Изменения законодательства по экспертизе качества медицинской помощи

0
Выделить главное вкл выкл

Статья члена Правления СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, члена общественного совета Управления Роспотребнадзора Тюменской области, члена экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей Тюменской области, директора НП «Тюменская медицинская палата» Попенко Николая Анатольевича

Экспертиза качества медицинской помощи проводится для выявления нарушений при оказании медицинской помощи. При этом оценивается, в частности:

- своевременность ее оказания;

- правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

- степень достижения запланированного результата.

Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании. Экспертизу проводит эксперт, включенный в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Территориальные фонды МС ведут территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи и поручают проведение экспертизы экспертам, включенным в такое реестры.

В случаях, когда медицинская помощь оказывается вне программ обязательного медицинского страхования, порядок проведения экспертизы устанавливает Правительство РФ.

Минздрав России намерен к началу следующего года изменить систему экспертизы качества медпомощи в РФ, при том поправок, которые были приняты в конце 2018 года о том, что с 2022 г. критерии оценки качества медпомощи, в том числе для ОМС, будут основываться на клинических рекомендациях, для реформы абсолютно недостаточно. Поэтому ведомство составило отдельный законопроект, которым предусмотрены корреспондирующие поправки в ряд федеральных законов, главным образом, в законы об охране здоровья граждан и об ОМС. Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования экспертизы качества медицинской помощи"(подготовлен Минздравом России 18.01.2019 г.)

Проект предполагает, что экспертиза качества медпомощи - одна и та же! - будет проводиться как в рамках госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности (Росздравнадзор), так и в рамках контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи в сфере ОМС. Экспертиза должна проводиться одними и теми же экспертами, по одним и тем же критериям. Критерии - что вполне предсказуемо - будут формироваться на основе и стандартов медицинской помощи, и клинических рекомендаций.

Напомним, что сейчас, фактически, в стране две системы экспертизы качества медпомощи:

- одну осуществляют СМО и фонды ОМС - для контроля объемов, сроков, качества и условий медпомощи, установленных терпрограммой ОМС (см. приказ ФФОМС N 230 от 01.12.2010). Указанная ЭКМП проверяет соответствует ли предоставленная застрахованному лицу медпомощь договору в сфере ОМС, порядкам оказания медпомощи, стандартам медпомощи, клиническим рекомендациям и сложившейся клинической практике. Экспертизу проводят "свои" эксперты, которые внесены в "свой" специальный реестр. Акт экспертизы нужен для решения практического вопроса - выплатить или не выплатить медицинской организации средства ОМС за оказанные ею медицинские услуги;

- вторую проводят структуры Росздравнадзора в целях выявления нарушений при оказании медпомощи, в рамках госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности, при проведении проверок двух типов - соблюдения прав граждан в сфере здравоохранения, и соблюдения порядков оказания и стандартов медпомощи. Эту ЭКМП проводят уже другие эксперты - аттестованные и привлекаемые Росздравнадзором по правилам Закона N 294-ФЗ о проверках организаций и ИП. Они используют не приказ ФФОМС N 230, а свои, "собственные", критерии оценки качества, утвержденные Минздравом РФ N 203н. Заключение эксперта прилагается к акту проверки, и служит для решения другого практического вопроса - наказать или не наказать проверенную организацию.

Идея Минздрава состоит в том, чтобы объединить эти системы в одну:

- будет один федеральный регистр экспертов качества медицинской помощи, откуда и будут рекрутироваться эксперты для проведения конкретных экспертиз. Регистр будет вести Минздрав, существующие реестры экспертов сферы ОМС упразднятся; 

- ЭКМП в сфере ОМС для ее целей будет проводиться по тем же правилам, что и ЭКМП для целей надзора в сфере здравоохранения (проект предусматривает специальную прямую оговорку об этом в Законе об ОМС),

- эти эксперты будут использовать только одни критерии качества медицинской помощи. А утверждать эти критерии будет Минздрав. Кстати, эти критерии будут использоваться и еще в одной новой экспертизе, о которой речь пойдет ниже;

- сам контроль качества и безопасности медицинской деятельности будет усилен. Ведь сейчас, - если исходить из буквального прочтения закона, - качество медпомощи обеспечивает само себя: если соблюдаются требования к осуществлению медицинской деятельности, а также объемы, сроки и условия её оказания, и вдобавок определены показатели качества деятельности медицинских организаций, - то и качество медпомощи уже презюмируется. Поправки же предусматривают, что контроль качества медпомощи осуществляется путем проверок, контроля и экспертизы;

- кроме того, предлагается новелла - независимая экспертиза медицинской документации пациента. Она проводится по его желанию, платно, профессиональными НКО медиков. Цель этой экспертизы медицинских документов - оценка качества оказанной ему медпомощи и установление возможной причинно-следственной связи между результатами оказанной помощью и здоровьем пациента. При этом некоммерческие организации должны будут использовать именно те же самые критерии качества оказанной медпомощи, которые утвердит Минздрав для целей ОМС и своего надзора.

Таким образом, будут унифицированы подходы к определению качества медпомощи, которые используются и в ОМС, и в "здравоохранительном" надзоре, и в судебных спорах между пациентами и врачами.

Всех нынешних экспертов качества медпомощи - и аттестованных и привлекаемых Росздравнадзором, и из реестров ОМС, включат в новый федеральный регистр без каких-либо дополнительных процедур, автоматически.

Отдельные статьи Закона планируется ввести в действие с 1 января 2020 года.

Остальные положения вступят в силу с 1 января 2022 года.

До 31 декабря 2021 года Медицинские профессиональные некоммерческие организации должны разработать и утвердить клинические рекомендации по перечню заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), в соответствии с которыми должны быть приведены порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.

Кроме этого уже опубликованы проекты нового «Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» и новых правил ОМС, которые в настоящее время проходят процедуру общественного обсуждения и должны будут приведены в соответствие с вышестоящими федеральными законами в сфере здравоохранения и социального страхования.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа