Предложения по внесению изменений в проект постановления Правительства РФ Об изменении Положения о лицензировании медицинской деятельности, подготовленные Национальной Ассоциацией медицинских организаций

0
Выделить главное вкл выкл

Статья к.э.н., председателя Правления СРО «Национальная Ассоциация медицинских организаций» Борисова Дмитрия Александровича

 

1. Введение.

ФАС выиграла дело N А40-9755/18-84-67 в трех инстанциях по заявлению Министерства здравоохранения Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения от 17.10.2017 № 18/71516/17 по делу № 1-15-200/00-18-16, предписания от 17.10.2017 № 18/71518/17 по делу № 1-15-200/00-18-16 о нарушении антимонопольного законодательства. ФАС уличила Минздрав в бездействии, связанном с неустановлением требований к организации и выполнению работ (услуг), выполняемых при осуществлении медицинской деятельности.

Национальная Ассоциация медицинских организаций принимала участие в деле на всех этапах, начиная с антимонопольного разбирательства и заканчивая рассмотрением дела в суде. Поскольку решение суда вступило в законную силу Минздраву приходится его исполнять.

На официальном сайте проектов нормативных актов Минздравом РФ размещены проекты:

1) 15 ноября 2018 г., проект постановления Правительства РФ (ID проекта 02/07/11-18/00085842) по адресу https://regulation.gov.ru/projects#npa=85842 (далее — Проект постановления);

2) 24 января 2019 г., проект приказа О внесении изменений в Требования к организации и выполнению работ (услуг) ..., утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. № 121н по адресу https://regulation.gov.ru/projects#npa=87887 (далее — Проект приказа)

2. Сокращение количества работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность

В действующем Положении о лицензировании содержится 151 работа (услуга). Проектом постановления предлагается из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, исключить 27 работ (услуг).

В пояснительной записке, подготовленной Минздравом, указываются следующие причины исключения работ (услуг), в том числе:

- исключаемые работы (услуги) не относятся напрямую к медицинской деятельности (работы (услуги) по «гигиеническому воспитанию», «медицинской статистике», «организации здравоохранения и общественному здоровью», «организации сестринского дела» и «управлению сестринской деятельностью», «энтомологии», «экспертизе качества медицинской помощи»);

- отсутствие соответствующих специальностей в номенклатуре специальностей специалистов (работы (услуги) по «диабетологии», «клинической микологии», «лабораторной микологии», «лабораторному делу», «генетике», «реаниматологии», «хирургии (абдоминальной)»);

- отсутствие должностей в номенклатуре должностей (работы (услуги) по «стоматологии общей практики», «стоматологии профилактической»)

- в связи с невозможностью самостоятельного осуществления средним персоналом без врача-специалиста (работы (услуги) по «наркологии» и «операционному делу»);

- контроль за работами (услугами) по «дезинфектологии», «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям» должен осуществляться не путем лицензирования, а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм;

- работы (услуги) по «неотложной медицинской помощи», поскольку неотложная помощь – одна из форм оказания медицинской помощи и может оказываться разными врачами-специалистами;

- не нуждается в отдельном лицензировании (работы (услуги) по «общей практике», «сексологии»).

 

3. Для большого количества работ (услуг) отсутствуют утвержденные требования

Возникает закономерный вопрос: как осуществлялось и продолжается в настоящее время лицензирование по этим работам (услугам)?

Проектом приказа предлагается дополнить приказ №121н Перечнем нормативных правовых актов, предусматривающих требования к организации и выполнению работ (услуг).

В указанном перечне содержатся нормативные акты, предусматривающие требования к организации и выполнению 85 работ (услуг), без деления по видам и условиям оказания медицинской помощи. В действующем Положении о лицензировании содержится 151 работа (услуга). Таким образом, для остальных 66 работ (услуг) нормативные акты не указаны, что подтверждает обоснованность претензий ФАС к Минздраву.

Позиция ФАС заключается в следующем: требования к работам (услугам) необходимо разработать. В случае отсутствия требований к работам (услугам) их необходимо исключить, внеся изменения в Положение о лицензировании медицинской деятельности. В последствии по мере разработки требований возможно расширение перечня лицензируемых работ (услуг). Опираясь на позицию судебных инстанций, ФАС намерена добиваться исполнения их решений.

 

4. Предложения по внесению изменений в Положения о лицензировании медицинской деятельности

Национальная Ассоциация направила указанные далее предложения в Минздрав и ФАС на стадии общественного обсуждения и проведения независимой Антикоррупционный экспертизы Проекта постановления:

1. Исключение требования к руководителю медицинской организации.

2. Исключение специальных требований к индивидуальному предпринимателю.

3. Дополнительное привлечение работников на ином — отличном от трудового договора - законном основании.

4. Предоставление свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста, а в случаях, предусмотренных законом, иного документа.

5. Исключение требования о соответствии структуры и штатного расписания соискателя лицензии – юридического лица частной системы здравоохранения заявляемым работам (услугам).

6. Соблюдение стандартов оснащения в соответствии с перечнем оказываемых лицензиатом оперативных вмешательств и других медицинских услуг.

5. Исключение требования к руководителю медицинской организации.

Предлагается абзац 2 подпункта «в» пункта 4 действующего Положения о лицензировании изложить в следующей редакции:

«у руководителя или заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, – необходимо наличие высшего образования, предусмотренного квалификационными требованиями к медицинским работникам, и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а при намерении осуществлять доврачебную помощь – высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Сестринское дело» или среднего профессионального образования и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг), не менее пяти лет стажа работы по специальности – при наличии высшего медицинского образования, не менее трех лет стажа работы по специальности – при наличии среднего медицинского образования;»

Обоснование. В определении судьи Верховного Суда РФ от 19 сентября 2018 г. N 308-КГ18-13416 указано на то, что согласно подпункта «в» пункта 4 действующего Положения о лицензировании медицинское образование по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» должно быть как у руководителя, так и у заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности.

В тоже самое время для иной организации действующим Положением о лицензировании предусмотрено требование о наличии медицинского образования по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» только в отношении руководителя структурного подразделения.

Согласно пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья) основанием для признания организации медицинской является осуществление медицинской деятельности в качестве основного (уставного) вида деятельности.

При этом в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» было указано, что коммерческие организации наделены общей правоспособностью (статья 49) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. В связи с этим следует учитывать, что коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами.

Таким образом, наличие медицинской деятельности в уставе не является обязательным для получения лицензии, не наделяет «медицинскую организацию» дополнительной правоспособностью, но при этом налагает дополнительные обязанности (ограничения) по сравнению с иными организациями, что безусловно ущемляет права медицинских организаций:

1) согласно подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании от руководителя медицинской организации обязательно требуется наличие медицинского образования по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», вне зависимости от наличия в штате должности главного врача (на что было указано в письме Минздрава России от 7 апреля 2017 г. N 17-2/2125 "О лицензионных требованиях, предъявляемых к руководителям медицинских организаций"), тогда как для иной организации это не требуется;

2) согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Общество вправе передать осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа (руководителя) управляющему - коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (см. подпункт 2 части 2.1 статьи 32 указанного закона); очевидно, что управляющая компания не может иметь медицинского образования, а, значит, медицинская организация не может передать осуществление полномочий своего руководителя управляющей компании, что свидетельствует об ограничении правоспособности медицинской организации по сравнению с иной организацией;

3) согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) целью лицензирования является предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается; согласно пункта 7 статьи 3 указанного закона лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Отсутствие требований к образованию руководителя иной организации в действующем Положении о лицензировании означает, что данное требование не оказывает непосредственного влияния на возможность нанесения вреда пациентам, следовательно, данное требование, предъявляемое к руководителю медицинской организации имеет иную цель — отличную от цели лицензирования.

6. Заключение.

Назрела необходимость внесения изменений в Положения о лицензировании медицинской деятельности в связи отсутствием установленных требований к организации и выполнению значительного количества работ (услуг) в составе медицинской деятельности. Отдельные лицензионные требования, в частности требования к руководителю медицинской организации, индивидуальному предпринимателю, соблюдению стандартов оснащения, нуждаются в уточнении.

14-15 ноября 2019 года в Москве пройдет VI-й Национальный конгресс частных медицинских организаций, подробности на сайте www.privatmed-congress.ru

 

 

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа