Как должен развиваться рынок медицинских услуг в России?

0
Выделить главное вкл выкл

Статья Сергея Ануфриева в журнале Вестник Росздравнадзора №4 (2009) стр. 78-79

В конце мая 2009 г. в го­роде на Неве состоялся II Петербургский меди­цинский форум «Развитие рынка медицинских услуг в России». Дискуссионная пло­щадка собрала активных, про­грессивно мыслящих предста­вителей медицинского сооб­щества со всей страны.

В форуме приняли участие государственных и частных клиник, представители страховых компаний, медицинских ас­социаций, политики и независимые эксперты. Они от­крыто обсудили вопросы развития здравоохранения, государственно-частного партнерства, создания само­регулируемых организаций, преодоления администра­тивных барьеров в сфере здравоохранения и другие актуальные проблемы. Были также обсуждены предло­жения Федеральной антимонопольной службы в части развития здравоохранения до 2020 г.

На форуме выступило более 20 представителей зако­нодательной и исполнительной власти, экспертов в об­ласти развития государственной и частной медицины, медицинского права и лицензирования, маркетинговых коммуникаций, среди которых С.Ш. Мурзабаева, член Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья, доцент, к.м.н.; В.М. Асеев, первый заместитель предсе­дателя Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы РФ; Я.А. Накатис, главный врач клинической больницы №122 им. Л.Г. Соколова, главный специалист Минздравсоцразвития России, президент НП «Единая медицина», д.м.н.; С.С. Мисюлин, президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.м.н.; Ф.Н. Кадыров, заместитель председателя Комитета по здравоохранению админист­рации г. С.-Петербурга, д.э.н.; ЛЛ. Павлюк-Павлюченко, президент Ассоциации пластической хирургии и косме­тологии, д.м.н.; Л.Д. Попович, исполнительный директор ОАО «РОСНО-МС»; Н.М. Ананченко, директор НП «Орга­низация частной системы здравоохранения Ставрополь­ского края» и др.

В выступлениях было отмечено, что одной из целей развития здравоохранения должен стать переход к конкурентоспособной, саморегулируемой системе здравоохранения с участием медицинских организа­ций всех форм собственности.

Между тем в существующих нормативных докумен­тах о здравоохранении РФ не предусматривается при­сутствие частного сектора, который экономически за­интересован в эффективной работе на всех уровнях системы оказания медицинской помощи. Частные ме­дицинские учреждения являются неотъемлемой час­тью системы здравоохранения Российской Федерации, но их потенциал, к сожалению, пока не востребован го­сударством в должной мере.

По мнению участников форума, государственные га­рантии по обеспечению населения бесплатной медицин­ской помощью зачастую принимают декларативный ха­рактер, что приводит к уменьшению доступности бесплат­ной медицинской помощи гражданам Российской Феде­рации.

Как уже неоднократно признавалось, сохранение разрыва между конституционными гарантиями предо­ставления населению бесплатной медицинской помо­щи и размерами их государственного финансирования приводит к замещению государственных расходов на здравоохранение частными и усилению социальной несправедливости в обществе.

Снижение объемов государственного финансирова­ния здравоохранения приводит к ухудшению показате­лей здоровья населения и демографических показате­лей, усилению неравенства между различными слоями населения в качестве и доступности медицинской по­мощи, создает непосильную нагрузку для самых соци­ально незащищенных слоев общества и резко снижает его удовлетворенность медицинской помощью.

Другим фактором, оказывающим прямое негатив­ное воздействие на обеспечение населения России ка­чественной и доступной медицинской помощью, явля­ется незавершенность формирования нормативной правовой базы в сфере здравоохранения.

В связи с этим, по мнению участников форума, при­оритетной задачей для повышения доступности бес­платной медицинской помощи гражданам Российской Федерации должно стать принятие нормативных пра­вовых документов, регулирующих вопросы оказания платных медицинских услуг с постепенным прекраще­нием их оказания в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.

В законодательных актах необходимо четко пропи­сать возможность оказания платных услуг в государст­венных и муниципальных учреждениях в специальных отделениях, имеющих самостоятельное юридическое образование (АНО и иные некоммерческие организа­ции) и не аффилированных с бюджетными организа­циями. Следует вывести имущество, используемое для предоставления платных услуг государственными и му­ниципальными учреждениями здравоохранения, в от­дельные имущественные комплексы, а также запретить использовать для предоставления платных услуг обо­рудование, полученное по программам государствен­ного финансирования и ОМС для оказания бесплатной медицинской помощи. Обязать медицинские учрежде­ния всех форм собственности информировать пациен­тов о перечне гарантированных бесплатных услуг и усилить контроль за тем, чтобы с граждан не взималась плата за услуги в сфере здравоохранения, бесплатное получение которых гарантировано государственными программами.

По мнению большинства участников Форума, необ­ходимо введение врачебного самоуправления на осно­ве создания саморегулируемых организаций, что поз­волит регулировать медицинскую деятельность врачей, используя экономические и корпоративные механиз­мы. Существующий закон о саморегулируемых органи­зациях требует существенных дополнений и уточнений для возможности реального применения его в здраво­охранении. Необходимо создать единую систему вра­чебного самоуправления, включив в нее специалистов, работающих, в том числе, в секторе частной медицины.

Модернизация и развитие здравоохранения невоз­можны без использования современного механизма эффективной и компетентной инвестиционной поли­тики и модели государственно-частного партнерства.

Для развития в России конкурентной модели здраво­охранения, позволяющей оказывать населению качест­венные услуги, необходима государственная поддержка.

Основными направлениями этой поддержки должны стать:

1. Развитие законодательного и нормативного ре­гулирования деятельности частной системы здравоо­хранения. Целый ряд отдельных положений законов и подзаконных актов Российской Федерации содержат ограничения на осуществление определенных видов медицинской деятельности в частной системе здраво­охранения. Подобная ситуация создает неравенство условий функционирования производителей меди­цинских услуг. В пересмотре и внесении поправок нуждаются статьи 22,29,37,39,42,43,54,64 Основ за­конодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в которых содержатся прямые ограни­чения на выполнение тех или иных видов медицин­ской помощи в частной системе здравоохранения. Участники форума считают важным предусмотреть в новых законодательных актах участие частных меди­цинских учреждений в программах государственных гарантий и в системе ОМС.

2. Содействие развитию саморегулирования в медицине. Для этого необходимо:

· во всех регионах Российской Федерации создать условия для организации некоммерческих партнерств, объединяющих субъекты частной медицины;

· запустить механизм реализации Федерального закона №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», определив на правительственном уровне орган, регистрирующий данные объединения и ведущий соответствующий реестр;

· ввести в действие п. 2 ст. 5 Федерального закона №315-Ф3, в котором сказано, что «могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности» в профессиональных ассоциациях. Думается, что субъекты частной медицинской деятельности, осуществляющие социально значимый и несущий определенные риски для здоровья и жизни населения заказ, напрямую подходят под действие этого пункта. А так как количество саморегулируемых организаций в каждом регионе законодательно не ограничено, то антимонопольные службы не должны усмотреть в этом нарушения прав предпринимателей, ибо они будут иметь возможность выбора организации, членом которой могут стать;

· создать Союз (ассоциацию) саморегулируемых организаций России для полноценного диалога с органами власти на федеральном уровне для решения вопросов законодательных инициатив в соответствии с требованиями Федерального закона №315-Ф3.

3. Создание благоприятных условий для инвестиций в субъекты частной системы здравоохранения, обеспечив для этого:

· возможность льготной аренды, приоритетного права выкупа арендованных помещений;

· льготное кредитование и льготный лизинг;

· налоговые льготы;

· участие частной системы здравоохранения в ОМС и в государственном заказе.

4. Совершенствование нормативной базы, регулирующей государственно-частное партнерство в здравоохранении.

Участники форума полагают, что при соблюдении этих условий интеграция частного медицинского сек­тора в единую систему оказания медицинской помо­щи, развитие государственно-частного партнерства могут стать реальностью.

С.А.АНУФРИЕВ, исполнительный директор НП «Единая медицина», к.м.н.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа