Юридическая защита интересов медицинской организации при спорах с пациентами.

0

Выступление члена Правления Национальной Ассоциации медицинских организаций Гришина Сергея Михайловича на конференции "Правовые основы медицинской деятельности"

 

Гришин Сергей Михайлович, к.ю.н., адвокакт, член Адвокатской палаты Москвы, член правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, г.Москва

 

В течение вот уже ряда лет в судах наблюдается увеличение количества судебных исков к медицинским организациям. Вряд ли это можно связать с ухудшением качества оказания медицинской помощи, тем более что последнее десятилетие ознаменовалось появлением богатого арсенала новых видов материалов и медицинской техники, позволяющих оказать широкий спектр медицинских услуг на должном уровне.

Повышение количества жалоб и претензий со стороны пациентов и тенденция к их росту, очевидно, могут быть обусловлены, с одной стороны, появлением большого числа клиник различных форм собственности и внедрением рыночных отношений, когда пациент является одновременно потребителем медицинских услуг. С другой стороны, возбуждение гражданских исков при неудовлетворенности пациента оказанным лечением может объясняться осознанием своих прав как субъекта правового государства.

Согласно действующему законодательству, в частности с Законом «О защите прав потребителей», пациенты впервые получили право на оценку качества оказанной медицинской услуги и право предъявлять претензии вплоть до судебных исков в случаях, если они этим качеством не удовлетворены.

Далеко не всегда пациенты объективно подходят к оценке качества оказанных им медицинских услуг. Зачастую причиной их заниженной оценки являются необоснованные ожидания результатов лечения. Так, анализ содержания исков к клиникам, проведенный по материалам Московского городского Бюро судебно-медицинской экспертизы, позволил условно подразделить эти дела по трем основным категориям. Около 30% дел составляют вполне обоснованные претензии пациентов к неудовлетворительному качеству лечения и врачебным ошибкам. Большая часть дел– порядка 50% – обусловлена объективной сложностью лечения патологий, которыми страдают пациенты. Около 20% составляют дела, связанные с необоснованными претензиями пациентов, чаще всего страдающих психоэмоциональными расстройствами.

В отношении дальнейшего увеличения числа исков, в том числе необоснованных, к сожалению, прогноз неутешительный. Несомненно, оно будет расти.

Опыт ряда европейских стран и США свидетельствует о том, что увеличению числа жалоб на некачественное оказание медицинских услуг способствует деятельность адвокатских контор, делающих бизнес на исках к лечебным учреждениям. Так, одна из актуальных проблем в области организации здравоохранения в странах Западной Европы и США – обеспечение прав и защиты врачей в условиях экономии средств больничных касс и компаний, осуществляющих добровольное медицинское страхование, и роста цен на услуги. Общая тенденция последних лет, характерная для многих стран Европы, – давление на врача с нескольких сторон: со стороны пациентов, которые предъявляют претензии к некачественному лечению и возбуждают иски по компенсации не только материальных издержек, но и нематериального вреда; со стороны страховых компаний, не упускающих ни малейшей возможности для экономии собственных.средств, наконец, со стороны судебной системы, трактующей любой недочет не в пользу врача.

В зависимости от того, какого рода нарушения прав пациента допущены, какие в связи с этим наступили последствия, в правоотношения, возникающие по поводу привлечения к юридической ответственности правонарушителя, могут вступать одновременно несколько сторон:

• потребитель медицинской услуги – пациент;

• исполнитель медицинской услуги – лечебная организация как самостоятельное лицо и (или) конкретный медицинский работник;

• СМО как лицо, на которое договорными и (или) правовыми нормами возложена обязанность обеспечивать контроль качества медицинской помощи, оказываемой в системе ОМС, и защищать права застрахованных;

• государство в лице соответствующих органов, наделенных властными полномочиями, как гарант соблюдения прав граждан.

Выделяются следующие виды нарушений прав пациента:

• нарушение права на оказание медицинской помощи надлежащего объема и качества;

• необоснованный отказ от оказания медицинской помощи;

• низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленным стандартам, не повлекшие причинение вреда здоровью застрахованного;

• низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленным стандартам, повлекшие причинение вреда здоровью или.смерть застрахованного;

• применение нещадящих (болевых) методов лечения при возможности их исключения или использования иных, щадящих методов;

• необоснованное взимание или требование платы за лечение;

• злоупотребления со стороны медицинских работников;

• нарушение условий и режима лечения;

• нарушение прав застрахованного в части его информированности о диагнозе, возможном риске, последствиях и результатах лечения, разглашение сведений, составляющих врачебную тайну;

• отсутствие, дефекты оформления, предоставление недостоверной медицинской, статистической и финансовой документации.

Возрастная характеристика истцов свидетельствует о том, что наиболее часто за защитой своих прав в суд обращались граждане в возрасте от 35 до 55 лет, удельный вес этой возрастной группы в общей структуре составляет 69%. Этот факт является свидетельством того, что наибольшая степень медико-правовой активности характерна именно для этой возрастной категории населения.

Анализ причин обращения свидетельствует, что на долю субъективных.причин приходится не более 20% случаев, соответственно в 80% причинами обращения являлись объективные факторы, обусловившие возникновение дефектов оказания медицинской помощи.

В соответствии с действующим законодательством субъектом права при оказании медицинских услуг является не врач, а медицинская организация. Тем не менее именно медицинский работник в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей обеспечивает реализацию права гражданина на получение медицинской помощи, поэтому профиль.медицинской специальности, в разрезе которой была оказана медицинская помощь, может быть рассмотрен в качества фактора риска. Среди специальностей медицинских работников, виновных, с точки зрения истцов, в.некачественном оказании медицинской помощи, первое место занимают специальности хирургического профиля – на их долю приходится 43,5% от всех поданных исков, включая травматологию и общую хирургию. Второе место занимают специальности терапевтического профиля (34,5%), третьеместо – акушерство и гинекология (12,5%), педиатрический профиль медицинских специальностей занимает четвертое место по числу исковых обращений граждан.

При анализе финансовых требований истцов и сумм выплат по судебным решениям обращает на себя внимание, что с каждым годом увеличивается сумма требований истца за нанесенный моральный вред. Так, если в 2006 г. средняя сумма иска составляла 200 000 руб., то в 2016 г. средняя сумма заявленных исковых требований составила 2,5 млн. руб.

В настоящее время медицинское сообщество как никогда ранее органично осознает необходимость владения специальными медико-правовыми знаниями. Стремительное развитие современного законодательства, возросшие требования к оказанию качественной медицинской помощи, многочисленные факты неблагоприятных исходов медицинского вмешательства убедительно свидетельствуют о важности повышения уровня юридических знаний в медицинской профессии.

При этом отмечается расширение участия различных организаций в.обеспечении защиты прав пациентов и развитие эффективных механизмов и средств, защищающих права пациентов как потребителей медицинских услуг.

 

Гришин Сергей Михайлович - кандидат юридических наук, адвокат, член Адвокатской палаты г. Москвы, 2268687@mail.ru, +7 (495) 226 8687

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий