Правовые основы размещения и предоставления информации медицинской организацией.

0
Выделить главное вкл выкл

Выступление председателя Правления Национальной Ассоциации медицинских организаций Борисова Дмитрия Александровича на конференции "Правовые основы медицинской деятельности"

 

Борисов Дмитрий Александрович, к.э.н., Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, управляющий сетью центров косметологии "Реднор", г.Москва

 

Распространение информации медицинской организацией включает:

• публичное размещение информации на сайте, стенде и вывеске;

• обязательное информирование пациентов;

• предоставление информации по запросу;

• рекламу медицинских услуг.

Распространение информации, включая ее размещение и предоставление, регулируется различными законами и нормативными актами:

• Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон Об основах охраны здоровья);

• Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон О защите прав потребителей);

• Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон О персональных данных);

• Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон О рекламе);

• Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон Об информации);

• Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг);

• Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» (далее – Положение о контроле качества);

• Приказ Минздрава России от 30.12.2014 № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» (далее – Требования к размещению информации на официальном сайте);

• Приказ Минздрава России от 29.06.2016 № 425н «Об утверждении  Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».

История преодоления административных барьеров в сфере рекламы медицинских услуг.

С 01 января 2014 года вступила редакция части 8 статьи 24 Закона О рекламе, согласно которой реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».

В письме от 20.01.2014 № АК/1193/14 ФАС России разъяснила новые требования к рекламе медицинских услуг c 01 января 2014 г.: рекламировать можно только медицинскую организацию без указания на конкретные медицинские услуги.

Эксперты Национальной Ассоциации медицинских организаций неоднократно обращались по данной проблеме к органам власти: Президенту, Министру здравоохранения, руководителю ФАС, депутатам Государственной Думы.

Третьего июля 2014 года вступили в силу поправки в Закон О рекламе, разрешающие рекламу медицинских услуг. Автор поправок – Калашников С.В., Председатель комитета ГД по охране здоровья. В новой редакции закона слова «медицинских услуг, в том числе» исключены.

Размещение информации.

К публичному размещению информации можно отнести распространение информации среди неограниченного круга лиц, включая информацию на сайте, стенде и вывеске, а также рекламу медицинских услуг.

Публично размещаемая информация должна:

1) предоставляться на русском языке;

2) быть понятна пациентам, не обладающим медицинскими знаниями;

3) предоставляться способами предусмотренными нормативными актами.

Основными способами обязательного публичного размещения информации являются:

1) размещение вывески перед входом в помещение медицинской организации;

2) наличие информационного стенда (стойки) внутри помещения медицинской организации;

3) содержание сайта медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предоставление информации

Предоставление информации можно условно разделить на:

• обязательное информирование пациентов;

• предоставление информации по запросу пациента;

• предоставлении информации третьим лицам.

На наш взгляд, целесообразно до заключения договора получить подписи пациента о том, что он(а):

1) ознакомлен с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг;

2) проинформирован о возможности получения медицинской помощи без

взимания платы в рамках государственных гарантий;

 

3) проинформирован о последствиях несоблюдения указаний (рекомендаций) медицинского работника, предоставляющего медицинскую услугу;

4) дает информированное добровольное согласия на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником полной информации о вмешательстве.

Предоставление информации по запросу включает информацию о:

• состоянии здоровья и диагнозе пациента;

• рисках, связанных с последствиями медицинского вмешательства;

• лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению;

• обработке персональных данных.

Особое внимание следует уделить предоставлению персональных данных, включая информацию о состоянии здоровья, третьим лицам и врачебной тайне.

Рассмотрим стандартную ситуацию, когда медицинская организация:

1) использует паспортные данные пациента для заключения договора;

2) заполняет медицинскую документацию на пациента;

3) осуществляет забор биологического материала у пациента и направляет

его на исследование по договору в лабораторию.

 

Требуется ли в данном случае оформлять согласие пациента в письменной форме на обработку персональных данных, связанную с предоставлением персональных данных лаборатории?

На наш взгляд, при направлении биологического материала пациента для анализа в лабораторию не требуется получение письменного согласия пациента на:

1) предоставление персональных данных лаборатории;

2) разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

Однако, следует иметь в виду, если в процессе обработки персональных данных участвует немедицинский работник, то требуется письменное согласие пациента.

Кроме того, следует иметь ввиду пункт 2 части 2 статьи 22 Закона О персональных данных, согласно которому оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных, полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных.

Таким образом, если персональные данные предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных оператор – медицинская организация – до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

Ответственность медицинской организации за распространение ненадлежащей информации и несвоевременное информирование пациентов.

Помимо гражданской ответственности по статье 1095 Гражданского кодекса РФ , согласно которой предоставление неполной или недостоверной информации о медицинской услуге может служить основанием для возмещения потерпевшим вреда, существует административная ответственность.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 11 Положения о контроле качества для проведения проверки соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан Роздравнадзором осуществляется оценка соблюдения требований законодательства Российской Федерации к размещению и содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья граждан.

Согласно пункту 33 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, контроль за соблюдением данных Правил осуществляет Роспотребназдор.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона О персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. Таким органом согласно Постановлению Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона О рекламе антимонопольный орган (Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Помимо государственного надзора осуществляется общественный контроль. В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона О защите прав потребителей при осуществлении общественного контроля общественные объединения не вправе требовать от исполнителей представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом. Таким образом, право общественных организаций на получение информации непосредственно связано с правами пациентов. Данные организации могут потребовать предоставление информации, которую медицинская организация обязана предоставить любому потенциальному пациенту.

Содержание информационного ресурса и особенности размещения (использования) информации в сети Интернет.

Согласно части 2 статьи 10 Закона Об информации владелец сайта в сети Интернет обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 (Внесудебные меры по прекращению нарушения авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, принимаемые по заявлению правообладателя) настоящего Федерального закона.

Исходя из анализа указанных ранее норм, можно сделать вывод о том, что сайт может принадлежать одной конкретной, вполне определенной организации, отвечающей за его содержание. Принадлежность сайта определяется исходя из принадлежности доменного имени. Принадлежность доменного имени фиксируется регистратором доменов. При этом если владельцем сайта является юридическое лицо, то его наименование общедоступно.

Пунктом 3 Требований к размещению информации на официальном сайте медицинской организаций предусмотрено наличие карты официального сайта для удобства навигации по сайту, работоспособного поиска по сайту, версии для слабовидящих.

Согласно пункта 3 указанных Требований информация размещается на официальных сайтах в текстовой и (или) табличной формах, в форме электронного образа копий документов, а также может содержать схемы, графики, разъяснения.

Исходя из анализа указанных выше требований можно рекомендовать следующий порядок действий:

1) создать страницу сайта под названием «Официальная информация»;

2) на данной странице в текстовом или табличном виде разместить редко изменяемую информацию;

3) нормативные акты, прейскуранты, списки сотрудников и другие объемные или часто изменяемые документы разместить в виде ссылок на файлы в формате «.pdf».

Размещение информации о медицинских услугах и формирование прейскуранта.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, по требованию потребителя должна предоставляться в доступной форме информация о стандартах медицинской помощи, применяемых при предоставлении платных медицинских услуг.

Согласно пункта 10 Правил, платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Согласно статьи 37 Закона Об основах охраны здоровья, стандарты медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе медицинских услуг.

Номенклатура медицинских услуг утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н.

В связи с изложенным ранее, на взгляд автора, целесообразно при формировании прейскуранта цен на медицинские услуги, размещении информации о платных медицинских услугах на стендах и сайте медицинской организации, заключении договоров на оказание платных медицинских услуг руководствоваться утвержденной номенклатурой медицинских услуг.

 

Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии "Реднор" (г.Москва)

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа