Бизнес-омбудсмен Борис ТИТОВ в ежегодном докладе президенту РФ представит программу улучшения качества работы частной медицины

0
Выделить главное вкл выкл

Действующее нормативное регулирование в сфере обязательного медицинского страхования сводит на нет конкуренцию на рынке медицинских услуг и лишают граждан возможности выбора.

Об этом говорится в материалах, подготовленных к очередному ежегодному докладу Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту России. «Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Минздрава от 28.02.2019 №108н, устанавливают лишь общие критерии распределения объемов медицинской помощи по обязательному страхованию между государственными и частными организациями, – поясняет общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере медицины Андрей Яновский. – Четкая и прозрачная процедура в них не закреплена, все зависит от субъективного решения территориальных комиссий. А представители частных медицинских организаций в состав таких комиссий не входят». «В результате частным клиникам отказывают в предоставлении объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, – продолжает Яновский. – А если объемы и выделяют, то их размеры весьма ограничены по сравнению с государственными медицинскими учреждениями. При этом организация, работающая в системе ОМС, не имеет права отказывать пациентам, и вынуждена оказывать им медпомощь за свой счет, в дальнейшем взыскивая ее стоимость со страховых организаций в судебном порядке. Судебная практика по взысканию оплаты за такую медицинскую помощь в настоящий момент весьма противоречива, с 2020 года появились случаи отказа во взыскании оплаты». В материалах доклада отмечается, что для соблюдения федерального законодательства, где прописано право пациента на выбор медицинской организации и принципа «деньги следуют за пациентом», необходимо создать понятные и прозрачные критерии распределения объемов медицинской помощи Комиссией по разработке территориальной программы ОМС. Такие критерии предлагается включить в действующие Правила обязательного медицинского страхования. Помимо этого, на уровне субъектов РФ устанавливаются правила маршрутизации пациентов. Приказ Минздрава России от 19.02.2021 № 116н, вступающий в силу с 01.01.2022, например, исключает возможность оказания помощи при онкологических заболеваниях в медицинских организациях, которые не включены в схемы маршрутизации. Между тем органы власти субъекта зачастую включают в схемы только подведомственные им государственные учреждения. Снова возникают ограничения конкуренции, снова пациент лишается права выбора, что напрямую противоречит закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», считает Яновский. «Очевидно, что инициатива, принятая с целью 100% контроля распределения средств ОМС, приводит к полному отрицанию конкуренции на рынке, – считает Яновский. – Пациента, по сути, лишили возможности выбора, вынуждая его обращаться за медицинской помощью исключительно по месту жительства. У него нет возможности повлиять на ситуацию даже в случаях оказания неквалифицированной помощи, отсутствия необходимых лекарств или лечения с использованием устаревшего оборудования.». Другая проблема связана с тем, что структура тарифа на оплату медпомощи в системе ОМС предусматривает предельный размер расходов на приобретение основных средств в 100 тыс. рублей за единицу. Поэтому медицинские организации не могут приобрести современное дорогостоящее оборудование. Нарушение ограничения рассматривается как нецелевое использование денежных средств, и предусматривает штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования, а также необходимость возврата средств в бюджет территориального фонда ОМС. В докладе предлагается внести корректировки в статью 20 закона «Об обязательном медицинском страховании»: предоставить частным медорганизациям возможность расходовать средства в соответствии с уставными целями, не ограничивать их в дальнейшем инвестировании, покрытии амортизационных исчислений, выплате дивидендов. Наконец, отмечается, что частные клиники, не участвующие в реализации территориальной программы ОМС, испытывают сложности с возмещением расходов, связанных с оказанием гражданам медпомощи в экстренной форме. «Медпомощь в экстренной форме оказывается бесплатно, и отказ в ее оказании не допускается, – поясняет Андрей Яновский. – Поэтому медицинские организации пытаются возместить хотя бы часть расходов в соответствии с порядком, установленным территориальной программой. Но сделать это проблематично, поскольку не установлены четкие требования к составу документов, подтверждающих фактические затраты». Отличия между экстренной и неотложной медицинской помощью заключаются в наличии или отсутствии угрозы жизни пациента. На практике установить это до оказания помощи не всегда возможно. Поэтому в докладе предлагается разработать в рамках ОМС конкретный тариф (с описанием признаков экстренной помощи), утвердить объемы медицинской помощи, выделенные протоколом, разработать процедуру выставления счета и прописать закрытый перечень документов, необходимых для оплаты. Пресс-релиз Уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей ОТ РЕДАКЦИИ Доклад Бориса Титова базируется на опубликованных в марте выводах Счетной палаты РФ: “установлено, что в ряде регионов неоплаченные объемы медпомощи, оказанной сверх плана, достигают 13 – 18% от утвержденных значений, в то время как в других субъектах РФ сверхплановые объемы отсутствуют, что указывает на наличие скрытого дефицита финансирования”.

Источник: https://materlife.ru/biznes-ombudsmen-boris-titov-v-ezhegodnom-doklade-prezidentu-rf-predstavit-programmu-uluchsheniya-kachestva-raboty-chastnoj-meditsiny/
© MATEРЛАЙФ | Медицина. Здоровье. Красота | Журнал в формате диалога

Об этом говорится в материалах, подготовленных к очередному ежегодному докладу Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту России.

«Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Минздрава от 28.02.2019 №108н, устанавливают лишь общие критерии распределения объемов медицинской помощи по обязательному страхованию между государственными и частными организациями, – поясняет общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере медицины Андрей Яновский. – Четкая и прозрачная процедура в них не закреплена, все зависит от субъективного решения территориальных комиссий. А представители частных медицинских организаций в состав таких комиссий не входят».

«В результате частным клиникам отказывают в предоставлении объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, – продолжает Яновский. – А если объемы и выделяют, то их размеры весьма ограничены по сравнению с государственными медицинскими учреждениями. При этом организация, работающая в системе ОМС, не имеет права отказывать пациентам, и вынуждена оказывать им медпомощь за свой счет, в дальнейшем взыскивая ее стоимость со страховых организаций в судебном порядке. Судебная практика по взысканию оплаты за такую медицинскую помощь в настоящий момент весьма противоречива, с 2020 года появились случаи отказа во взыскании оплаты».

В материалах доклада отмечается, что для соблюдения федерального законодательства, где прописано право пациента на выбор медицинской организации и принципа «деньги следуют за пациентом», необходимо создать понятные и прозрачные критерии распределения объемов медицинской помощи Комиссией по разработке территориальной программы ОМС. Такие критерии предлагается включить в действующие Правила обязательного медицинского страхования.

Помимо этого, на уровне субъектов РФ устанавливаются правила маршрутизации пациентов. Приказ Минздрава России от 19.02.2021 № 116н, вступающий в силу с 01.01.2022, например, исключает возможность оказания помощи при онкологических заболеваниях в медицинских организациях, которые не включены в схемы маршрутизации. Между тем органы власти субъекта зачастую включают в схемы только подведомственные им государственные учреждения. Снова возникают ограничения конкуренции, снова пациент лишается права выбора, что напрямую противоречит закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», считает Яновский.

«Очевидно, что инициатива, принятая с целью 100% контроля распределения средств ОМС, приводит к полному отрицанию конкуренции на рынке, – считает Яновский. – Пациента, по сути, лишили возможности выбора, вынуждая его обращаться за медицинской помощью исключительно по месту жительства. У него нет возможности повлиять на ситуацию даже в случаях оказания неквалифицированной помощи, отсутствия необходимых лекарств или лечения с использованием устаревшего оборудования.».

Другая проблема связана с тем, что структура тарифа на оплату медпомощи в системе ОМС предусматривает предельный размер расходов на приобретение основных средств в 100 тыс. рублей за единицу. Поэтому медицинские организации не могут приобрести современное дорогостоящее оборудование. Нарушение ограничения рассматривается как нецелевое использование денежных средств, и предусматривает штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования, а также необходимость возврата средств в бюджет территориального фонда ОМС.

В докладе предлагается внести корректировки в статью 20 закона «Об обязательном медицинском страховании»: предоставить частным медорганизациям возможность расходовать средства в соответствии с уставными целями, не ограничивать их в дальнейшем инвестировании, покрытии амортизационных исчислений, выплате дивидендов.

Наконец, отмечается, что частные клиники, не участвующие в реализации территориальной программы ОМС, испытывают сложности с возмещением расходов, связанных с оказанием гражданам медпомощи в экстренной форме.

«Медпомощь в экстренной форме оказывается бесплатно, и отказ в ее оказании не допускается, – поясняет Андрей Яновский. – Поэтому медицинские организации пытаются возместить хотя бы часть расходов в соответствии с порядком, установленным территориальной программой. Но сделать это проблематично, поскольку не установлены четкие требования к составу документов, подтверждающих фактические затраты».

Отличия между экстренной и неотложной медицинской помощью заключаются в наличии или отсутствии угрозы жизни пациента. На практике установить это до оказания помощи не всегда возможно. Поэтому в докладе предлагается разработать в рамках ОМС конкретный тариф (с описанием признаков экстренной помощи), утвердить объемы медицинской помощи, выделенные протоколом, разработать процедуру выставления счета и прописать закрытый перечень документов, необходимых для оплаты.

Пресс-релиз Уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

ОТ РЕДАКЦИИ Доклад Бориса Титова базируется на опубликованных в марте выводах Счетной палаты РФ: “установлено, что в ряде регионов неоплаченные объемы медпомощи, оказанной сверх плана, достигают 13 – 18% от утвержденных значений, в то время как в других субъектах РФ сверхплановые объемы отсутствуют, что указывает на наличие скрытого дефицита финансирования”.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа