Государственно-частное партнёрство как один из механизмов реорганизации системы здравоохранения РФ

0
Выделить главное вкл выкл

Мнение Ананьченко Н.М., директора НП Организация частной системы здравоохранения Ставропольского края

Социальные изменения, возникшие в стране в последние два десятилетия, привели к тому, что существующая система охраны здоровья жителей Российской Федерации уже не может удовлетворять потребности населения в медицинской помощи в необходимом объёме. Реализуемый Правительством национальный проект «Здоровье», безусловно, снизит некоторую напряжённость в первичном звене здравоохранения, даст возможность несколько улучшить ситуацию, но отсутствие системного подхода к проблеме, планомерного реформирования самой структуры существующего здравоохранения может свести на нет имеющиеся положительные тенденции. По сути, система частного здравоохранения осталась в стороне от реализации этого национального проекта. А ведь это самая развивающаяся ветвь медицины, которая может оказать существенную помощь в укреплении здоровья населения страны.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 декларируют наличие в стране трёх ветвей системы здравоохранения – государственную, муниципальную и частную. Но если с первыми двумя ветвями всё более-менее ясно, то назвать разрозненные субъекты частной медицинской деятельности системой – пока довольно трудно.

Очевидно, именно поэтому Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев неоднократно подчёркивал необходимость совершенствования частно-государственного партнёрства.

Казалось бы всё логично и предельно ясно. Государство заинтересовано в диалоге с бизнесом, а бизнес заинтересован в постоянном общении с законодателями и исполнительной властью. Дело за малым: с кем вести государству диалог? Прежде всего, это должен быть полномочный представитель определённой ветви бизнеса. Это должен быть представитель органа, имеющего возможность принимать решения, обязательные для субъектов этого бизнеса. Это должен быть представитель глубоко разбирающийся в проблемах своей отрасли, а так же не понаслышке знающий возможности и потенциал участников в своей области.

В здравоохранении на определённом этапе такую роль играли профессиональные Ассоциации. Но их возможности были крайне ограничены существующим законодательством. Более того, власть, как правило, просто игнорировала их существование, а там, где далеко смотрящие местные Правительства хотели действовать сообща, федеральное законодательство не позволяло им этого сделать.

Однако, прошло время и ситуация изменилась. Всё настойчивее сверху стали звучать требования о необходимости тесного взаимодействия малого и среднего предпринимательства и местных властей. Игнорировать это стало уже чревато последствиями. На смену Ассоциациям пришли Некоммерческие партнёрства, возможности которых стали несколько больше. Кроме того, партнёрства – это шаг к созданию саморегулируемых организаций.

И опять логика абсолютно ясна. Кто как не сами представители частной медицины региона знают  возможности каждого участника рынка медицинских услуг, его профессиональную подготовленность, его добросовестность и т.д. Кто как не саморегулируемые организации могут дать рекомендации на продление разрешения на медицинскую деятельность тому или иному частнопрактикующему врачу или частной медицинской организации, рекомендовать на присвоение (или присваивать) квалификационных категорий? Именно эти организации должны разрабатывать и неукоснительно следить за исполнением стандартов предпринимательской деятельности в частном здравоохранении  в своём регионе. Но почему же не работает эта логика? Почему не срабатывают механизмы частно-государственного партнёрства?

Давайте рассмотрим эту проблему с точки зрения чиновника. Чем выше ранг у чиновника, тем большими полномочиями он наделён. Полномочия высшего государственного деятеля столь огромны, что он рад поделиться частью из них. Но у низшего чиновничьего звена и полномочия не столь велики. Поэтому он принимает максимальные усилия, чтобы сохранить их за собой, никому не отдать ни  толики, т.к. полномочия эти и его значимость как представителя власти, так и возможность получить «кусочек масла к своему куску хлеба». Так возникает внутренний бюрократический конфликт. Все инициативы сверху о наделении целым рядом полномочий самих предпринимателей или их общественных представителей натыкаются на молчаливое, но упорное сопротивление чиновничьего аппарата внизу. Именно поэтому буксуют все прогрессивные, столь нужные предпринимательскому сообществу законодательные инициативы. Т.е. частно-государственное партнёрство не работает.

Ярким примером этого является Федеральный закон №315 «О саморегулируемых организациях». Уже более двух лет этот давно ожидаемый законодательный акт в разделе медицины бездействует. Создаётся впечатление, что кому-то из чиновников от медицины создание полноценной системы частного здравоохранения явно не по душе.  Поэтому, сегодня стало совершенно ясно, что если мы, представители предпринимательского сообщества в медицине не предпримем серьёзные шаги в раскачивании этой ситуации, мы никогда не станем полноправной ветвью национального здравоохранения.

Главной целью всех наших действий, по нашему мнению должно стать создание в России саморегулируемой системы частного здравоохранения, как самодостаточной и равноправной ветви Национального здравоохранения.

Как один из путей, мы предлагаем создать объединение «Организация частной системы здравоохранения Российской Федерации». В какой форме будет это объединение, давайте решим сообща. Это может быть, Союз, Ассоциация или Партнёрство. Эта организация, по нашему мнению, должна объединять региональные медицинские объединения, ставить перед собой преимущественно политические цели, отказаться от каких-либо взносов и иметь представителей во всех общественных Советах при властных структурах.

Возглавлять эту структуру должен избранный Президент «Организации частной системы здравоохранения Российской Федерации», а в правление входить представители всех Федеральных округов, возможно на правах вице-президентов.

По нашим данным уже на сегодняшний день в такую организацию готовы вступить, как минимум, 6 регионов России.

В случае законодательного включения механизма саморегулирования в здравоохранении, эта структура безболезненно реорганизуется в Союз медицинских саморегулируемых организаций РФ.

Без всякого сомнения, задачи такого объединения далеко не исчерпываются созданием механизмов влияния на властные структуры, участием в законотворчестве в своём разделе предпринимательства. Это ещё и воспитание ответственности членов сообщества перед пациентом, перед обществом. Привитие каждому участнику рынка медицинских услуг осознанного исполнения всех требований Закона,  соблюдения им всех правил и технологий в своей работе, исполнения стандартов предпринимательской деятельности.

Нам представляется, что это может быть достигнуто подписанием каждым разработанного этического кодекса члена саморегулируемой организации и безусловного следования ему.

Но и этого мало. Саморегулируемые организации не достигнут своей цели, а Государство не сможет получить полноценную структуру гарантированного качественного медицинского обслуживания, если все субъекты частной медицины не станут членами таких сообществ. Все 100%.  Закон «О саморегулируемых организациях» предусматривает такую возможность и её надо использовать. Т.е., хочешь заниматься частной медицинской практикой – стань членом одной из саморегулируемх организаций. В таком режиме существуют подавляющее число систем здравоохранения в мире.

Реформа системы здравоохранения, о которой так много говорят в последние годы, должна начинаться с чётко определённых понятий о структуре этой системы, где все ветви её должны быть равноправны и пользоваться едиными правилами и законами.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа