Форма акта проверки медицинской деятельности как повод для превышения служебных полномочий

0
Выделить главное вкл выкл

Статья Сергея Мисюлина и Дмитрия Борисова в журнале Вестник Росздравнадзора №5 (2008)

С.С.МИСЮЛИН, президент Некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.м.н.;
Д.А.БОРИСОВ, зам. генерального директора ООО «Медицинский центр «Реднор», к.э.н.

"Вестник Росздравнадзора" №5 (2008)

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 25 апреля 2007 г. №764-Пр/07 «О внесении изменений в приказ Росздравнадзора от 05.03.2007 г. №469-Пр/07 «Об утверждении форм документов, используемых при лицензировании медицинской деятельности» утвержден акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

Название Акта вызывает справедливые вопросы. Вспомним ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности»:

лицензиат— юридическое лицо или индивидуаль­ный предприниматель, имеющие лицензию на осуще­ствление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставле­нии лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Однако как рассматривать лицензиата, подавшего за­явление о дополнении к лицензии новых видов работ (услуг). У него имеется лицензия, но при этом требует­ся внести изменения в дополнение к лицензии. Оста­ется ли он при этом лицензиатом или становится соис­кателем лицензии? Это важно по двум причинам. Во-первых, Постановление Правительства РФ от 22 ян­варя 2007 г. №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» предусма­тривает проведение проверки возможности соблюде­ния лицензионных требований и условий только у со­искателя лицензии (п. 9). Значит, у лицензиата, подав­шего заявление о дополнении к лицензии видов работ (услуг), проверка вообще не должна проводиться. Во-вторых, если данную категорию мы рассматриваем как соискателя лицензии, то проверка проводится только по пунктам «а, б, в, г» и «к» лицензионных тре­бований и условий (именно в этих пунктах написа­но — «соискатель лицензии»). Напрашивается вывод: или название акта неправиль­ное, или состав акта не соответствует требованиям за­конодательства.

Рассмотрим подробнее содержание акта по пунктам.

1. Пункт 1 — необходимо исключить полностью: «На­личие и доступность информации для пациентов (на­личие вывески, оформленной в соответствии с требо­ваниями Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защи­те прав потребителей», наличие стенда с информаци­ей, прейскурантом цен на оказание платных работ и услуг и т.д.)».

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 образована Федеральная служба по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополу­чия человека, которой переданы функции по контро­лю и надзору в сфере защиты прав потребителей. Если, рассматривая данный пункт, брать во внимание п. 10 Постановления Правительства РФ от 13 января 1996 г. №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (медицинские учреждения обеспечить граждан бесплатной, доступной и досто­верной информацией…), то в этом случае следует учесть, что соблюдение правил предоставления плат­ных медицинских услуг относится к лицензиату, а не соискателю лицензии (пп. и п. 5 «Положения о лицен­зировании медицинской деятельности»).

2. Пункт 2 — из данного пункта необходимо исклю­чить фразу «Соблюдение требований противопожар­ной безопасности в структурных подразделениях, пла­на эвакуации сотрудников и пациентов, инструкции по действию дежурного персонала во время пожара». Предоставление документов о соблюдении пожарной безопасности вообще не требуется при лицензирова­нии. Сколько было борьбы, чтобы устранить походы пожарников на фирмы перед лицензированием. Нако­нец заключение пожарников убрали, но видимо оста­лась фантомная боль и ностальгические воспомина­ния, не позволяющие полностью отказаться от этого. Не нужно работать за МЧС — у каждого своя работа. Фраза о требованиях к помещениям — «соответствую­щих установленным к ним требованиям» — логично подразумевает наличие санэпидзаключения, т.к. пре­доставление данного документа предусмотрено при лицензировании (пп. ж п. 7. «Положения о лицензи­ровании медицинской деятельности»).

3. Пункт 5 — необходимо исключить фразу «Соблюде­ние требований эксплуатации медицинской техники и техники безопасности. Выполнение плана проведения комплексного технического обслуживания медицин­ской техники и поверки средств измерения». Соискатель лицензии еще не начал свою деятельность, следовательно, и техника не эксплуатируется.

В будущем следовало бы решить вопрос вообще об ис­ключении из Положения о лицензировании медицин­ской деятельности пп. д пункта 7 «копии регистраци­онных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику». Государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпри­нимателями обязательных требований государствен­ных стандартов к продукции (товарам), работам и ус­лугам, состоянием и применением средств измерения возложен на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Постановление Прави­тельства РФ от 17 июня 2004 г. №294), поэтому не нуж­но делать чужой работы.

4. Пункт 10 — необходимо исключить фразу «соблю­дение санитарных правил для осуществления меди­цинской деятельности, соблюдение соискателем ли­цензии правил профилактики внутрибольничных ин­фекций».

Во-первых, пп. ж пункт 5 «Положения о лицензирова­нии медицинской деятельности» предусматривает со­блюдение санитарных правил при осуществлении медицинской деятельности, а не для осуществления ме­дицинской деятельности. И относится это к лицензиа­ту, а не к соискателю лицензии. Новое лицензионное требование и условие, не указан­ное в «Положении о лицензировании медицинской деятельности», вряд ли вообще подлежит исполне­нию, не говоря уже о законности такой мысли. Во-вторых, как можно соблюдать санитарные правила, проводить профилактику больничных инфекций, если деятельность еще не осуществляется, если еще нет ли­цензии, которая позволила бы начать работу? В-третьих, копия действующего санитарно-эпидемио­логического заключения на объект деятельности соис­кателя лицензии входит в состав пакета документов, подаваемых на лицензирование, что предусмотрено пп. ж пункта 7 «Положения о лицензировании меди­цинской деятельности» и проверяется при проверке представленных документов. Зачем повторно проверять уже проверенное?

5. Пункты 8, 9, 11, 12, 14, 15 необходимо исключить полностью как относящиеся к лицензиату, а не к соис­кателю лицензии. Хотя для интереса прочитать внима­тельно их стоит.

Пункт 8 — «Наличие специалистов, не прошедших по­вышение квалификации».

Можете ли себе представить, что на лицензирование в собранной папке будут подаваться документы специа­листов, не прошедших повышение квалификации? Кто их пропустит?

Пункт 11 — «Проверка возможности обеспечения со­искателем лицензии (лицензиатом) при осуществле­нии медицинской деятельности контроля за соответ­ствием качества выполняемых работ и услуг установ­ленным требованиям и стандартам». На этот пункт стоит объявить конкурс в Интернете на лучший ответ. Чем определяется возможность? Фанта­зия при этом у проверяющих беспредельна. Также следует учесть, что нет ни одного нормативного доку­мента по этому вопросу.

Пункт 12 — «…наличие утвержденного прейскуранта на оказание платных работ и услуг и его соответствие с разрешенными лицензией работами (услугами)». Лицензии пока нет. Мы ее и хотим получить. Какие мо­гут быть при этом вопросы?

Какое может быть соответствие с разрешенными вида­ми?

Пункт 14 — «наличие и ведение соискателем лицен­зии (лицензиатом) при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской доку­ментации».

Если проверяется «возможность выполнения», как следует из названия акта, то какое может быть при этом «осуществление деятельности»? Пункт, относя­щийся целиком и полностью к лицензиату, а не к соискателю лицензии. Опять же, возникает вопрос, откуда взялась фраза «наличие…»? Такой фразы в лицензи­онных требованиях и условиях нет. Пункт 15 — «…наличие аварийных аптечек, посиндромных наборов лекарственных препаратов для ока­зания неотложной помощи и др.». Полет фантазии для проверяющего. И не только от «волшебного» сочетания букв «и др.», но и от возмож­ности широкого трактования состава аптечек и посиндромных наборов.

Состав аптечек и наборов в различных нормативных документах существенно отличается. И угадать соис­кателю лицензии, какой из этих документов читал про­веряющий и что будет требовать, практически невоз­можно.

Если думать, что состав аптечек не проверяется, то представьте, что в ходе проверки представляется ав­томобильная аптечка. Будет ли этого достаточно, что­бы закрыть вопрос?

Не вызывают вопросов только те пункты, которые в соответствии с «Положением о лицензировании меди­цинской деятельности» относятся к соискателю ли­цензии.

Мы понимаем, что изменение формы акта потребует утверждения в Минюсте Российской Федерации соот­ветствующего приказа Федеаральной службы по над­зору в сфере здравоохранения и социального разви­тия, что займет определенное время. Однако если в повседневной деятельности с соискателей лицензии требуют больше, чем необходимо, то уже сейчас нуж­ны четкие разъяснения к требованиям, соответствую­щим законодательству.

Такого рода разъяснения необходимы как надзорным органам, так и участникам рынка. Кроме того, сотруд­ники Роспотребнадзора и МЧС считают, что их функ­ции не может подменять никто другой. С нашей точки зрения, до утверждения новой формы акта представителям лицензирующих органов при проверке соискателей лицензии целесообразно отра­жать в акте только те вопросы, которые в соответствии с «Положением о лицензировании медицинской дея­тельности» относятся к соискателю лицензии, а не к лицензиату. Это позволит оставаться в правовом поле и исключит конфликтные ситуации в работе. Если все-таки лицензиата считать соискателем лицен­зии в случае дополнения новых видов работ (услуг) к действующей лицензии, то проверку возможности со­блюдения лицензионных требований и условий следо­вало бы проводить как соискателя лицензии только в части, касающейся заявленных дополнительно видов работ (услуг).

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем новую форму акта .

 

АКТПРОВЕРКИ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СОИСКАТЕЛЕМ ЛИЦЕНЗИИ
ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

с «_____»_______________200_ г.

по «_____»______________200_ г.

Комиссией федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в составе:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

действующей на основании приказа Росздравнадзора от «_____» ______________200_ г.
проведена проверка возможности выполнения лицензионных требованийи и условий для осуществления медицинской деятельности:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(полное название соискателя лицензии)

юридический адрес:
контактный телефон:
по адресам мест осуществления деятельности:

При проверке стороны ______________________________________________________________
(полное название соискателя лицензии)

присутствовали ____________________________________________________________________

Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в документах, представленных для получения лицензии, проведе­на путем сопоставления с соответствующими сведениями из единого государственного реестра юридических лиц/единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также из единого реестра сертификатов соответствия, вы­данных Федеральной налоговой службой и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. В результате проверки выявлено соответствие/несоответствие сведениям из единого государственного реестра юридиче­ских лиц/единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в части: ____________________________________
__________________________________________________________________________________

Заявляемый перечень работ и услуг по адресу осуществления медицинской деятельности:
__________________________________________________________________________________

1. Наличие учредительных и регистрационных документов (проверка соответствия сведений из единого государственного реестра юридических лиц/единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, постановке на учет в на­логовом органе, постановке на учет в государственном органе статистики)

ОГРН (ГРН):
ИНН:
ОКПО:
Учредительные документы

2. Наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании соответст­вующих помещений, зданий, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требова­ниям (проверка пп. а п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30): ______________________________________
__________________________________________________________________________________

3. Наличие у соискателя лицензии соответствующего материально-технического оснащения, принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, включая оборудование, медицинскую технику, транспорт, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям и обеспечивающих ис­пользование медицинских технологий, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации, (проверка пп. а п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постанов­лением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. №30): _________________________________________________
__________________________________________________________________________________

4. Наличие у соискателя лицензии — руководителя или заместителя руководителя юридического лица, либо у руководите­ля структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, а также индивидуального предпринимателя, — высшего (среднего в случае выполнения работ и услуг по доврачебной помощи) профессионального медицинского образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет (проверка пп. б, в п. 5 Положения о лицензировании медицинской дея­тельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30): ______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

5. Наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и услуг (проверка пп. г п. 5 Положения о ли­цензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ян­варя 2007 г. №30): ______________________________________
__________________________________________________________________________________

6. Наличие в штате соискателя лицензии специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у лицензиата договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление данных работ (услуг) (провер­ка пп. к п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. №30): ______________________________________
__________________________________________________________________________________

В результате проведенной проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и возможности выполне­ния им лицензионных требований и условий с выездом на место установлено:

соискателем лицензии представлены полные и достоверные сведения/
представлены неполные и недостоверные сведения

Выводы: установлено соответствие/несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в части (с указанием пунктов настоящего акта и конкретных видов работ и услуг): _____________________________________________________________________
Проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности осуществлена: _____________________________________________

(Должность, ФИО) (подпись)

(Должность, ФИО) (подпись)

(Должность, ФИО) (подпись)

В журнале учета мероприятий по контролю о проверке сделана запись №______ от ________ /журнал учета меро­приятий по контролю отсутствует/журнал учета мероприятий по контролю оформлен с нарушениями требований, предус­мотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

С актом ознакомлены/отказались от ознакомления с актом проверки:

со стороны:________________________________________________________
(название соискателя лицензии (лицензиата)

(Должность, ФИО) (подпись)

(Должность, ФИО) (подпись)

Приложение:
1. ________________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________________________

Мнение читателей по представленной в статье проблеме высылать по адресу:privatmed@mail.ru

 

Мисюлин Сергей Сергеевич - кандидат медицинских наук, Исполнительный директор СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций

Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии "Реднор" (г.Москва)

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа