Лоббирование интересов медицинских организаций в америке достигается через объединение в ассоциации

0
Выделить главное вкл выкл

Показано, что зарубежный опыт лоббирования может быть адаптирован российским медицинским бизнесом. Статья Панова А.В. в журнале Главный врач: хозяйство и право №5/2010, стр.49-53

Статья в журнале "Главный врач: хозяйство и право"№5/2010, стр.49-53
А.В. Панов, член НП ИЦ «ЮрИнфоЗдрав», ООО «Центр медицинского права», юрист, г. Омск

В июне 2010 года автор посетил США по программе «Открытый мир» для изучения вопросов правового регулирования американского здравоохранения, которая включала в себя ознакомление со следующими направлениями:
- роль органов контроля и надзора в системе здравоохранения на федеральном уровне, уровне штата и муниципальном уровне;
- отношения и модель сотрудничества между государственными органами, частным сектором и неправительственными организациями, занимающимися вопросами здравоохранения;
- роль профессиональных медицинских ассоциаций;
- государственный и частный сектор здравоохранения в США;
- управление системой здравоохранения;
- порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел по врачебным ошибкам;
- частные инвестиции в здравоохранении.

Принимающая сторона предоставила возможность удовлетворить профессиональный интерес юриста по обозначенным вопросам в штате Западная Вирджиния.
Краткая справка.

Западная Вирджиния /Виргиния/ (англ. West Virginia) штат на юго-востоке США. Население в 2003 году составило 1,810 млн. человек (37-е место в США). Территория Западной Виргинии расположена в системе Аппалачей, преобладает гористая местность, официальное прозвище - «Горный штат» (Mountain State). Девиз Montani Semper liberi («Горы всегда свободны»). В штате имеются значительные запасы угля, природного газа, нефти, соли и других полезных ископаемых, что определяет его развитие. Хорошо развито сельское хозяйство (животноводство, птицеводство, выращивание яблок, персиков, кукурузы, табака). Значительное место в экономике играет туризм. Усилия по соблюдению природоохранного законодательства привели к тому, что экологическая обстановка очень благоприятная, и этот обстоятельство привело к росту цен на недвижимость. Столица и крупнейший город – Чарлстон (население – 53 421 человек, вместе с пригородами –309 635 жителей). Остальные города небольшие по численности (40000 – 10000 жителей) (http://ru.wikipedia.org/wiki/Западная_Виргиния).
На официальном сайте штата провозглашено, что поддержание системы здравоохранения является важным для обеспечения высокого качества жизни его жителей, поэтому штат стремится обеспечить функционирование здравоохранения на максимально современном уровне с обеспечением ее доступности для всех жителей.
В штате учрежден Медицинский совет (
West Virginia Board of Medicine), который обладает правами на выдачу лицензий для врачей, среднего медицинского персонала, по привлечению медицинских работников к дисциплинарной ответственности (с июня по сентябрь 2010 года Медицинский совет вынес решения в отношении 23 медицинских работников, среди них решения об аннулировании лицензии за злоупотребление алкоголем, выдачу рецептов на психотропные вещества при отсутствии медицинских показаний, приостановления действия лицензии до прохождения очередного повышения квалификации (по законодательству штата лицензионным требованием является наличие у врача 50 часов непрерывного медицинского образования в течение двух лет).
На уровне штата также действует Ассоциация медицинских организаций Западной Вирджинии (West Virginia Hospital Association), представляющая собой некоммерческое объединение больниц, госпиталей, аналогом которому, применительно к российскому законодательству, является некоммерческое партнерство.
Ассоциации медицинских организаций как объединения субъектов медицинской деятельности характерны для Америки в целом. В каждом штате действуют подобные ассоциации, например
Alabama Hospital Association, Texas Hospital Association, Florida Hospital Association и другие. Объединяет медицинские ассоциации штатов American Hospital Association, которая является национальной некоммерческой организацией, представляющей интересы всех типов больниц и насчитывающей около 5000 членов, была создана еще в 1898 году.
Ассоциация медицинских организаций Западной Вирджинии (далее WVHA) насчитывает несколько меньшую историю, т.к. была создана в 1925 году (сам штат был образован в 1863 году (http://ru.wikipedia.org/wiki/Западная_Виргиния).
В настоящее время WVHA насчитывает 69 медицинских организаций штата Западная Вирджиния с общей численностью около 36000 сотрудников с общим годовым фондом заработной платы в 1,6 мрд $. (Hospital Community Benefits: Beyond the Bedside, Josef M.Letnaunchyn (A Publication of thr West Virginia Hospital Association (March 2009)
Вне членства ассоциации находятся три медицинские организации, имеющие отношение к муниципальным образованиям и не способные по своему финансовому состоянию оплачивать минимальный годовой членский взнос (составляет 6 000 $) и три медицинских организации частной формы собственности, менеджмент которых не считает необходимым вступать в Ассоциацию.
Члены WVHA входят в пятерку крупнейших работодателей штата. В целом, медицинские организации опосредованно обеспечивают занятость 85000 человек с годовым фондом заработной платы в 2,7 млрд. $, для сравнения: в Западной Вирджинии в производстве задействовано 63000 человек, в строительстве 34000, в добыче полезных ископаемых - 22000 человек (Hospitals and Economic Downturn (A Publication of the West Virginia Hospita Association (March 2009).
Достойная заработная плата медицинских работников создает платежеспособный спрос в розничной торговле, бытовом обслуживании и иных потребительских секторах рынка штата. Налоги с медицинских организаций пополняют казну штата, а их собственные инвестиции позволяют предоставлять современную высокотехнологичную медицинскую помощь без необходимости выезда пациентов за пределы Западной Вирджинии. Высокотехнологичная медицинская помощь является также мотивом для удержания медицинского персонала, предпочитающего работать на современном оборудовании.
Штат ассоциации насчитывает 19 сотрудников из них: 7 человек – администрация ассоциация, а 12 человек вспомогательного персонала обеспечивают их работу.
Деятельность Ассоциации осуществляется за счет членских взносов (минимальная сумма годового членского взноса – 6 000 $, максимальная –250 000 $; величина членского взноса зависит от размера дохода медицинской организации, чем больше доход – тем больше сумма взноса.
Годовой бюджет Ассоциации составляет 2 000 000 $, что позволяет ей эффективно реализовывать свои задачи.
Ассоциация обладает эксклюзивной скидкой в 35 % при приобретении у поставщиков расходных материалов и медицинского оборудования за счет большого объема заказа, формируемого из заказов членов Ассоциации, принимает главенствующее участие в составлении заказа образовательным медицинским организациям для подготовки медицинских кадров.
Имеется просторный собственный офис в одном из бизнес-центров, где работает администрация и проводятся регулярные встречи членов Ассоциации и брифинги.
Направления работы ассоциации хорошо раскрываются через ее
организационную структуру.
Возглавляет WVHA президент, одновременно являющийся и главой исполнительного органа ассоциации.
Важная роль отведена департаменту финансовой политики, который сосредоточен на взаимодействии Ассоциации с правительственными органами, имеющими отношение к федеральным программам Medicare (вид медицинского страхования населения США старше 65 лет. Источник финансирования - федеральный бюджет США (примечание автора)), Medicaid (вид медицинского страхования населения отдельных лиц и семей с низким доходом. Источник финансирования – федеральный бюджет США (примечание автора)), программам штата PEIA (Public Employees Insurance Agency) было создан в соответствии Законом штата Западная Вирджиния о страховании государственных и муниципальных служащих в 1971 году, чтобы обеспечить их медицинским обслуживанием на уровне штата. Государственным и муниципальным служащим не запрещено приобретать дополнительные страховые планы за свои счет в этом же агентстве, но на льготных условиях (примечание автора)), также предоставляет услуги передачи данных и информации, дает рекомендации и предлагает стратегии эффективного мониторинга финансового состояния медицинских организаций.
В штате Ассоциации имеется отдел по вопросам безопасности пациентов и образовательной деятельности, который отвечает за выработку методологии безопасности медицинской деятельности, информирует членов ассоциации о текущих изменениях современных подходов к оказанию медицинской помощи, действующих стандартах для лицензирования аккредитации, и в целом ориентирован на поиск решений, направленных на постоянное повышение производительности труда медицинского персонала.
Отдел профессиональной деятельности сосредоточен на вопросах Medical malpractice (ненадлежащие медицинские действия, повлекшие причинение вреда пациенту (примечание автора)), соблюдения врачебной тайны, ведения медицинской документации, санитарно-эпидемиологического состояния, разработки баз данных и обслуживание в сети Интернет / Интранет.
Не забыта Ассоциацией и сельская медицина, специальный отдел разрабатывает, координирует и реализует политику WVHA в области здравоохранения, сосредоточенного вне городов штата.
Важнейшую роль в деятельности WVHA занимает Законодательный отдел, возглавляемый вице-президентом по вопросам законодательства. В компетенцию отдела входят вопросы законодательной стратегии и пропаганды интересов Ассоциации, в т.ч. разработка законодательной политики и стратегии, мониторинг федеральные политики и политики штата, которые влияет на здравоохранение и больницы, реализация планов по претворению законодательных приоритетов Ассоциации. Отдел помогает членам ассоциации в налаживании и укреплении отношений с правительственными чиновниками на всех уровнях, доводит информацию об изменениях в действующем законодательстве, готовит публикации и другие материалы для информирования и просвещения общественности и СМИ об имеющихся проблемах в здравоохранении, организует кампании по сбору средств в избирательные фонды кандидатов на выборы в представительные органы власти, координирует процесс одобрения среди избирателей - медицинского персонала больниц, входящих в WVHA, кандидатов на выборные должности представительные органы власти, поддерживающих политику Ассоциации. На базе WVHA под патронажем отдела инициатив в области здравоохранения работает общественная коалиция «Западная Вирджиния без табака», миссия которой направлена на реализацию политики, уменьшающей употребление табака в штате. Этот же отдел в рамках правительственного гранта реализует программу «Day One» по предоставлению информации, учебных и образовательных материалов для больниц, медицинских учреждений, организаций и учреждений, у которых целевой аудиторией являются беременные и молодых родителей. Программа ориентируется на молодых родителей через предоставление им образовательной информации, связанной с развитием психических функций детей по повышению эффективности процесса развития мозга и будущих способностей к обучению. Программа также рассматриваются вопросы, касающиеся развития ребенка, охраны здоровья и безопасности, таких как пассивное курение табака, грудного вскармливания, гигиены полости рта и начальной грамотности.
Одним из главенствующих направлений в работе WVHA является лоббирование интересов его членов. По сути, Ассоциация стала значимой силой в деятельности законодательного органа штата – Сената (
http://www.legis.state.wv.us), продолжая поддерживать богатые традиции влияния на политику, проводимую в штате по вопросам здравоохранения. Для этого используется низовая информация о нуждах и проблемах здравоохранения, которая концентрируется и обобщается на уровне Ассоциации, а затем доноситься до мнения сенаторов.
Алгоритм лоббирования следующий: в течении года сотрудники WVHA предпринимают обширные поездки и встречи с членами Ассоциации для разработки повестки дня, которая будет предложена на обсуждение законодателей. Кроме того, WVHA в начале лета по собственной инициативе формирует насущные вопросы, которые могут быть включены на рассмотрение очередной сессии законодательного органа и рассылает для ознакомления членам Ассоциации, которые предоставляют свои отзывы в профильные отделы. Проводятся встречи на постоянной и регулярной основе с участием отделов Ассоциации для окончательного обсуждения вопросов, выносимых перед законодателями.
Законодательный комитет проводит ряд заседания для обсуждения вопросов, которые могут стать частью повестки дня предстоящей сессии, а затем Совет попечителей WVHA рассматривает и утверждает повестку дня в окончательной форме.
После этого момента законодательный комитет совместно с другими сотрудникам WVHA начинает пропагандистскую работу по продвижению повестки через проведение брифингов.
Брифинги проводятся на базе WVHA, куда приглашаются сенаторы, члены ассоциации вместе со своими сотрудниками, а также членами попечительских советов медицинских организаций.
Персонал WVHA готовит и представляет материалы, имеющие отношение к выработанной повестке дня, помогает вести дискуссию с сенаторами по выработанной повестке дня и другим актуальным вопросам в разрезе интересов медицинских организаций.
Сессия сената также не остаётся без внимания WVHA. В Сенате устраиваются т.н. «Лобби дни», на которых присутствует персонал Ассоциации, традиционными стал ежегодный завтрак на территории небольших сельских больниц, куда приглашаются сенаторы. Кульминацией является главное событие лоббистских мероприятий WVHA, т.н. «День больницы в сенате» на котором медицинская организация может продемонстрировать свои достижения, а также привлечь внимание законодателей к своим проблемным вопросам.
Члены Ассоциации имею возможность посещать заседания профильных комитетов.
Все эти мероприятия призваны обеспечить возможность для членов WVHA лично посетить законодателей и тем самым ощутить сопричастность влияния на политических процессы по вопросы, представляющие для них интерес.
О проделанной работе, мониторинге политической и законодательной жизни WVHA регулярно информирует своих членов через возможности Интернета, кроме того с сайта Ассоциации всегда можно скачать
брошюру в которой раскрывается содержание лоббистской деятельности.
Примером лоббистской деятельности под руководством WVHA стало принятие законодательства на уровне штате, ограничивающего верхний предел компенсации морального вреда по Medical malpractice в 1 000 000 $. Без главенствующей роли WVHA принятие такого законодательства было крайне маловероятно.
Стратегическим вопросом деятельности WVHA в настоящее время является последствия реформирования здравоохранения США, которое увеличивает охват медицинским страхованием населения США (дополнительно получит медицинские страховки 32 млн. американцев), но при этом общая сумма финансирования существенно не изменится, что приведет к снижению финансирования на одного застрахованного.
Эти предполагаемые изменения вызывают особую озабоченность членов Ассоциации, и в настоящее время полным ходом идут переговоры WVHA с членами представительных органов власти, как на федеральном уровне, так и на уровне штата с целью лоббирования интересов по недопущению ухудшения финансовых показателей медицинских организаций.
При встрече с одним из руководителей крупных медицинских организаций - членов Ассоциации на вопрос автора публикации о том, что дает возглавляемой им медицинской организации членство в Ассоциации был получен ответ: «Через Ассоциацию мы, прежде всего, лоббируем свои интересы через законодателей разных уровней и имеем доступ к значительным скидкам, предоставляемым поставщиками медицинского оборудования. Получаемые выгоды от членства в Ассоциации значительно выше того членского взноса, который мы ежегодно оплачиваем».
В России подобные Ассоциации (Некоммерческие партнерства) только начали складываться, примером чему является НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», Общероссийский союз региональных объединений частной системы здравоохранения. Процесс идет медленно, но российский медицинский бизнес должен понимать, что без профессионального лоббирования его интересов, а также защиты от контролирующих органов, в т.ч. и правовыми средствами специализированных юридических фирм динамичное и поступательное движение вперед едва ли возможно.
Правда профессиональное лоббирование невозможно только на «идейной основе» и требует соответствующего финансирования, денежная оценка которого должна определяться паритетом сложности поставленных задач (тактических и стратегических) по лоббированию интересов медицинского бизнеса.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа