Саморегулирование медицинской деятельности в частной системе здравоохранения России

0
Выделить главное вкл выкл

Существует три механизма: 1) государственное регулирование; 2) сорегулирование; 3) саморегулирование

2 Июль 2007
А.В. Каменев - президент Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики.
В.В. Сергеев - завкафедрой медицинского права и биоэтики Самарского Государственного медицинского университета
 
Регулирование общественных отношений в сфере здравоохранения - это направление и развитие их с целью надлежащего функционирования системы здравоохранения, приведение составляющих частей и элементов в состояние, обеспечивающее нормальную и эффективную деятельность всех ее субъектов.
Если говорить о медицинской деятельности, как об основополагающей части всей системы здравоохранения, то в аспекте ее регулирования можно выделить следующие три механизма:
1) государственное регулирование;
2) сорегулирование;
3) саморегулирование.
Государственное регулирование медицинской деятельности в современной России в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. ? 128-ФЗ 'О лицензировании отдельных видов деятельности' (далее - Федеральный закон ? 128-ФЗ) должно осуществляться лишь методами лицензирования. Так, согласно ст. 4 данного Федерального закона, в которой указаны критерии определения лицензируемых видов деятельности, установлено: 'К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием'.
  Останавливаясь на вышеприведенной статье Федерального закона ? 128-ФЗ применительно к медицинской деятельности, следует подчеркнуть, что, во-первых, в ней идет речь о государственном ее регулировании, поскольку лицензирование - это государственная функция; во-вторых, в здравоохранении лицензирование отдельных видов деятельности является лишь одним из полномочий федеральных органов государственной власти, указанных в ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. ? 5487-1 (далее - Основы). В числе этих полномочий следует, в частности, назвать следующие:
- принятие и изменение федеральных законов в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;
- разработка единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей и организаций в здравоохранении;
- установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением;
- координация деятельности органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;
- лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;
- координация научных исследований, финансирование федеральных программ научных исследований в области охраны здоровья граждан.
Это лишь наиболее важная часть полномочий федеральных органов государственной власти в сфере здравоохранения. Очевидно, что в условиях динамичной рыночной экономики обеспечение нормальной и эффективной деятельности всех субъектов национальной системы здравоохранения не возможно лишь в плоскости вертикальных административно-правовых отношений, которые типичны для государственного управления. Рынок диктует необходимость развития горизонтальных гражданско-правовых отношений, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В этой связи в здравоохранении Российской Федерации, в частности, в медицине начинают постепенно развиваться механизмы сорегулирования и саморегулирования медицинской деятельности.
Сорегулирование медицинской деятельности в определенной степени имело место в советский период, проявляясь, например, в совместной деятельности Министерства здравоохранения и Академии медицинских наук по ключевым направлениям развития медицинской науки. В современной России, после принятия Основ, определивших в ст. 62 правовой статус профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, можно говорить о реальном всестороннем развитии механизма сорегулирования медицинской деятельности. Поскольку медицинские и фармацевтические работники получили право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников.
Согласно ч. 2 ст. 62 Основ профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие:
1) в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм;
2) в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий;
3) в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования.
Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации субъектов Российской Федерации могут проводить проверочные испытания медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдавать им соответствующий сертификат специалиста, а также вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий (ч. 3 ст. 62 Основ).
Сопоставление норм, изложенных в ст. 5 и ст. 62 Основ, позволяет говорить о том, что в сфере регулирования медицинской деятельности формируются комплекс вертикальных и горизонтальных правоотношении, полноправными субъектами которых выступают органы власти и профессиональные ассоциации. Безусловно, механизм сорегулирования медицинской деятельности должен оптимально использоваться и далее, получая всестороннее развитие. Вместе с тем с учетом реальностей сегодняшнего дня, когда Россия вошла в десятку стран с наиболее развитыми экономиками, и вступление ее в ВТО планируется в самое ближайшее время, необходимо ставить вопрос о реальном развитии механизма саморегулирования медицинской деятельности.
Саморегулирование определенных видов деятельности исторически формировалось в экономически развитых странах с целью защиты интересов бизнеса на отраслевых (межотраслевых) рынках или их сегментах.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Представляется, что если говорить о цивилизованном рынке в классическом, общепризнанном мировым сообществом понимании, то основными поставщиками медицинских услуг на таком рынке являются субъекты частной системы здравоохранения.
В ст. 1 Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), принятого в Марракеше 15 апреля 1994 г., содержатся следующие положения:
'(b) 'услуги' включают любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти;
(c) 'услуга, поставляемая при исполнении функций правительственной власти' означает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг'.
В Перечне терминов, кратком описании процедур и договоренностей, принятых в рамках ВТО, указано: 'Услуга - это коммерческая услуга, предоставляемая на конкурентной основе. Услуги, потребляемые правительством для собственных нужд, под действие ГАТС не подпадают.
Следовательно, говоря о медицинских услугах, поставляемых для государственных и муниципальных нужд, важно подчеркнуть, что в соответствии с международными требованиями, которые будут распространяться и на Россию, после ее вступления в ВТО, данные услуги поставляются на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками. Именно в этой связи следует говорить о том, что основными, а еще точнее, единственными поставщиками в цивилизованном рынке медицинских услуг являются субъекты частной системы здравоохранения. Поэтому и адекватное развитие механизма саморегулирования медицинской деятельности возможно лишь в частной системе здравоохранения России.
Рынок медицинских услуг имеет ряд существенных особенностей, в частности, очевидный приоритет интересов потребителей медицинских услуг над интересами их производителей. В связи с этим цель и основные задачи саморегулирования деятельности производителей медицинских услуг не могут определяться лишь на основе представлений о структуре и функции института саморегулирования товарно-сырьевых рынков.
С момента своего создания в 2001 году Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики разрабатывала концепцию саморегулирования медицинской деятельности в частной системе здравоохранения России. С глубоким удовлетворением хочется сказать о том, что 25 мая 2007 года в г. Самаре состоялся учредительный съезд, на котором создана Саморегулируемая организация частной системы здравоохранения России.
Предметом деятельности данной Организации является саморегулирование профессиональной деятельности его членов.
Цель ее деятельности - организационно-правовое обеспечение самостоятельной и инициативной деятельности субъектов частной системы здравоохранения России.
Задачами Организации являются:
1. Обеспечение профессиональной автономии врача как надежного гаранта компетентного медицинского вмешательства, представляющего и защищающего законные интересы своих пациентов на доступные и высококачественные медицинские услуги.
2. Разработка правил и стандартов профессиональной деятельности врача, соответствующих международным требованиям и нормам, установленным российским законодательством, а также принятие кодекса профессиональной этики врача.
3. Мониторинг правил и стандартов профессиональной деятельности врача с целью установления их соответствия изменяющимся международным требованиям и нормам текущего российского законодательства
4. Контроль за соблюдением правил и стандартов профессиональной деятельности врача, кодекса профессиональной этики врача.
5. Поддержка непрерывного профессионального развития врача.
  6. Экономическое развитие субъектов частной системы здравоохранения.
7. Содействие страхованию профессиональной (гражданской) ответственности врача (медицинской организации) и формированию компенсационных фондов.
8. Создание третейского суда и организационное обеспечение его деятельности.
Подходы к эффективным решениям указанных задач разрабатывались и совершенствовались субъектами частной системы здравоохранения России в течение последних 15 лет, с момента создания правовой основы развития частной медицины в нашей стране. Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики за шесть лет своего существования провела всесторонний, полный и объективный анализ накопленного опыта развития частной медицины в 68 субъектах Российской Федерации, в которых имеются региональные отделения Ассоциации. В настоящий момент ясно одно, что дальнейшее решение задач саморегулирования медицинской деятельности в частной системе здравоохранения следует осуществлять в специальных организационно-правовых рамках Саморегулируемой организации. Безусловно, создание подобной организации не исключает, а предполагает параллельное существование и развитие механизма сорегулирования медицинской деятельности, реализуемого органами власти и профессиональными ассоциациями. Это крайне важно подчеркнуть, так как у части врачей и руководителей профессиональных медицинских ассоциаций формируется абсолютно неверное представление о том, что с созданием саморегулируемой организации теряют всякий смысл существование и деятельность профессиональных медицинских ассоциаций. Это неверно уже только потому, что успешное решение задач саморегулирования медицинской деятельности в частной системе здравоохранения России невозможно без совершенствования механизмов государственного регулирования и сорегулирования данной деятельностью.
На подходах к решению отдельных задач саморегулирования медицинской деятельности в частной системе здравоохранения России следует остановиться более подробно.
Профессиональная автономия врача. В начале необходимо установить факторы, которые определяют необходимость саморегулирования медицинской деятельности. Можно согласиться с мнением президента Международного общества бизнеса, экономики и этики Ричарда Де Джорджа, считающего, что таких факторов два:
1) специальный характер знаний, необходимых для реализации профессиональной врачебной деятельности, которые труднодоступны для неспециалистов;
2) установление врачами для себя более жестких правил поведения, чем общество требует от своих граждан, не являющихся специалистами в области медицины.
В этой связи, осуществляя саморегулирование профессиональной деятельности, врачебное сообщество должно иметь возможность формулировать профессиональные и этические стандарты, осуществлять контроль за их соблюдением, исключать из своих рядов тех врачей, которые их не придерживаются.
Если не учитывать два вышеназванных фактора, то легко потерять стратегическую цель профессиональной врачебной автономии. На наш взгляд, данная стратегическая цель состоит не в борьбе за власть над профессионалом. Главная цель в другом. Она четко сформулирована в Мадридской декларации о профессиональной автономии и самоуправлении врачей, принятой 39-й Всемирной Медицинской Ассамблеей в октябре 1987 года.
В Мадридской декларации определено: 'Главная цель профессиональной автономии - обеспечение свободы профессиональных решений врача при оказании медицинской помощи в соответствии с Декларацией о независимости и профессиональной свободе врача, принятой ВМА в октябре 1986 г.
Заслуживают внимания два пункта (второй и третий) из этой декларации:
'2. Профессиональная свобода врача предполагает свободу от постороннего вмешательства в лечебный процесс. Всегда и везде следует охранять и защищать независимость профессиональных медицинских и этических решений врача при лечении и обслуживании пациента.
3. Врачи должны обладать профессиональной независимостью, чтобы представлять и защищать интересы своих пациентов от любых действий, которые приводят к ограничению или отказу в помощи больным и пострадавшим'.
Обобщая сказанное, можно заключить, саморегулирование медицинской деятельности должно обеспечивать ответственное и высокопрофессиональное поведение каждого врача. Очевидно, что профессиональная автономия тесно связана с экономической свободой, поэтому именно в частной системе здравоохранения возможна максимальная реализация принципов профессиональной автономии врача.
Правила и стандарты медицинской деятельности (этики). Это наиболее существенная и трудная задача саморегулирования медицинской деятельностью. Следует признать, что на сегодняшний день в нашей стране сделано достаточно много для развития стандартизации медицинской деятельности. В этом направлении большую роль играют профессиональные медицинские ассоциации. Наряду с этим следует заметить, что правила и стандарты медицинской деятельности должны соответствовать не только российскому законодательству, но и международным требованиям и нормам. Поэтому правила и стандарты профессиональной деятельности врача и этический кодекс, разрабатываемые и утверждаемые Саморегулируемой организацией, должны проходить экспертизу в авторитетных международных правительственных и неправительственных организациях и согласовываться с федеральным органом управления в сфере здравоохранения. Далее особое значение имеют мониторинг и контроль за соблюдением правил и стандартов профессиональной деятельности врача, кодекса профессиональной этики врача. Ясно, что данная задача может быть решена лишь при условии конструктивного частно-государственного партнерства в развитии рынка медицинских услуг.
Непрерывное профессиональное развитие врача. Экономическое развитие субъектов частной системы здравоохранения. В этом направлении Первой общероссийской ассоциацией врачей частной практики проведена большая подготовительная работа, которая будет продолжена в тесном взаимодействии Ассоциации и Саморегулируемой организации частной системы здравоохранения России. Речь идет о реализации следующих трех проектов по созданию и развитию:
1. Международной академии эффективных рыночных технологий в здравоохранении (МАЭРТ).
2. Международного института биомедицинских исследований и инновационных медицинских технологий (МИБИМТ).
3. Международной неправительственной некоммерческой организации 'Медико-экономический союз' (МЕДЭКОС).
Актуальность реализации указанных трех концепций обусловлена, в частности, тем, что в России начинают постепенно развиваться механизмы венчурной капитализации и прямого инвестирования в уставные капиталы коммерческих медицинских организаций. Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики провела содержательные переговоры с потенциальными вечуродателями и представителями компаний прямого инвестирования. В ближайшее время речь может идти об инвестициях в частную систему здравоохранения России в пределах от 500 млн. до 1,5 млрд. рублей на конкретный инвестиционный проект. Во всех проведенных Ассоциацией переговорах отечественные и особенно зарубежные инвесторы подчеркивали слабый уровень проработки медицинских инвестиционных проектов, отсутствие института компетентной предварительной экспертизы данных проектов. Данные проблемы призвана решить Саморегулируемая организация частной системы здравоохранения России, члены которой должны будут представлять в организацию комплексные программы профессионального и экономического развития для экспертной оценки и разработки на их основе конкретных инвестиционных проектов.
Страхование ответственности и формирование компенсационных фондов. 26 ноября 2002 года при активной поддержке Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики создано некоммерческое партнерство 'Федеральное общество взаимного некоммерческого страхования в здравоохранении', предметом деятельности которого, в частности, является страхование гражданской ответственности медицинских организаций и профессиональной ответственности частнопрактикующих врачей. Следует откровенно признать, что это общество взаимного некоммерческого страхования не получило должного развития. Представляется, что новый импульс взаимное некоммерческое страхование ответственности получит после создания Саморегулируемой организации частной системы здравоохранения России, поскольку согласно п. 4.3 проекта Устава, член данной Саморегулируемой организации может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случае не принятия мер по страхованию профессиональной (гражданской) ответственности.
Наряду с этим в Организации предусматривается формирование компенсационных фондов для частичного возмещения врачам затрат на поддержание непрерывного профессионального образования.
Создание третейского суда и организационное обеспечение его деятельности. Начиная с 2000 года, в Самарской областной Гильдии врачей частной практики разрабатывались и применялись механизмы рассмотрения споров, возникающих из правоотношений по договору возмездного оказания медицинских услуг, третейским судом. В материалах Первого Всероссийского съезда врачей частной практики, проходившего в г. Самара 26-27 мая 2001 года, участникам съезда было представлено Положение о третейском суде при Самарской областной Гильдии врачей частной практики. На тот период, не было надлежащей правовой основы деятельности третейских судов.
В настоящее время Федеральный закон от 24 июля 2002 г. ? 102-ФЗ 'О третейских судах в Российской Федерации' регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации. 5 декабря 2003 года в г. Самаре был образован постоянно действующий третейский суда при некоммерческом партнерстве 'Научно-консультативный центр правовых вопросов в сфере здравоохранения 'ЛОГОС'. На сегодняшний день во многих субъектах Российской Федерации образованы соответствующие специализированные третейские суды. В целом, это, безусловно, заслуживает одобрения. Вместе с тем в деятельности специализированных третейских судов в сфере здравоохранения остаются нерешенными многие организационные и процессуальные проблемы. Саморегулируемая организация частной системы здравоохранения России призвана своей деятельностью активно содействовать дальнейшему развитию специализированных третейских судов в нашей стране.
Таким образом, саморегулирование медицинской деятельности в частной системе здравоохранения России является важным механизмом, который наряду с государственным регулированием и сорегулированием медицинской деятельности направлен на обеспечение нормальной и эффективной деятельности всех субъектов национальной системы здравоохранения.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа