Как должен развиваться рынок медицинских услуг в России?
0Статья Сергея Ануфриева в журнале Вестник Росздравнадзора №4 (2009) стр. 78-79
В конце мая 2009 г. в городе на Неве состоялся II Петербургский медицинский форум «Развитие рынка медицинских услуг в России». Дискуссионная площадка собрала активных, прогрессивно мыслящих представителей медицинского сообщества со всей страны.
В форуме приняли участие государственных и частных клиник, представители страховых компаний, медицинских ассоциаций, политики и независимые эксперты. Они открыто обсудили вопросы развития здравоохранения, государственно-частного партнерства, создания саморегулируемых организаций, преодоления административных барьеров в сфере здравоохранения и другие актуальные проблемы. Были также обсуждены предложения Федеральной антимонопольной службы в части развития здравоохранения до 2020 г.
На форуме выступило более 20 представителей законодательной и исполнительной власти, экспертов в области развития государственной и частной медицины, медицинского права и лицензирования, маркетинговых коммуникаций, среди которых С.Ш. Мурзабаева, член Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья, доцент, к.м.н.; В.М. Асеев, первый заместитель председателя Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы РФ; Я.А. Накатис, главный врач клинической больницы №122 им. Л.Г. Соколова, главный специалист Минздравсоцразвития России, президент НП «Единая медицина», д.м.н.; С.С. Мисюлин, президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.м.н.; Ф.Н. Кадыров, заместитель председателя Комитета по здравоохранению администрации г. С.-Петербурга, д.э.н.; ЛЛ. Павлюк-Павлюченко, президент Ассоциации пластической хирургии и косметологии, д.м.н.; Л.Д. Попович, исполнительный директор ОАО «РОСНО-МС»; Н.М. Ананченко, директор НП «Организация частной системы здравоохранения Ставропольского края» и др.
В выступлениях было отмечено, что одной из целей развития здравоохранения должен стать переход к конкурентоспособной, саморегулируемой системе здравоохранения с участием медицинских организаций всех форм собственности.
Между тем в существующих нормативных документах о здравоохранении РФ не предусматривается присутствие частного сектора, который экономически заинтересован в эффективной работе на всех уровнях системы оказания медицинской помощи. Частные медицинские учреждения являются неотъемлемой частью системы здравоохранения Российской Федерации, но их потенциал, к сожалению, пока не востребован государством в должной мере.
По мнению участников форума, государственные гарантии по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью зачастую принимают декларативный характер, что приводит к уменьшению доступности бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
Как уже неоднократно признавалось, сохранение разрыва между конституционными гарантиями предоставления населению бесплатной медицинской помощи и размерами их государственного финансирования приводит к замещению государственных расходов на здравоохранение частными и усилению социальной несправедливости в обществе.
Снижение объемов государственного финансирования здравоохранения приводит к ухудшению показателей здоровья населения и демографических показателей, усилению неравенства между различными слоями населения в качестве и доступности медицинской помощи, создает непосильную нагрузку для самых социально незащищенных слоев общества и резко снижает его удовлетворенность медицинской помощью.
Другим фактором, оказывающим прямое негативное воздействие на обеспечение населения России качественной и доступной медицинской помощью, является незавершенность формирования нормативной правовой базы в сфере здравоохранения.
В связи с этим, по мнению участников форума, приоритетной задачей для повышения доступности бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации должно стать принятие нормативных правовых документов, регулирующих вопросы оказания платных медицинских услуг с постепенным прекращением их оказания в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.
В законодательных актах необходимо четко прописать возможность оказания платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях в специальных отделениях, имеющих самостоятельное юридическое образование (АНО и иные некоммерческие организации) и не аффилированных с бюджетными организациями. Следует вывести имущество, используемое для предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, в отдельные имущественные комплексы, а также запретить использовать для предоставления платных услуг оборудование, полученное по программам государственного финансирования и ОМС для оказания бесплатной медицинской помощи. Обязать медицинские учреждения всех форм собственности информировать пациентов о перечне гарантированных бесплатных услуг и усилить контроль за тем, чтобы с граждан не взималась плата за услуги в сфере здравоохранения, бесплатное получение которых гарантировано государственными программами.
По мнению большинства участников Форума, необходимо введение врачебного самоуправления на основе создания саморегулируемых организаций, что позволит регулировать медицинскую деятельность врачей, используя экономические и корпоративные механизмы. Существующий закон о саморегулируемых организациях требует существенных дополнений и уточнений для возможности реального применения его в здравоохранении. Необходимо создать единую систему врачебного самоуправления, включив в нее специалистов, работающих, в том числе, в секторе частной медицины.
Модернизация и развитие здравоохранения невозможны без использования современного механизма эффективной и компетентной инвестиционной политики и модели государственно-частного партнерства.
Для развития в России конкурентной модели здравоохранения, позволяющей оказывать населению качественные услуги, необходима государственная поддержка.
Основными направлениями этой поддержки должны стать:
1. Развитие законодательного и нормативного регулирования деятельности частной системы здравоохранения. Целый ряд отдельных положений законов и подзаконных актов Российской Федерации содержат ограничения на осуществление определенных видов медицинской деятельности в частной системе здравоохранения. Подобная ситуация создает неравенство условий функционирования производителей медицинских услуг. В пересмотре и внесении поправок нуждаются статьи 22,29,37,39,42,43,54,64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в которых содержатся прямые ограничения на выполнение тех или иных видов медицинской помощи в частной системе здравоохранения. Участники форума считают важным предусмотреть в новых законодательных актах участие частных медицинских учреждений в программах государственных гарантий и в системе ОМС.
2. Содействие развитию саморегулирования в медицине. Для этого необходимо:
· во всех регионах Российской Федерации создать условия для организации некоммерческих партнерств, объединяющих субъекты частной медицины;
· запустить механизм реализации Федерального закона №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», определив на правительственном уровне орган, регистрирующий данные объединения и ведущий соответствующий реестр;
· ввести в действие п. 2 ст. 5 Федерального закона №315-Ф3, в котором сказано, что «могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности» в профессиональных ассоциациях. Думается, что субъекты частной медицинской деятельности, осуществляющие социально значимый и несущий определенные риски для здоровья и жизни населения заказ, напрямую подходят под действие этого пункта. А так как количество саморегулируемых организаций в каждом регионе законодательно не ограничено, то антимонопольные службы не должны усмотреть в этом нарушения прав предпринимателей, ибо они будут иметь возможность выбора организации, членом которой могут стать;
· создать Союз (ассоциацию) саморегулируемых организаций России для полноценного диалога с органами власти на федеральном уровне для решения вопросов законодательных инициатив в соответствии с требованиями Федерального закона №315-Ф3.
3. Создание благоприятных условий для инвестиций в субъекты частной системы здравоохранения, обеспечив для этого:
· возможность льготной аренды, приоритетного права выкупа арендованных помещений;
· льготное кредитование и льготный лизинг;
· налоговые льготы;
· участие частной системы здравоохранения в ОМС и в государственном заказе.
4. Совершенствование нормативной базы, регулирующей государственно-частное партнерство в здравоохранении.
Участники форума полагают, что при соблюдении этих условий интеграция частного медицинского сектора в единую систему оказания медицинской помощи, развитие государственно-частного партнерства могут стать реальностью.
С.А.АНУФРИЕВ, исполнительный директор НП «Единая медицина», к.м.н.
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки