Лукавое лицензирование

0

Лучше нам бороться за правильное лицензирование в соответствии с Законом, чем начинать новую борьбу с тем, что сочинит министерство

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" наделяет Правительства РФ полномочиями утверждать положение о лицензировании конкретных видов деятельности (ст.5).

Законом определено правительству установить в положении о лицензировании медицинской деятельности лицензионные требования и условия и перечень работ и услуг, выполняемых при наличии лицензии на медицинскую деятельность (п.2 ст. 17).

Виды работ и услуг, которые определены Положением о лицензировании медицинской деятельности, могут осуществляться только при наличии лицензии на медицинскую деятельность. Другие виды работ и услуг, предусмотренные в сфере здравоохранения, могут осуществляться без наличия лицензии на медицинскую деятельность.

Законом определено содержание документа, подтверждающего наличие лицензии. Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа - федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.10).

Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30.

Постановлением утверждены лицензионные требования и условия и перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности. Перечень составлен в произвольной форме и в основном предусматривает выполнение работ и услуг по врачебным специальностям. По содержанию Перечень работ (услуг) не соответствует требованиям к наименованию работ (услуг) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, утверждённого постановлением Госстандарта от 6 августа 1993 года № 13 и номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, утверждённой 12.07.2004 заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Стародубовым В.И.

Постановление обязывает соискателя лицензии для получения лицензии направлять или представлять в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывать виды работ (услуг) по перечню, то есть обязывает соискателя лицензии определить из общего списка те виды работ (услуг) которые он предполагает осуществлять после получения лицензии на медицинскую деятельность. При этом изначально как бы закладывается запрет на осуществлении других видов работ (услуг), определённых Перечнем. Законом о лицензировании такие ограничения на соискателя лицензии не установлены.

Постановлением определено, что выданный лицензирующим органом документ, подтверждающий наличие лицензии, должен иметь приложение, содержащее наименования работ (услуг), являющееся неотъемлемой частью указанного документа. Приложение, содержащее наименование работ (услуг), указанных соискателем лицензии при подаче заявления на получение лицензии, ограничивает лицензиата в возможности осуществлять другие виды работ (услуг) в сфере здравоохранения.

Закон о лицензировании и Положение о лицензировании медицинской деятельности не предусматривают порядок, при котором лицензиат мог бы осуществлять другие виды работ (услуг), не указанные в приложении к лицензии. То есть, право лицензиата, имеющего лицензию на медицинскую деятельность, осуществлять в полной мере деятельность в сфере здравоохранения ограничено постановлением правительства в части возможности выполнения всего перечня работ (услуг).

Закон о лицензировании, определяя содержание документа, подтверждающего наличие лицензии, не предусматривает наличие приложения к лицензии, установленного постановлением правительства.
В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, прилагаемого к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 издан приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007 г. N 323 "Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи".

Приказом предписано оформлять приложение к лицензии в соответствии с данным Перечнем Минздравсоцразвития.

Необходимость при лицензировании медицинской деятельности указывать виды работ (услуг) дополнительно по видам медицинской помощи привело к появлению отдельного вида лицензирования – лицензирование работ (услуг) при оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Получив лицензию на медицинскую деятельность в субъекте РФ, лицензиат обязан получить дополнительно лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в Росздравнадзоре. Данный порядок не предусмотрен законодательством.

На самом деле Перечень работ (услуг) необходим лишь для того, чтобы субъект предпринимательства, планирующий осуществление медицинской деятельности, знал, что данный вид деятельности лицензируется, если им будут осуществляться перечисленные в Положении о лицензировании медицинской деятельности виды работ (услуг).

В прочтении же государственных органов лицензирования эта норма означает, что если сегодня предприниматель подал заявку на лицензию, указав одни виды работ (услуг), то он может по медицинской лицензии заниматься только этими работами (услугами). Если круг работ (услуг) увеличивается, нужно подать заявку с приложением очередной кипы документов, заплатить дополнительно средства и получить новую лицензию.

Во всем отраслевом законодательстве даются общие требования по безопасности к определенным видам деятельности. Расширение спектра работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности без получения приложений никак не нарушают прав государства, граждан и самих предпринимателей.

Ведь с позиции безопасности контроль государством ведется не по нормам лицензионного законодательства, а по нормам отраслевых законов в области здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия. А для государственного мониторинга осуществляемых на территории лицензируемых видов деятельности достаточно письменного уведомления субъекта предпринимательства о том, что в соответствии с медицинской лицензией им увеличивается (или уменьшается) количество осуществляемых подвидов деятельности.

Итог: девять лет органы лицензирования лицензируют не медицинскую деятельность, а отдельные наборы работ и услуг. При этом так преуспели, что создали новый вид лицензии – лицензия на высокотехнологичную помощь.

Чтобы не разбираться со всем, что натворили за эти годы, приняли решение – отменить лицензирование, но при этом усилить наказание. Власть сочинит новую сказку про контроль качества медицинских услуг и, учитывая деменцию министерства, мы получим продукт, который будет круче по степени маразма, чем лицензирование.

Так лучше нам бороться за правильное лицензирование в соответствии с Законом, чем начинать новую борьбу с тем, что сочинит министерство.

С.В. Лазарев в Живом Журнале

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий