Уловки бюрократов - как плановые проверки заменили на внеплановые, на примере Калужской области

0

Выступление главного врача ООО «Клиника Семейной медицины+» Анфаловой Ларисы Капитоновны на II-м Форуме частных медицинских организаций ЦФО

Анфалова Лариса Капитоновна, главный врач ООО "Клиника Семейной Медицины+", г.Калуга

В сфере здравоохранения осуществляются различные виды государственного контроля: контроль качества и безопасности медицинской деятельности; в сфере обращения лекарственных средств; за обращением медицинских изделий; санитарно-эпидемиологический надзор (ст.85). Деятельность медицинского бизнеса контролирует 37 государственных органов.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон №294-ФЗ) проверка — это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица (ЮЛ), индивидуального предпринимателя (ИП) мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям (Закон №294-ФЗ).

Виды проверок и их отличия

Документарная проверка проводится без выезда на место путем запроса документов. Срок предоставления документов составляет 10 дней, предоставляются только копии, заверения нотариусом не требуются.

Выездная проверка:

1. Проводится на основании распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля.

2. Проводится только должностными лицами, которые указаны в приказе руководителя (статья 25 Закона №294-ФЗ).

3. Проверяющие обязаны выдать заверенную печатью проверяющей организации копию приказа под роспись, и копию о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 10 Закона №294-ФЗ (пункт 4 статьи 18 Закона №294-ФЗ).

4. По просьбе руководителя представители государственного контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых ЮЛ, ИП.

Плановая проверка

Периодичность - 1 и более раз в 3 года. Основания: по истечению 3 лет со дня: 1) государственной регистрации; 2) окончания проведения последней плановой проверки; 3) начала предпринимательской деятельности.

Однако для медицинских организации периодичность плановых проверок установлена Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

Так для оказания амбулаторно- поликлинической медицинской помощи периодичность проведения плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности составляет не чаще 1 раза в год, органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор - не чаще 1 раза в 2 года.

Согласование проверки: ежегодный сводный план согласовывается Генеральной прокуратурой. Организация уведомляется за 3 рабочих дня до начала проверки.

Надзорные каникулы

В 2015 г. в послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В.В. Путин предложил ввести трехлетний запрет на проведение плановых проверок малого бизнеса с надежной репутацией – «надзорные каникулы2 с целью снижении административного давления на предприятия, облегчить им жизнь в условиях непростой экономической ситуации. Законом от 13.07.2015 г. №246-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Закон №ФЗ-294 дополнен статьей 26.1, согласно которой «с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении ЮЛ, ИП…».

Закон №ФЗ-294 регламентирует процедуру проведения контрольно-надзорных мероприятий, устанавливает права ЮЛ и, вместе с тем он содержит множество исключений из сфер его применения.

Под «надзорные каникулы» не попадут малые предприятия, которые в течение предыдущих трех лет подвергались административному наказанию за грубое нарушение законодательства, дисквалификации (в случае с ИП), приостановлению деятельности или были лишены лицензии. Но, в законодательстве четко не установлены критерии, что является грубым нарушением, и контролирующие органы могут самостоятельно применять данное понятие к любым правонарушениям по своему усмотрению. Мораторий не распространяется на компании из сферы здравоохранения (ст. 8.1 и 26.1 Закона №294-ФЗ).

Кроме того, существует ряд значительных ограничений по видам контроля. Так, налоговые каникулы четко «привязаны» к сфере действия Закона № 294-ФЗ, а из под его действия выведены налоговый контроль, контроль за уплатой взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС, таможенный контроль, прокурорский надзор, и некоторые другие виды контроля и надзора (ч. 3, ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Соответственно, "надзорные каникулы" на эти виды проверок также не будут распространяться.

Такие «послабления» для малого бизнеса бессмысленны и неэффективны.

Внеплановая проверка

Основания: 1) истечение срока исполнения ЮЛ предписания; 1.1) заявления от ЮЛ о предоставлении разрешения (лицензии); 2) заявлений граждан: а) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, б) причинение вреда жизни, здоровью граждан,   в) нарушение прав потребителей, 3) на основании требования прокурора, поручениями Президента РФ, Правительства РФ. Предусмотрено обязательное согласование проверки с Генеральной прокуратурой. Организация уведомляется за за 24 часа до начала (за исключением случаев, когда в результате деятельности предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера).

Процедура инициирования внеплановой проверки остается достаточно простой. Достаточно обращения в контролирующий орган любого гражданина или ЮЛ. Внеплановые проверки по жалобам о защите прав потребителей даже не требуют согласования с прокуратурой, если нарушение может угрожать здоровью или жизни человека.

Эффективность Закона №ФЗ-294

За годы действия Закона №ФЗ-294 отдача от его применения оказалась невысокой и неэффективной,  в следствие ограниченности сферы его действия. В нем отсутствует закрепленный перечень постоянно действующих органов с четко прописанными функциями, что дало основание ведомствам игнорировать его положения и руководствоваться собственными законодательно-нормативными актами. Например, органы внутренних дел, особенно на местах, опираются лишь на законы «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», полагая, что действие закона «О защите прав юридических лиц…» не относится к их компетенции.

Нередко происходит дублирование функций контрольных организаций и полномочий, которые иногда напрямую не относятся к профилю деятельности. Плюс явное стремление контрольно-надзорных органов к увеличению источников финансирования в условиях ограниченности госбюджета. Все это увеличивает административную нагрузку на предприятия.

Подобные отношения ставят под сомнение эффективность самого контроля, создавая к тому же предпосылки для «административного рэкета». «Последние два года проверки бизнеса плавно перетекают из плановых во внеплановые», информировал первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Там, где мы их сокращаем по планам, они тут же вырастают вне плана», — сообщил о проверках замминистра экономического развития Олег Фомичев. Глава «Опоры России» Александр Калинин в январе рассказывал Путину на предпринимательском форуме, что хотя плановые проверки на три года отменены, «зато в арифметической прогрессии растут внеплановые проверки».

Статистика Минэкономразвития подтверждает рост доли внеплановых проверок:

- 2013 год на внеплановые приходилось 49% от всех проверок,

- 2014 год — 56%,<

- 2015 год - 59%. В 2015 г. на 884 000 плановых проверок пришлось 1,2 млн внеплановых.

Лидерами по числу проведенных проверок в 2015 году остались, как и прежде, Роспотребнадзор и МЧС, на долю которых пришлось почти 33% всех проверок, говорится в материалах Генпрокуратуры. Эти ведомства всегда были лидерами, потому что у них больше всего объектов контроля.

Ситуация в Калужской области

Информация о проведенных Управлением Роспотребнадзора по Калужской области проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за период с 01.02.2017 по 03.02.2017.

Проведено проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 36;

в том числе проведено проверок в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - , и органов местного самоуправления -.

Из них проведено плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 1,

в том числе плановых проверок в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - , и органов местного самоуправления - ;

проведено внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 35,

в том числе внеплановых проверок в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - , и органов местного самоуправления - .

Количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения - 10,

из них в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - , и органов местного самоуправления - .

Количество проверок, по итогам проведения которых выданы предписания - 8,

из них предписания направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органам местного самоуправления - , из них со сроками устранения: до 3 мес. - , до б мес , до 12 мес. - .

Выявлено правонарушений по итогам проверок - 34,

из них в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -, и органов местного самоуправления - ;

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок с выявленными правонарушениями - 12,

из них в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -, и органов местного самоуправления - .

По результатам Роспотребнадзора по Калужской области: за 1 месяц (февраль 2017) проведено 25 % плановых и 75% внеплановых проверок.  На 1 проверку приходится 1,8 нарушений.

Что делать, как защищаться?

Чтобы бороться за свои права предпринимателям необходимо:

1. Объединяться в саморегулируемые организации.

2. Знать нормативную базу:

1) по результатам проверки составляется акт в двух экземплярах в срок, не превышающий 3 рабочих дней;

2) проверяющие не имеют права проверять выполнение требований, не относящихся к своим полномочиям; осуществлять проверку в отсутствие руководителя; требовать и изымать документы, пробы, если они не являются объектами проверки; распространять коммерческую и служебную тайну; предлагать проводить проверку за ваш счет; проводить проверку не во время исполнения своих служебных обязанностей; препятствовать вам в присутствии при проведении проверки; отказывать вам давать разъяснения по всем вопросам, связанным с проверкой;

3) проверяемый имеет право обжаловать действия проверяющих (статьи 21, 23, 24 Закона №ФЗ-294);

4) вред, причиненный юридическим лицам, вследствие действий должностных лиц органа государственного контроля, признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (статья 22 Закона №ФЗ-294);

5) предприниматель имеет право добиваться отмены результатов проведенной проверки при грубые нарушения, допущенные проверяющей организацией при ее проведении (статья  20 Закона №ФЗ-294);

6) Законом №ФЗ-294 введена процедура исключения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства из утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок, которое осуществляется на основании заявлений ЮЛ (ИП). Порядок рассмотрения таких заявлений определен постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

Вывод: несмотря на то, что президент дал поручение правительству в части ограничения плановых проверок малого бизнеса, по факту увеличились внеплановые выездные проверки. Выявленные нарушения и несоответствия при проверках, противоречащие нормативным документам и/или заведомо невыполнимым требованиям, и/или не регулируемым правовыми актами требованиям влекут за собой суды, высокие штрафы, введение бизнеса в ступор и нанесение ущерба репутации организации, а главное ухудшают деловой климат в стране.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий