Подведены итоги II Петербургского медицинского форума

0
Выделить главное вкл выкл

27 — 29 мая 2009 г. в городе на Неве состоялся II Петербургский медицинский форум «Развитие рынка медицинских услуг в России». Дискуссионная площадка собрала активных, прогрессивно мыслящих представителей медицинского сообщества со всей страны.

27 — 29 мая 2009 г. в городе на Неве состоялся II Петербургский медицинский форум «Развитие рынка медицинских услуг в России». Дискуссионная площадка собрала активных, прогрессивно мыслящих представителей медицинского сообщества со всей страны.

В форуме приняли участие руководители государственных и частных клиник, представители страховых компаний, медицинских ассоциаций, политики и независимые эксперты. Они открыто обсудили вопросы развития здравоохранения, государственно-частного партнерства, создания саморегулируемых организаций, преодоления административных барьеров и другие актуальные проблемы. Была высказана поддержка предложений Федеральной антимонопольной службы в части развития здравоохранения до 2020 года.

На форуме выступило более 20 представителей законодательной и исполнительной власти, экспертов в области развития государственной и частной медицины, медицинского права и лицензирования, маркетинговых коммуникаций:

  Накатис Яков Александрович,  главный врач клинической больницы №122, главный специалист Минздравсоцразвития РФ, д. м. н.;

  Мурзабаева Салия Шарифьяновна, член Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья, доцент, к. м. н.;

  Асеев Владимир Михайлович, депутат Государственной думы РФ, первый заместитель председателя Комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы;

   Мисюлин Сергей Сергеевич, президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к. м. н.;

  Кадыров Фарит Накипович, заместитель председателя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, д. э. н.;

  Ануфриев Сергей Анатольевич, исполнительный директор НП «Единая медицина», к. м. н.;

  Захаров Максим, отдел проектов государственно-частного партнерства Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.

  Ананченко Николай Михайлович, директор НП «Организация частной системы здравоохранения Ставропольского края»

  Павлюк-Павлюченко Леонид Леонидович, президент ассоциации пластической хирургии и косметологии, д.м.н.;

  Попович Лариса Дмитриевна, исполнительный директор ОАО "РОСНО-МС";

  Лазарев Сергей Владимирович, зав.научным отделом планирования и анализа инспекций Центра медицинской инспекции Департамента здравоохранения г.Москвы, к.м.н.

Было отмечено, что одной из целей развития здравоохранения должен быть переход к конкурентоспособной, саморегулируемой системе здравоохранения с участием организаций здравоохранения всех форм собственности.

В существующих нормативных документах о здравоохранении РФ не предусматривается присутствие частного сектора, который уже на сегодняшний день экономически заинтересован в эффективной работе на всех уровнях системы оказания медицинской помощи.

По мнению участников Форума государственные гарантии по обеспечению населения бесплатной доступной качественной медицинской помощью зачастую принимают декларативный характер, что приводит к уменьшению доступности бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.

Как уже неоднократно признавалось сохранение разрыва между конституционными гарантиями предоставления населению бесплатной медицинской помощи и размерами их государственного финансирования приводит к замещению государственных расходов на здравоохранение частными и усилению социальной несправедливости.

Снижение объемов государственного финансирования здравоохранения приводит к ухудшению показателей здоровья населения и демографических показателей, усилению неравенства между различными слоями населения в качестве и доступности медицинской помощи, создает непосильную нагрузку для самых незащищенных слоев населения и резко снижает его удовлетворенность медицинской помощью.

Участники Форума выразили свою озабоченность тем, что  незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения оказывает прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации.

В связи с этим приоритетной задачей для повышения доступности бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации является принятие нормативных правовых документов, регулирующих вопросы оказания платных медицинских услуг с постепенным прекращением их оказания в государственных и муниципальных учреждениях.

В законодательных актах необходимо четко описать выделение платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях, в специальные отделения, имеющие самостоятельное юридическое образование (АНО и иные некоммерческие организации) не аффилированные с бюджетными организациями. Вывести имущество, используемое для предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в отдельные имущественные комплексы, запретить использование оборудования, полученного по программам государственного финансирования и рамках ОМС в целях оказания бесплатных медицинских услуг для предоставления платных услуг. Обязать все учреждения всех форм собственности информировать пациентов о перечне гарантированных бесплатных услуг и усилить контроль за тем, чтобы с граждан не взималась плата за услуги в сфере здравоохранения, бесплатное получение которых гарантировано государственными программами.

Участники Форума, представив опыт разработки стандартов в ряде специальностей, в т.ч. стандартов и методик в эстетической пластической хирургии, считают важным законодательно их поддержать разработку профессиональными сообществами (ассоциациями).

По мнению большинства экспертов Форума необходимо введение врачебного самоуправления на основе создания саморегулируемых организаций, что позволит регулировать медицинскую деятельность врачей, используя экономические и корпоративные механизмы. Существующий закон о саморегулируемых организациях требует существенных дополнений и уточнений для возможности реального применения в здравоохранении. Для создания единой системы врачебного самоуправления в нее необходимо включить обязательное участие специалистов работающих, в том числе, в секторе частной медицины.

Участники Форума констатировали, что частная система здравоохранения является неотъемлемой частью здравоохранения Российской Федерации, потенциал которой в должной мере не востребован государством.

Модернизация и развитие здравоохранения невозможны без использования современного механизма эффективной и компетентной инвестиционной политики - модели государственно-частного партнерства.

Для развития в России конкурентной модели здравоохранения, позволяющей оказывать населению качественные услуги, необходима государственная поддержка данных изменений.

Основными направлениями этой поддержки должны быть:

1.1 Развитие законодательного и нормативного регулирования деятельности частной системы здравоохранения. Целый ряд отдельных положений законов и подзаконных актов Российской Федерации содержат ограничения на осуществление определенных видов медицинской деятельности в частной системе здравоохранения. Подобная ситуация создает неравенство условий функционирования производителей медицинских услуг. В пересмотре и внесении поправок нуждаются следующие: статьи 22,29, 37, 39, 42,43, 54, 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в которых содержится прямые ограничения на выполнение тех или иных видов медицинской помощи в частной системе здравоохранения. Участники Форума считают важным, в новых законодательных актах предусмотреть участие частной системы здравоохранения в программах государственных гарантий охраны здоровья граждан и провести разработку нормативного обеспечения участия организаций частного здравоохранения в системе ОМС.

1.2. Содействие развитию саморегулирования в медицине:

1.  необходимо во всех регионах РФ создать условия для организации некоммерческих партнёрств, объединяющих субъекты  частной медицины.

2.  запустить механизм реализации Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях». Для этого необходимо на Правительственном уровне определить орган, регистрирующий данные объединения и ведущий соответствующий реестр.

3.  ввести в действие пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 315, в котором  сказано, что «могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности». Нам кажется, что субъекты частной медицинской деятельности, осуществляющие социально значимый и несущий определённые риски для здоровья и жизни населения, напрямую подходят под действие этого пункта. А так как количество саморегулируемых организаций в каждом регионе никто числом не ограничивает, то антимонопольное законодательство не должно усмотреть в этом нарушения прав предпринимателей, ибо они будут иметь возможность выбора организации, членом которой могут стать.

4.  создание Союза (Ассоциации) саморегулируемых организаций России, для полноценного диалога с органами власти на федеральном уровне, вплоть до Президента РФ, для решения вопросов законодательных инициатив, в соответствии с требованиями ФЗ №315.

1.3. Создание благоприятных условий для инвестиций в субъекты частной системы здравоохранения:

1.  возможность льготной аренды, приоритетного права выкупа арендованных помещений;

2.  льготное кредитование и льготный лизинг;

3.  налоговые льготы;

4.  участие частной системы здравоохранения в ОМС и в государственном заказе.

1.4. Совершенствование нормативной базы, регулирующей государственно-частное партнерство в здравоохранении.

Интеграция частного медицинского сектора в единую систему оказания медицинской помощи, развитие государственно-частного партнерства должно стать реальностью.

 

Председатель оргкомитета Форума

 

Накатис Я. А. Президент НП «Единая медицина»,
главный врач клинической больницы №122 им. Л. Г. Соколова, главный специалист Минздравсоцразвития РФ, профессор, д. м. н.

 

Сопредседатели

Мисюлин С. С. Президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к. м. н.

Ануфриев С. А. Исполнительный директор НП «Единая медицина», к. м. н.

 

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа