Цель государства – повышение эффективности расходования бюджетных средств

0
Выделить главное вкл выкл

...снять оковы с лечебной сети (М.Ю.Зурабов, 2004)

...снять оковы с лечебной сети (М.Ю.Зурабов, 2004)

 

Цель государства – повышение эффективности расходования бюджетных средств в отрасли мерами бесприватизационной некоммерческой реорганизации учреждений здравоохранения с переносом фокуса экономических интересов на врача. Так в целом ее в свое время сформулировал изгнанный Министр.

Что происходило в действительности?

В 2003 году Правительством Российской Федерации был разработан оставшийся без движения грефовский проект закона «О специализированных государственных или муниципальных некоммерческих организациях» , в соответствии с которым предлагалось их наделить правом коммерческой организации, сохраняя имущественную несамостоятельность.

В результате бюджетной реформы учреждения подверглись не реорганизации, а модификации той же организационно-правовой формы – были введены три вариации этой формы: автономная, бюджетная и казенная (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"). То есть имущественная несамостоятельность сохранилась.

Модель финансирования учреждений здравоохранения также осталась прежней. Вместо фигуры практического врача фокус экономических интересов сосредоточился на фигуре главного врача учреждений здравоохранения, который оказался наделен свободами в финансовых полномочиях, не могущими не вести к злоупотреблениям.

В порядке реструктуризации была проведена бюджетная оптимизация (повсеместно проведенное укрупнение больниц за счет присоединения поликлиник, а на селе – также амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов), еще более расширившая финансовые возможности главного врача.

А огосударствление учреждений здравоохранения (передача учреждений здравоохранения из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации) позволило регионам и, прежде всего, главным врачам получить автономию от центра в управлении и распоряжении финансами. Имущественная зависимость регионализировалась, заместив ведомственную субординацию по вертикали и уже не опускаясь до муниципального уровня. В здравоохранении возникли своего рода «удельные княжества», сообщающиеся с федеральным центром через уровень губернаторов (пример: Скворцова и Волков по поводу акции ижевских педиатров).

Параллельно возникла идея об инвестировании учреждений здравоохранения извне – так же без утраты их имущественной зависимости от государства (Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ). Цель такого подхода состоит в том, чтобы устраниться от бремени государственных расходов на содержание материально-технической базы учреждений здравоохранения (объекта) за счет переложения этого бремени по договорам с различным предметом (аренды и пр.) на привлеченный бизнес, который вложился бы в ее развитие притом, что учреждения здравоохранения не поступились бы свойствами юридического лица (субъекта). Кроме единственного московского концессионера (и тот - печатниковский Европейский медицинский центр) на девятом году действия закона других желающих не нашлось. Что это, как не приписывание крепостных целыми деревнями (коллективами медработников) во главе со старостой (главным врачом) жалованному государем (собственником-концедентом) помещику (концессионеру)?

Иными словами, все сделано для того, чтобы сохранить совковую конструкцию учреждения в имущественной зависимости и несамостоятельности - якобы во избежание приватизации. Реорганизацией тут, понятно, не пахло. А вот коммерцией - за версту несет.

Что же касается переноса фокуса экономических интересов на врача, то тут складывается все ровно наоборот: ни экономики, ни интересов. Главврачи в связке с администрацией регионов дорвались до денег, которые вроде бы обязаны направить на зарплату врачей, но тогда - в ущерб своим кормленческим интересам. Несложно догадаться, какой выбор был сделан: "окрашенные" по Путину деньги по Скворцовой "заморозили". В результате бегство медиков из профессии приобрело массовый характер. Бегут и те молодые специалисты, которые польстились на подъемные миллионы, возвращая их обратно. Приходят лишь -ханум, -оглы и -джаны, которым нужно закрепиться на российской земле любой ценой.

Сфера охраны здоровья на всем протяжении нового времени подвергается здравоохранением бесконечным попыткам адаптировать действующее законодательство, а не адаптироваться к нему. Хотя эта сфера "пронизана четко сформировавшимися и структурированными экономическими интересами, при этом интересы врачей играют периферийную роль. Вся система оказания медицинской помощи организована так, что вы финансируете не медицинскую помощь, а сеть медицинских учреждений" (опять же цит. по Зурабову).

Вывод только один: пока интересы врачей играют периферийную роль, а финансируются только медицинские учреждения, развал здравоохранения будет усугубляться. Медработники против этого голосуют ногами. А вот до какой поры сохранится терпение пациентов, общества - это вопрос. Недалекого будущего.

 

Тихомиров А.В.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа