Концепция организации саморегулирования по предпринимательскому типу в здравоохранении (ч.3 и 4)

0

Статья Сергея Лазарева, Павла Дубоноса, Сергея Мисюлина и Дмитрия Борисова, опубликованная в журнале "Главный врач: хозяйство и право"(2011, №4,стр.33-37 ).

               

С.В. Лазарев П.В.Дубонос С.С. Мисюлин Д.А. Борисов

Концепция организации саморегулирования по предпринимательскому типу в здравоохранении ч.3 и 4

С.В.Лазарев, вице-президент Некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.м.н., selasik@mail.ru;

П.В.Дубонос, Директор экспертного департамента Фонда Рыночных Исследований, 7738985@mail.ru

С.С.Мисюлин, председатель Правления Некоммерческого партнерства «Национальный Союз Региональных Объединений частной системы здравоохранения», к.м.н., privatmed@mail.ru

Д.А.Борисов, генеральный директор ООО «Компания Реднор», вице-президент Некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.э.н., privatmed@mail.ru

"Чтобы создать результативную организацию, нужно заменить власть ответственностью."
Питер Друкер

III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ВВЕДЕНИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ТИПУ

1. Создание эффективной внутренней системы контроля менеджмента качества и соблюдения норм и правил медицинской деятельности за счет использования механизма рыночного саморегулирования;

2. Создание дополнительной защиты прав пациентов через страхование деятельности медицинской организации.

3. Вытеснение с рынка неэффективных и недобросовестных производителей медицинских услуг, закрепление добросовестной практики хозяйственной деятельности;

4. Повышение ответственности медицинских организаций - членов СРО перед потребителями медицинских услуг;

5. Создание альтернативных механизмов разрешения споров, организаций – членов СРО и потребителей, а также членов СРО и государства;

6. Снижение уровня административных барьеров для хозяйствующих субъектов;

7. Защита прав и интересов членов СРО от незаконных действий органов государственной власти, замена индивидуального противостояния предпринимателей и государства системой общественных сдержек и противовесов;

8. Создание института системного оппонирования государственному регулятору и обеспечение механизма реальной, прежде всего имущественной, ответственности.

9. Сохранение за государственными органами всех основных контрольных функций и «возможность в любой момент вмешаться в процесс», взаимодействуя при этом не с огромным числом участников экономической деятельности, а с конкретными объединениями бизнеса.

IV. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ТИПУ

1. Формирование институтов защиты прав пациента.

Права пациента определены в статье 30 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I». Стандарты предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации создаются с целью соблюдения прав пациента при оказании медицинской услуги. Контроль за выполнением принятых стандартов обеспечивает в полной мере защиту прав пациентов.

Кроме того саморегулирование в дополнение к государственным институтам защиты прав пациентов (советы при министерстве, органах надзора, и др.), формирует дополнительно негосударственные органы:

- третейский суд;

- комиссия по защите пациентов от врачебных ошибок;

- комиссия по этике;

- комиссия по информационной безопасности;

Саморегулируемые организации в здравоохранении заинтересованы во вскрытии врачебных ошибок, так как прибыльность бизнеса во многом зависит от степени доверия пациента и безопасности медицинской услуги.

Деятельность СРО по развитию системы безопасности пациентов, защиты от врачебных ошибок в будущем позволит создать негосударственный национальный орган, функцией которого будет сбор и анализ информации о неблагоприятных последствиях медицинских вмешательств, исследование и анализ медицинских ошибок, распространение собранной информации в медицинских и страховых организациях для снижения риска медицинской помощи в стране.

2. Формирование институтов благоприятной среды в частной медицине.

Основным условием роста предпринимательской активности в частной медицине является построение сильных рыночных институтов, формирующих благоприятную среду для развития медицинского бизнеса.

Саморегулирование позволяет формировать внутри организации инфраструктуру предпринимательства, создающую стимулирующие условия для развития частных медицинских организаций. Создание в СРО так называемых «сервисных» центров, которые обеспечивают функционирование рынка и предоставляют предпринимателям необходимые деловые услуги (образовательные, юридические, маркетинговые, рекламные, бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые и т.д.), способствует не только развитию организаций, но и повышению качества предоставляемых услуг.

Создание эффективной системы защиты интересов предпринимателей - членов СРО, деятельность по ликвидации противоречий нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, снижению административных барьеров также способствует формированию благоприятной предпринимательской среды.

3. Формирование открытых информационных систем медицинских услуг надлежащего качества.

Открытая информационная политика, раскрытие существенной и значимой информации в доступной и понятной форме – один из принципов корпоративного поведения и показателей надежности частной медицинской организации.

СРО формирует и предоставляет в публичный доступ информацию о реестре врачей, их образовании, квалификации. Кроме того пациенту становится доступна информация не только об услугах, оказываемых в организациях, членах СРО, но и об условиях их предоставления, безопасности и эффективности, что даёт ему возможность добровольного выбора поставщика услуг.

4. Формирование систем обеспечения материальной ответственности за предоставление медицинской услуги ненадлежащего качества.

Основным принципом саморегулирования является принцип материальной ответственности предпринимательского сообщества перед потребителями услуг и иными лицами. Федеральным законом о саморегулировании предусмотрено два способа обеспечения ответственности: создание системы личного и (или) коллективного страхования и формирование компенсационного фонда.

Эти меры позволят потребителям услуг сохранить уверенность в том, что в случае нанесения им ущерба последний будет полностью покрыт за счет страховки и средств компенсационного фонда СРО.

5. Формирование публичной системы, обеспечивающей применение мер дисциплинарной ответственности.

В СРО формируется система наказания за недобросовестную деятельность.

Специализированным коллегиальным органом саморегулируемой организации по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия является дисциплинарный комитет СРО.

Дисциплинарный комитет имеет право на применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации, не соблюдающих требования стандартов и правил саморегулирования.

По представлению комитета организация может быть исключена из членов СРО.

Информация о деятельности дисциплинарного комитета публикуется в открытых информационных системах;

- информацию о жалобах;

- информацию по делам о нарушениях;

- информацию, переданную структурным подразделением по контролю СРО о наличии или отсутствии нарушений в деятельности членов СРО, а также о результатах проведенных проверок исполнения решений Дисциплинарного комитета СРО, в том числе, проверок исполнения указанных решений;

- информацию обо всех принятых Дисциплинарным комитетом СРО НКСО решениях по результатам рассмотрения жалоб и дел о нарушениях;

- информацию о результатах рассмотрения рекомендаций об исключении из членов СРО.

6. В дальнейшем предлагается создание системы сертификации организаций, членов СРО, на соответствие международным стандартам менеджмента качества, что со временем должно привести к замене лицензирования медицинской деятельности медицинских организаций, членов СРО на сертификацию.

Лицензирование медицинской деятельности устанавливает минимальные стандартные требования к организации, осуществляющей оказание медицинских услуг. Соответствие минимальным требованиям не может служить гарантией того, что в данной организации оказываются качественные медицинские услуги.

Учитывая недостатки системы лицензирования и ответственность СРО перед пациентом за результаты оказания медицинских услуг, предлагается создание системы сертификации организаций на соответствие международным стандартам менеджмента качества.

Сертификация менеджмента качества служит подтверждением того, что в медицинской организации внедрена система управлением качеством, направленная на постоянное повышение качества оказываемых услуг. Пациентам это говорит о том, что медицинская организация заботится о качестве предоставляемых услуг.

Для пациента основными преимуществами использования сертификации менеджмента качества в медицинской организации являются:

- чёткая регламентация процесса оказания медицинской услуги;

- возрастание культуры и уровня работы коллектива;

- улучшение контакта медицинского персонала с пациентом за счёт наличия четких инструкций и регламентов, направленных на защиту прав пациента;

- возрастание степени доверия пациента;

При внедрении системы менеджмента качества в организации происходит:

- повышение управляемости организации;

- снижение влияния человеческого фактора при управлении организацией и выполнении отдельных операций внутри бизнес-процессов;

- снижение затрат.

При сертификации систем качества и оформлении сертификата системы управления качеством объектами аудита становятся:

- сфера применения менеджмента качества

- соответствие качества медицинских услуг и ожиданий пациента

- правильность отражения требований ISO в документации системы менеджмента качества

- соответствие процессов менеджмента качества нормам, установленным в международных стандартах

Создание системы сертификации менеджмента качества в СРО обеспечивает не только соблюдение прав пациентов, но и создаёт благоприятную предпринимательскую среду в медицинском бизнесе.

7. Создание системы контроля менеджмента качества и проведение аудита качества в организациях, членах СРО позволит поставить вопрос перед государством о передаче полномочий по контролю качества медицинской деятельности, предусмотренного в законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Основная цель аудита качества – выявление несоответствия в медицинских услугах или системе качества, основанное на объективных свидетельствах.

В ходе аудита определяется:

- соответствия стандартам и процедурам системы менеджмента качества;

- проверка соответствия оказанных медицинских услуг условиям, установленным в договорах с пациентами;

- действие и результативность системы менеджмента качества;

- эффективности системы качества;

- влияние изменений в организации на систему менеджмента качества.

Главный результат аудита качества – это определение возможностей для улучшения в работе медицинской организации.

Качество оказываемых медицинских услуг оценивает только пациент, аудит оценивает процесс управления качеством в организации.

Создание саморегулируемых организаций по предпринимательскому типу в здравоохранении призвано, в первую очередь, обеспечить соблюдение прав пациентов при оказании медицинской услуги и дополнительную защиту этих прав через страхование деятельности медицинской организации. При этом повышается ответственность исполнителя за оказание услуг надлежащего качества путем создания эффективной системы контроля менеджмента качества.

Вопрос создания саморегулируемых организаций в здравоохранении подробно будет рассмотрен на I Национальном Конгрессе частных медицинских организаций в январе 2012 года, где будут предложен механизм создания и деятельности саморегулируемых организаций по предпринимательскому типу.

Источник: "Главный врач: хозяйство и право"(2011, №4,стр.33-37 ).

 

Мисюлин Сергей Сергеевич - кандидат медицинских наук, председатель правления Национального союза региональных организаций частной системы здравоохранения

Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии "Реднор" (г.Москва)

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий