Система Семашко жива. Только это военная тайна

0
Выделить главное вкл выкл

Статья Евгения Рабцуна, к.м.н. генерального директора МО ЦСМ, Томск. Об открытом письме А.В. Саверского с предложением вернуться к системе Семашко

Система Семашко жива.
Только это военная тайна.

Евгений Рабцун, к.м.н.
генеральный директор МО «ЦСМ» (Томск),


Недавно прочитал открытое письмо А.В. Саверского адресованное В.В. Путину, где автор предлагает президенту РФ вернуться к национальной системе здравоохранения, как я понял из содержания письма, к «системе Семашко». Изящное изложенное, наполненное юмором письмо меня впечатлило. Я решил поддержать юмористический настрой автора письма, и написал «как бы ответ», который могли бы, как бы дать, как бы, чиновники Минздрава, как бы по поручению президента. Прошу все мною ниже изложенное никоим образом не воспринимать серьезно. Серьезно, товарищи, это письмо А.В. Саверского.

Уважаемый Александр Владимирович!

Вы только никому не говорите, но систему Семашко никто никуда не убирал, мы ее в тайне от всех врагов и недругов наших сохранили. Вы не обращайте, внимание на всякие там рыночные отношения, предпринимательство там всякое, конкуренция в здравоохранении, свободный выбор врача - все это тактические маскировочные приемы, для отвода глаз, так сказать, тактическая дезинформация…, но только об этом прошу - никому, это тайна, военная тайна …

Для Вас сообщаем обо всем по – порядку, докладываем, так сказать …

Николай Александрович (Семашко) велел, чтобы врача для граждан сверху назначали, ибо народ в массе своей элемент несознательный, невразумительный, к здоровью не охотчивый. Врача над территорией ответственным назначали, участковым врачом нарекли, велели догляд за гражданами вести. Ну так, доложу я вам, все так и есть и по сей день.
Поселится, к примеру, какой гражданин на улице товарища Ленина, сразу будет он по территориальному принципу прикреплен к участковой поликлинике и к участковому врачу, сразу под присмотр. Оно, конечно, мы свободу выбора врача дали, хоть узкого выбирай специалиста, хоть кого другого…, но с разрешения своего участкового, по его направлению. Вот куда направление участковый врача дал, к кому направил – туда свободно и выбирай. Согласитесь умно придумано, тактика.

Пирамиду Семашко мы тоже сохранили. В основе пирамиды, до сих пор все как есть у товарища Семашко - участковые больницы, поликлиники, ФАПы, их огромное количество. В них участковые фельдшера, врачи участковые - это которые догляд за гражданами держат, да их свободу выбора определяют, выдавая по нужде направления к врачам-специалистам.
Специализированная поликлиническая служба она в пирамиде Семашко уровнем повыше, врачи там, стало быть поумнее, потому и нарекают их врачами – специалистами. Еще выше уровнем – это больницы разных профилей, стало быть, врачи там еще умнее. Ну и вершина пирамиды специализированные институты (НИИ), там только светила(ы) медицины.
Чтобы совсем к умному врачу попасть, нужно совсем сильную болезнь иметь, иначе никак, сами понимаете, умный врач ОРЗ заниматься не будет, хотите к умному – тяните до пневмонии, дотянете до осложненной пневмонии, может повезет, и в НИИ попадете, к профессору под наблюдение.
В оплате врачей мы твердо придерживаемся именно тех принципов, которые Вы в своем письме излагаете: «платим за факт нахождения врача на работе, и в некоторой степени по удовлетворенности пациента (премии)». А потому как больше пациентов довольны, когда их профессор НИИ принимает, и совсем недовольны своим участковым врачом, то с оплатой сами понимаете, кому что достается…

Смеем Вас заверить, что и по сей день незыблемым остается и принцип централизованности системы здравоохранения, заложенный наркомом Семашко в далеком 1918 году. В настоящее время полностью ликвидированы муниципальные органы управления здравоохранением. Сегодня есть только один уровень управления здравоохранения – государственный, где поддерживается самая вертикальная вертикаль управления.
Заверяем вас, что в здравоохранении нет решений, которые Самостоятельно принимаются на уровне субъекта федерации. Без «решения Москвы», Минздрава, без решения принятого на федеральном уровне ничего в здравоохранении на территории республик, краев, областей в России не решается и уж тем более не делается. Ну, во-первых, у них (у субъекта РФ) на это просто нет денег, во-вторых - зачем? Скажут – сделаем, не скажут, зачем «отсвечивать» лишней инициативой, скажут инициативу проявлять, вот тогда и будем проявлять. Согласитесь, грамотная политика – основа принципа централизации и вертикального управления.

Мы также поддерживаем Вашу идею отождествления системы здравоохранения с армией. Не волнуйтесь, сегодня в здравоохранение все как в армии, мы за этим следим. В здравоохранении также как в армии, отдаются многочисленные, бессмысленные, противоречивые приказы, за неисполнение которых мы также награждаем непричастных и наказываем невиновных. Зачем? Чтобы поддерживать тождественность между армией и здравоохранением. Так же как в армии учат быстро раздеваться-одеваться и собирать автомат Калашникова, в здравоохранении мы учим быстро раздевать-одевать пациента и еще быстрее его осматривать, обследовать, и ставить диагноз. Заверяю Вас, нормативы в здравоохранении еще жестче, чем в армии. Зачем? Чтобы поддерживать тождественность между армией и здравоохранением. Конечно, чтобы никто из наших врагов не догадался о силе нашего здравоохранения основанной на тождественности между армией и здравоохранением, нам пришлось применить несколько тактических приемов. Так в целях завуалирования гаубвахты, мы создаем условия, при которых врачам приходится брать столько дежурств, что они сутками не бывают дома. Но об этом прошу никому не говорить, это тайна, сами понимаете, военная, ибо речь идет о здравоохранении.

Вы абсолютно правы, «государству сложно управлять системой государственных учреждений, которые ему прямо подчиняются» и невозможно «управлять тысячами организаций с другой организационно-правовой формой, которым нельзя приказать, а нужно каждый раз договариваться». Заверяем Вас, мы и не договариваемся ни с кем, это лишь видимость, как Вы уже хорошо понимаете - тактический маневр. Мы, пригласили частные организации в ОМС, но установили им цены на услуги в несколько, в десятки раз ниже, чем для наших государственных ЛПУ, мы установили им цены даже ниже стоимости затрат на эти услуги. Зачем? Мы заработаем на этом, пусть заплатят свои денежки за наши государственные гарантии, пусть оплатят большие затраты наших государственных ЛПУ. Ну, а если они будут не согласны, а они будут не согласны, если будут возмущаться и скандалить, а они будут возмущаться, мы им, тут раз, и скажем: «ну и не хотите как хотите – уходите отсюда, из нашего ОМС, никто вас не держит». Думаете не сработает? Уже сработало, повалили частники из ОМС. Согласитесь умно придумано, тактика.

Не беспокойтесь и забудьте о системе ОМС, ее не существует, это видимость, иллюзия, тактический ход. Вы же умный человек, и прекрасно понимаете, если мы что-то говорим, это не значит, что мы это делаем. Вот смотрите: в страховой модели Бисмарка мы заимствовали только способ, как взять, забрать деньги у граждан, т.е. мы собрали страховые взносы. А вот как собранные деньги распределять – здесь у нас своя система есть, надежная, советская – система Семашко, т.е. мы эти деньги распределяем централизовано по нашим государственным учреждениям в соответствии с их финансовыми потребностями.
И не волнуйтесь Вы про частников, мы им государственного задания не даем, ну или почти не даем. Ну и что, что частники вошли в ОМС, это же наше задание, государственное, хотим - даем, хотим - не даем, задание государственное, вот государственным ЛПУ и даем.

И мы абсолютно согласны с вами, что частные медицинские организации преследуют свои интересы и не заботятся о других. Так частные медицинские организации в угоду своим интересам сокращают издержки при производстве медицинских услуг. Вот возмутительный пример: совершенно бессовестным образом, они умудряются покупать УЗИ аппараты за 2 млн., те же самые которые мы, по государственному конкурсу (!), покупаем за 10 млн. И кто из нас честный? Мы, потому что мы - государство.
Согласны, с вами, нельзя такого частника в здравоохранение допускать, рушит он все, бесчинствует. А потому, мы разрешили частникам из государственных средств в системе ОМС только 100 тысяч рублей на оборудование тратить. Не волнуйтесь, все остальные государственные расходы идут на медоборудование только в государственные ЛПУ, только в надежные ЛПУ, которые мы хорошо контролируем, только в те, где все по конкурсу, все по-честному, с соблюдением, так сказать всех интересов. Мы, знаете ли, еще не настолько богаты, чтобы вот так все раз и…ну вы понимаете.

Конечно, Вы можете быть уверены и в сохранности принципов профилактики Семашко. Запрет и принуждение – это по-прежнему основные метод нашей борьбы за здоровье глупого населения. Мы запретили всем гражданам водку пить и сигареты курить и все, никто не пьет, не курит, все – здоровы. Быстро и эффективно.
Мы, следуя принципам массового принуждения к здоровью, широко развернули программу диспансеризации. Будут все здоровы как миленькие. Ну а если что не так…статистический учет еще никто не отменял, он в наших руках. Будут все здоровы как надо быть здоровым. Кстати по результатам диспансеризации планируем запретить инфаркты, инсульты и онкологические заболевания.
Сообщаем Вам, что санэпидотряды мы замаскировали под органы Госсанэпиднадзора. Боевой, запретно-принудительный дух работы органов поддерживаем. По-прежнему, как и в далеком 1918 году, ведем безжалостную борьбу с инфекционными болезнями, даже тех которых уже давно нет. Это не повод чтобы ослаблять санитарную дисциплину и разобрать противочумную укладку. А вдруг война? Вот! А мы готовы. Тактика.


p.s. Безусловно, Александр Николаевич Семашко внес огромный, фундаментальный вклад в становлении системы здравоохранения. Ему пришлось жить и работать в условиях военного времени, в условиях гражданской войны, в условиях неразберихи, разрухи, в условиях тотальной безграмотности, в условиях, когда люди, в основной массе своей, умирали от инфекций, а причиной заболевания во многом служила повсеместная антисанитария. Так было. И система Семашко, в то время оправдала себя, это была система военного времени. Сегодня нет войны. Но мы по-прежнему в современном здравоохранении используем принципы Семашко. Во всем. И в технологиях организации профилактики и в технологии организации финансирования здравоохранения. Нам нужна новая система здравоохранения, соответствующая современному уровню сознания граждан, современным представлением о болезнях, современным технологиям, современной структуре заболеваемости инвалидности и смертности. Нам не нужна система Семашко, потому что нет войны, … или я чего - то не знаю? Пойду, посмотрю новости.

 

Рабцун Евгений Анатольевич - кандидат медицинских наук, Президент СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, ведущий эксперт по вопросам реализации системы ОМС в частном здравоохранении

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа