Вопросы нормативно-правового регулирования постдипломного образования медицинских работников

0

Статья Бойченко Ю.Я., начальника отдела лицензирования медицинской деятельности Росздравнадзора, к.м.н., в журнале Вестник Росздравнадзора №5 за 2008 год. стр.60-65

Краеугольным вопросом в рамках лицензирования медицинской деятельности является подтверждение соискателями лицензии и лицензиатов лицензионных требований и условий о наличии специальной подготовки у врачей.

Росздравнадзором проведен анализ причин отказов в предоставлении лицензии на медицинскую деятельность, который с учетом изменения действующего законодательства и вступления в силу в отчетном году Постановления Правительства РФ от 22.01.07 г. №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» выявил, что первое место (48,3%) в структуре отказов занимает отсутствие или предоставление не в полном объеме документов об образовании, (послевузовском) дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг) (рис. 1). По данным Регистра медицинских и фармацевтических работников Росздравнадзора, 5% врачей первичного звена, участвующих в реализации национального приоритетного проекта «Здоровье», нуждаются в повышении квалификации. При этом в различных субъектах РФ данные о количестве врачей, нуждающихся в повышении квалификации, варьируют в значительных пределах — от 0 до 40%.

Эта тенденция просматривается как в структуре субъектов Российской Федерации,так и структуре федеральных округов.

При проведении Росздравнадзором проверок возможности выполнения лицензионных требований (условий) лицензиатами, осуществляющими медицинскую деятельность, выявляется, что процент врачей, нуждающихся в повышении квалификации, и врачей, у которых нет соответствующей подготовки (специализации, переподготовки), очень большой и в некоторых случаях доходит до 40%.

При анализе данных проверок можно сделать вывод о двух основных причинах данной ситуации. Во-первых, это не представление документов, подтверждающих соответствующую подготовку врачей и среднего медицинского персонала, которые таковую прошли, и, во-вторых, действительное отсутствие специальной подготовки.

При этом в большинстве случаев исполнительные работники отдела кадров учреждений не смогли в процессе проверки предоставить документы, подтверждающие наличие соответствующей подготовки в силу различных обстоятельств:

  • незнание требований нормативных правовых актов по данному вопросу;
  • несвоевременное представление медицинским персоналом в отделы кадров документов, подтверждающих наличие соответствующей подготовки;
  • низкая исполнительная дисциплина сотрудников отдела кадров и т.д.

В то же время учреждения, проходящие процедуру лицензирования, зачастую не представляют сведения о тех специалистах, которые не имеют соответствующую требованиям законодательства подготовку. То есть, для получения лицензии на медицинскую деятельность по конкретной специальности достаточно представить сведения об одном специалисте, имеющем специальную подготовку. Таким образом, учреждения при прохождении процедуры лицензирования по медицинской деятельности не обременяют себя вопросами получения специальной подготовки и своевременного повышения квалификации специалистов, тем самым занижая озабоченность вопросами профессиональной подготовки врачей и среднего медицинского персонала.

Для подтверждения лицензионных требований и условий, определенных пп. г п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства от 22.01.2007 г. №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности»,
необходимо подтверждение наличия в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Данные вопросы требуют разъяснения понятия наличия специальной подготовки у врачей для всех участников отрасли здравоохранения, в т.ч. для органов лицензирования субъектов РФ, которым переданы полномочия по лицензированию медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». В соответствии со ст. 54 «Основ законодательства по охране здоровья граждан» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образова-
ния (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В настоящее время понятие сертификата специалиста, определенное Положением «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.12.1994 г. №286 «Об утверждении положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», утратило силу в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.11.2002 г. №316 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов Минздрава России и Минздрав-медпрома России, утративших силу».

В соответствии с п. 7. ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» для освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

На основании ст. 196 Трудового Кодекса РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В то же время на основании ст. 197 Трудового Кодекса РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. В связи с существующим положением одним из основных нормативных документов в рамках вопросов наличия соответствующей подготовки является Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. №610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».

В соответствии с пп. 7 п. 1 типового Положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. №610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

В соответствии пп. 28. п. III типового Положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, и действительны на всей территории РФ.

Таким образом, вышеобозначенным документом определены виды обучения, количество часов обучения по каждому виду, наименование документов государственного образца, которые предоставляются слушателям, успешно завершившим курс обучения, в зависимости от продолжительности обучения в соответствующем образовательном учреждении.

Данные положения с учетом отраслевых приказов Минздравсоцразвития России формируют четко обозначенные требования, т.е. перечень документов, подтверждающих наличие соответствующей подготовки для всех субъектов отрасли здравоохранения, которые должны применяться на всем экономическом пространстве Российской Федерации при подтверждении наличия соответствующей подготовки врачей.

Резонанс специалистов, так или иначе связанных с отраслью здравоохранения, вызвало Письмо Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 г. №156-ВС.

Приведенный в письме тезис о том, что специалисты, не имеющие документов о необходимой послевузовской подготовке по врачебной и (или) фармацевтической специальности (интернатура, ординатура, аспирантура, специализация), но допущенные к замещению врачебных и фармацевтических должностей в учреждениях здравоохранения в порядке, предусмотренном приказами Минздрава СССР от 21.10.1974 г. №990 «Об утверждении перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью» и от 13.07.1989 г. №418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением №1 к приказу Минздрава СССР от 21.10.1974 г. №990», могут продолжить работать в должностях тех же наименований при наличии стажа работы по специальности не менее 5 лет (по состоянию на 01 января 2000 г.), сертификата специалиста, квалификационной категории и соответствующих документов о повышении квалификации в течение последних 5 лет в объеме не менее 144 часов в образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования», была истолкована многими специалистами исходя из личного профессионального опыта работы и своих познаний в данной области.

Указанный тезис «…могут продолжать работать в должностях тех же наименований при наличии стажа работы по специальности не менее 5 лет (по состоянию на 01 января 2000 г.), сертификата специалиста, квалификационной категории и соответствующих документов о повышении квалификации в течение последних 5 лет в объеме не менее 144 часов в образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования», по мнению многих специалистов, тождественен тому, что сотрудникам, не имеющим специальной подготовки, нет необходимости подтверждать наличие подготовки по основной специальности или специальности, требующей дополнительной подготовки при лицензировании или при проведении проверки соответствия лицензиатов лицензионным требованиям и условиям.

Буквально данная формулировка обозначает, что врачи без специальной подготовки могут продолжать работать, т.е., по мнению другой половины, речь идет об отсутствии необходимости со стороны руководителей учреждений применять административные меры по отношению к ранее указанной категории в части увольнения специалистов или принудительного направления на профессиональную подготовку (переподготовку) не имеющих соответствующей подготовки врачей. Письма Минздравсоцразвития России носят исключительно рекомендательный характер, и как бы его ни трактовали, работники отрасли обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития России от 11.03.2008 г. №112н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» определены обязательные требования к обучению основной специальности и специальности, требующей дополнительной подготовки:

  1. Подготовка специалистов по основным специальностям проводится через обучение в интернатуре и (или) ординатуре, за исключением основной специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», подготовка по которой осуществляется через обучение в ординатуре.
  2. Подготовка специалистов по специальностям, требующим дополнительной подготовки, проводится:
  • через обучение в ординатуре;
  • через профессиональную переподготовку для выполнения нового вида профессиональной деятельности при наличии послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) по соответствующей основной специальности.

Следует обратить внимание на то, что на лиц, окончивших медицинские и фармацевтические вузы до 2000 г., распространяется порядок подготовки специалистов здравоохранения, установленный приказом Минздрава СССР от 11.11.1971 г. №810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения».

В свете вышесказанного для подтверждения наличия специальной подготовки врачей в рамках лицензирования или реализации приоритетных национальных проектов необходимо обязательное исполнение нормативных документов специалистами, то есть предоставление руководителями учреждений или уполномоченными лицами, сотрудниками ОК, которые представляют интересы учреждения, документов (копий документов) государственного образца с учетом существующих требований:

  • диплома о высшем образовании;
  • сведений об интернатуре или ординатуре;
  • диплома о профессиональной переподготовке;
  • диплома об окончании аспирантуры;
  • свидетельства о повышении квалификации.

Для ЛПУ, имеющих в своем штате или принятых на работу по договору специалистов, получивших образование за рубежом, при прохождении процедуры лицензирования медицинской деятельности важным является вопрос о признании документов иностранных государств.

В соответствии с п. 2. ст. 23 Федерального закона от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» под признанием документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях понимается согласие соответствующих органов государственной власти Российской Федерации на наличие законной силы этих документов на территории РФ.

Установление эквивалентности документов иностранных государств в настоящем Федеральном законе означает предоставление соответствующими органами государственной власти Российской Федерации обладателям указанных документов тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в соответствии с Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденном Постановлением Правительства от 07.02.1995 г. №119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Требования к подготовке среднего медицинского персонала определены приказами Министерства здравоохранения РФ от 19.08.1997 г. №249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» и от 5.06.1998 г. №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», которые содержат сведения о перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, о перечне соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям указанных специалистов, о положениях специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, о квалификационных характеристиках специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Отдельным вопросом является подтверждение права на занятие народной медициной (целительством). В соответствии со ст. 57 «Основ законодательства по охране здоровья граждан» народная медицина — это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.

Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения.

Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, выдавшему диплом.

Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения в соответствии со ст. 56 «Основ законодательства по охране здоровья граждан».

Допускается использование методов народной медицины в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по решению руководителей этих учреждений в соответствии со ст. 43 «Основ законодательства по охране здоровья граждан».

Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

Лишение диплома целителя производится по решению органа исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суде.

Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — уголовную ответственность.


Перечень основных нормативных правовых документов, регламентирующих послевузовское дополнительное профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в рамках лицензирования медицинской деятельности:

  1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1.
  2. Федеральный закон от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  3. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. №610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».
  5. Постановление Правительства РФ от 07.02.1995 г. №119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах».
  6. Приказ Министра здравоохранения СССР от 11.11.1971 г. №810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения».
  7. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.01.1997 г. №15 «Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств».
  8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19.08.1997 г. №249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала».
  9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5.06.1998 г. №186 «О повышении квалификации
    специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
  10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1999 г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ».
  11. Приказ Минздравсоцразвития России от 11.03.2008 г. №112н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации».
  12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.07.2000 г. №284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах».
  13. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден Министерством образования РФ 10.03.2000 г.).
  14. Приказ Росздравнадзора от 24.05.2006 г. №1200-ПР/06 «Об организации процедуры допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах».
  15. Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации, Минздравсоцразвития России по организации профильных видов медицинской помощи.

Ю.Я.БОЙЧЕНКО, зам. начальника управления - начальник отдела лицензирования медицинской деятельности Управления лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора, к.м.н.

"Вестник Росздравнадзора" №5 за 2008 год. стр.60-65

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий