Публичная оферта — эволюция договорных отношений с пациентом. Практический опыт преодоления разногласий с контролирующими органами.

0
Выделить главное вкл выкл

Статья главного врача ООО МРЦ "Вита-Мед" Саушева Антона Сергеевича,г.Саранск

Оферта - адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. (ст. 435 ГК РФ).

Публичная оферта - содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение (оферента), заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (ст. 437 ГК РФ).

К рассмотрению вопроса об избрании публичной оферты в качестве формы заключения договоров с пациентами побудило наблюдение за работой регистратуры в часы пиковых нагрузок, когда пациентопоток достаточно интенсивный. Интерес в наблюдении вызвало поведение пациентов:  ни один из них ровным счетом не читал подписываемых им документов, при этом все благополучно получали услуги, и в случае возникновения разногласий, обращались за разъяснениями, и пути урегулирования неизбежно находились. Это свидетельствовало о том, что нормы закона достаточно жестко регламентируют правоотношения с пациентом, что позволяет им читать договор только после появления у них претензий, либо не читать его вовсе.

Это обстоятельство было расценено как факт безграничного доверия со стороны пациентов, что вызвало намерение непременно им воздать сполна – сэкономить их бесценное время. Решение было принято… Реализация заняла 2 месяца, а затем последовали 1,5 года судебных разбирательств.

По порядку…

 

Публичная оферта достаточно отлаженная форма гражданских правоотношений с богатой практикой применения. Трудности в реализации заключаются в обстоятельствах, детализирующих договорные отношения с пациентом, прописанных в Постановлении Правительства №1006 от 04.10.2012г.:

1. (п.16) договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

2. (пп. б, п.17) договор должен содержать фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя); фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица; (заказчика) и его подпись.

3. (п.24) потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца))

На первый взгляд – перечисленные требования законодательства ограничивают возможность применения публичной оферты, но в соответствии с ГК после совершения пациентом акцепта договора, он считается заключенным в простой письменной форме.

В случае оказания медицинских услуг конклюдентными действиями по договору являются: оплата услуг, либо факт получения услуг. Таким образом, использование публичной оферты не противоречит п.16 Постановления №1006 о заключении договора в простой письменной форме.

Соблюсти требования  пунктов 17 и 24 указанного постановления удалось путем переноса паспортных данных пациента из привычной «шапки» договора в привычный «товарный чек», который трансформировался и стал приложением к договору. В этом приложении и отражаются все данные предусмотренные законодательством. Поскольку количество приложений к договору законом не ограниченно, то приложения печатаются и подписываются многократно по мере обращения пациента и получения услуг. От лица оферента документ подписывается мед. регистратором. При возникновении ситуации, когда услуги оказываются до момента оплаты, то акцептом договора является факт получения услуги, тогда подтверждением является оформленная первичная документация и добровольное информированное согласие (схема бизнес-процесса использования публичной оферты). Стоит отметить, что встроив в «тело» договора ссылки на локальные нормативные акты, можно дополнять и детализировать условия оказания медицинских услуг, например, «правила оказания медицинских услуг», «правила поведения пациентов» и т.д. Тем самым, акцептируя публичную оферту, пациент фактически принимает и условия оказания медицинских услуг, регулируемые локальными нормативными актами.




Таким образом удалось сократить затраты времени на регистрацию пациента и оформление договорных отношений, а также снизить расходы на бумагу и амортизацию оргтехники, упростить архивирование и хранение документов.

Использование в работе публичной оферты после плановой проверки Роспотребнадзора обернулось для оферента полуторагодовалыми судебными тяжбами, к счастью успешными. Суть претензий сводилась составу правонарушения по ч.2 статьи 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей), а именно: отказ пациента от получения услуги в любой момент времени; возможность изменения условий публичной оферты в одностороннем порядке (Дело №А39-4462/2015). Не вдаваясь в детали процесса, необходимо отметить, что соответствующие корректировки были внесены и практика применения публичной оферты продолжается. Положительный исход судебного разбирательства в некоторой степени определил преюдициальность публичной оферты при реализации медицинских услуг, поскольку в ходе судебного процесса сам  факт применения такой формы правоотношений не оспаривался, и положения договора в целом признаны соответствующими требованиям законодательства. Кроме того, еще один положительный прецедент позволит активнее использовать эффективные механизмы взаимодействия с пациентами.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа