой поликлинике: нет кабинета экстренной помощи при ЧС. Глав. врач ООО "Тверская поликлиника" Поликлиники проф. осмотров

  2. И.Лебедева

    Хорошо сформулировано, грамотно составлено, проблема, на мой взгляд, в том, что в принципе под другими названиями эти структуры для государственно-частного партнерства уже существуют, просто они на функционируют на должном уровне именно по причине засилья клановости и семейности. Конечно, это не повод для пессимизма.

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа