Законодательные перспективы на рынке медицинских услуг

0
Выделить главное вкл выкл

Выступление исполнительного директора СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, председателя правления Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения Мисюлина Сергея Сергеевича на II-м Форуме частных медицинских организаций ЦФО

 

 

Мисюлин Сергей Сергеевич, к.м.н., исполнительный директор СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, председатель правления Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения, (г.Москва)

 

В данной статье мы хотели бы коснутся двух направлений, отмеченных в «дорожной карте» по развитию конкуренции в здравоохранении, разработанной Федеральной антимонопольной службой: рынка медицинских услуг и частично рынка медицинских изделий.

Начнем с рынка медицинских услуг, что нам ближе. Это не значит, что нас не беспокоит рынок лекарственных средств, которому в дорожной карте уделено внимания столько же, сколько рынкам медицинских изделий и медицинских услуг вместе взятым.

Проведенный анализ развития рынка медицинских услуг в 47 субъектах РФ (в 41 регионе работают частные медицинские организации члены СРО Национальной Ассоциации медицинских организаций) показал, что в в 31 субъекте (66% от числа опрошенных) усилилось давление исполнительной власти и надзорных органов на предпринимателей. Именно по этому мы крайне заинтересованы в совершенствовании законодательства в сфере здравоохранения.

В «дорожной карте» указаны мероприятия по совершенствованию законодательства об охране здоровья граждан в части внесения изменений в Постановление правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006, определяющие исчерпывающий перечень условий оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях. Результатом данных изменений должна стать реализация прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Срок исполнения июнь 2017 года. Как нам кажется данный документ должен более четко очертить пределы платных услуг в государственных ЛПУ. Данные изменения должны способствовать формированию добросовестной конкуренции (это несомненно плюс для нас).

Продолжится работа по совершенствованию законодательства об обязательном медицинским страховании (вид, готовящегося документа - федеральный закон). В частности, будет дано определение правового статуса и ответственности комиссий по разработке территориальных программ ОМС. Это, надеемся, позволит предотвратить злоупотребление региональных комиссий при распределении объемов медицинской помощи по ОМС, способствовать определению лиц ответственных за принятие решений. В рамках данного федерального закона предполагается установление требования об обязательном утверждении органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в сфере здравоохранения, всех решений комиссий по разработке территориальных программ ОМС. Важным в законе будет определение лиц, ответственных за принятие решений. Кроме того, предполагается введение обязанности утверждения органами исполнительной власти субъектов РФ объективных критериев распределения объемов предоставления медицинской помощи на недискриминационной основе. Это должно создать равные условия участия медицинских организаций в системе ОМС, предотвращение злоупотреблений региональных комиссий при распределении объемов медицинской помощи по ОМС. Будет проведена регламентация деятельности комиссий по разработке территориальных программ ОМС в части введения обязанностей комиссий по распределению объемов предоставления медицинской помощи на недискриминационной основе в соответствии с критериями, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Вышесказанное необходимо для создания равных условий участия медицинских организаций в системе ОМС,предотвращения злоупотребления региональных комиссий при распределении объемов медицинской помощи по ОМС. Предполагается, что федеральным законом будут установлены единые тарифы и региональные коэффициенты однотипных медицинских услуг в субъектах РФ.

Все это будет способствовать созданию условий участия медицинских организаций в системе ОМС, снижению барьеров входа для сетевых медицинских организаций, которые присутствуют в Национальной Ассоциации медицинских организаций и даст возможность долгосрочного планирования деятельности.

Много времени предпринимательское сообщество, в том числе и Национальная Ассоциация медицинских организаций уделяло убеждению правительства о необходимости исключения требования о целевом использовании средств ОМС для частных медицинских организаций. Резолюции двух последних Национальных конгрессов и двух конференций по проблемам участия медицинских организаций в системе госгарантий 2014 и 2015 годов привело к принятию наших предложений об исключения требований о целевом использовании средств ОМС для частных медицинских организаций из федерального закона. Это приведет в конечном счете к снижению финансовой нагрузки на частные медицинское организации, связанной с уплатой штрафов в случае оказания медицинской услуги в рамках ОМС в пределах средств, выделенных ТФОМС, которые самостоятельно распределены по статьям расходов частной медицинской организации.

Мы вместе с коллегами  по Национальной Ассоциации медицинских организаций (Сергеем Лазаревым, Евгением Рабцуном, Еленой Латышевой, Еленой Луцевой, Андреем Коробовым и другими) добились включения изменения в федеральный закон требования об обязательном участии в деятельности комиссий по разработке территориальных программ ОМС представителей государственных и негосударственных медицинских организаций на паритетных началах. Это необходимо для создания равных условий участия медицинских организаций в системе ОМС, предотвращения злоупотреблений региональных комиссий при распределении объемов медицинской помощи по ОМС.

Многие из включенных в дорожную карту дополнений к федеральному закону как и ряд еще не включенных сформулированы в брошюре подготовленной Евгением Рабцуном в 2015 году - "Система ОМС второго десятилетия XXI века" и представлены с сентябре 2015 года на Форуме Общероссийского Народного Фронта "За качественную и доступную медицину". Дополнения к закону с обоснованием должны быть подготовлены к ноябрю 2017 года Минздравом РФ, ФАС России и ФФОМС. Национальная Ассоциация медицинских организаций провела анализ деятельности территориальных ФОМС и согласительных комиссий в 47 субъектах РФ и распределила субъекты РФ по трем группам. В первой группе преобладает добросовестное заблуждение чиновников указанных органов при осуществлении свое деятельности. Таких регионов около 10%. Во второй группе присутствует невежество-пренебрежение знаниями чиновниками указанных органов. Это наблюдается в 62% регионов России. И в 28% субъектах РФ присутствует чрезмерное давление на руководителей частных медицинских организаций при возникновении конфликтных ситуаций в в системе ОМС.

Как нам кажется, проведенная нами не простая работа по убеждению исполнительной власти в необходимости совершенствования законодательства об обязательном медицинском страховании, как и по ряду других федеральных законов стоит гораздо дороже объема взносов, идущих на содержание саморегулируемых организаций. Выдержка широкого круга профессионалов предпринимателей начинает давать свои плоды на 6-й год существования института саморегулирования. Именно это, а не только гарантии отсутствия плановых проверок у 90% членов СРО, усиливает процессы консолидации предпринимателей, работающих в сфере оказания медицинских услуг.

Хотелось бы коснуться изменений предложенных в федеральный закон "О лицензировании медицинской деятельности". Первое это внесение изменений в статью 18 ФЗ и пункт 3 постановления Правительства РФ от 21.11.2011 №957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", предусматривающие замену процедуры переоформления лицензии в связи с появлением новых адресов мест осуществления деятельности на процедуру оформления лицензирующим органом субъекта РФ приложений к лицензии на новый адреса мест осуществления деятельности, без изменения реквизитов самой лицензии и без необходимости представления оригинала лицензии в лицензирующий орган.

Это изменение снимет необоснованные административные барьеры при переоформлении лицензий на осуществление медицинской деятельности, ускорение развития медицинских организаций в субъектах РФ. Эти предложения по изменениям должны внести до конца 2016 года.

Второе дополнение в приказ  Минздрава РФ о разработке требований к организации и выполнению соответствующих работ (услуг) в целях лицензирования. Ожидаемый результат - принятие акта, содержащего требования к организации и выполнению соответствующих работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, создание условий для осуществления лицензионного надзора, снятие необоснованного административного барьера, связанного с необходимостью медицинских организаций переоформлять полученные ранее лицензии (срок реализации данного предложения март 2017 года).

Третье изменение планируемое в постановление Правительства в подпункт "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. №291, в части отмены предъявляемого к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности требования о наличии у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

Мы надеемся, что шесть лет борьбы за отмену данного подпункта в Постановлении правительства снимет необоснованный административный барьер и создаст условия для появления и развития медицинских организаций. Должны подготовить документ с обоснованием отмены требования Минэкономразвития России, Минздрав России, Минобрнауки, Росздравнадзор и ФАС России.

Несколько слов о вносимых изменениях законодательства на рынке медицинских изделий, против которых долго сопротивлялся Роспотребнадзор (сопротивляется и в настоящее время). Однако, и здесь наше консолидированное участие начинает давать свои плоды. Вносятся изменения в пункты 3.5.1 и3.5.2 санитарных правил "СП 2.6.1.2612-10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в части отмены предварительного согласования приобретения и продажи рентгеновских медицинских аппаратов путем подачи заявки установленной формы главному государственному санитарному врачу субъекта Российской Федерации. Это приведет к снятию необоснованного административного барьера для медицинских организаций, деятельность которых по применению рентгеновских аппаратов в медицине, подлежит лицензированию и устранению коррупционных рисков.

Исполнителями данных изменений выступает Роспотребнадзор и ФАС России.

Начиная с первого Национального конгресса частных медицинских организаций в итоговые Резолюции вносились пункты "О страховых пенсиях" для работников частных медицинских организаций. Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения неоднократно писал письма в правительственные организации. Принято решение к сентябрю 2017 года подготовить и внести изменения в пункты 19 и 20 части I статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в части распространения права работников образовательных и медицинских учреждений пользоваться трудовой пенсией по старости ранее достижения пенсионного возраста на работников образовательных и медицинских организаций всех форм собственности. Внесение данного изменения создаст равные права педагогическим и медицинским работникам на досрочную трудовую пенсию по старости вне зависимости от формы собственности работодателя.

Рассказать о законодательных перспективах в сфере оказания медицинских услуг нас подтолкнуло желание продемонстрировать предпринимателям-пессимистам, что консолидированные действия несомненно дают желаемые результаты. Единственное, что не устраивает нас предпринимателей это скорость реализации правильных решений и их ограниченные масштабы. Однако, здесь есть и наша вина - низкая активность и ограниченность в правовых знаниях.

 

Мисюлин Сергей Сергеевич - кандидат медицинских наук, Исполнительный директор СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа