Принудительное лицензирование некоторых работ (услуг) в составе медицинской деятельности — как не попасть в расставленные капканы

0

ФАС возбудила дело против Минздрава в отношении приказа №121н и привлекла к участию в деле Национальную Ассоциацию медицинских организаций

Автор: Борисов Дмитрий Александрович, к.э.н., Председатель Правления СРО Национальной Ассоциации медицинских организаций, управляющий центров косметологии Реднор, г. Москва

ФАС возбудила дело против Минздрава, полагая, что в нарушение пункта 3 Положения о лицензировании приказ №121н, не содержит детализацию требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 Положения, применительно к организации и выполнению конкретных работ (услуг).

ФАС привлекла к участию в деле Национальную Ассоциацию медицинских организаций

Минздрав не согласился с позицией ФАС, проигнорировал предписание, указывая на то, что такие требования приказом №121н установлены. При этом под требованиями Минздрав, судя по официальным письмам, понимает включение в лицензию кроме работ (услуг) видов помощи, называя эти виды одновременно условиями выполнения работ (услуг), а также обязательное лицензирование дополнительных работ (услуг) в зависимости от условий оказания медицинской помощи.

Так при ответе на вопрос о необходимости лицензирования работ (услуг) по «дезинфектологии» Минздрав в письме от 14 октября 2014 г. N 24-1/3060814-2592 указал следующее:

«Вместе с тем, Требования к организации и выполнению работ (услуг)…, утвержденные приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования), устанавливаются в зависимости от условий оказания медицинской помощи и применяются в целях лицензирования медицинской деятельности.

Однако, работы (услуги) по дезинфектологии включены не во все виды медицинской помощи, предусмотренные Требованиями, что создает неоднозначно понимаемые ситуации, когда в одной медицинской организации в пределах одного фактического адреса, но в зависимости от вида оказываемой медицинской помощи, работы (услуги) по дезинфектологии либо будут являться лицензируемым видом деятельности, либо нет.

Все вышеизложенное определяет необходимость внесения изменений и дополнений в Требования, с целью устранения противоречий при установлении необходимости лицензирования работ (услуг) по дезинфектологии.»

Так подразделом 1 раздела 3 приказа №121н - при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара предусмотрено выполнение работ (услуг) по «дезинфектологии». Таким образом, исходя из позиции Минздрава, если организация выполняет работы (услуги), например, по «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», предусмотренной тем же разделом 3.1 и в процессе оказания данного вида медицинской помощи осуществляет стерилизацию медицинских изделий, что составляет работы (услуги) по «дезинфектологии», то необходимо переоформить лицензию, включив туда работы (услуги) по «дезинфектологии».

Если же стерилизация осуществляется, но данным видом помощи, согласно приказа №121н лицензирование «дезинфектологии» не предусмотрено, то переоформлять лицензию не следует. Например, в разделе 3.3 - при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара выполнение работ (услуг) по «дезинфектологии» не предусмотрено, следовательно, при оказании работ (услуг) по «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», предусмотренных тем же разделом 3.3, переоформлять лицензию не следует, несмотря на осуществление стерилизации.

Вместе с тем, Верховный суд Российской Федерации в постановлении от 12 февраля 2016 г. N 303-АД15-15624, рассматривая дело о лицензировании работ (услуг) по «дезинфектологии» не согласился с позицией о необходимости лицензирования данных работ во всех случаях, указав, что «работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках медицинской помощи.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, осуществляя на основании лицензии от 17.11.2014 N 79-01-000305 медицинскую деятельность, в частности по оказанию услуг по стоматологии, стоматологии общей практики, общество проводит дезинфекционные стерилизационные мероприятия, включающие дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения, которые принадлежат обществу на законном основании.

При этом общество не оказывает медицинских услуг по дезинфектологии, выраженных в медицинском вмешательстве и имеющих самостоятельное законченное значение, не предоставляет услуг по медицинской помощи в области дезинфектологии для третьих лиц.

Проведение обществом дезинфекционных мероприятий по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации принадлежащих ему изделий медицинского назначения, используемых в работе общества, является необходимым условием осуществления медицинской деятельности - обязанностью общества, установленной требованиями СанПин 2.1.3.2630-10.»

Анализ отдельных работ (услуг) и связанных с ними видов медицинской помощи, указанных в приказе №121н, позволяет сделать вывод о том, что приказом №121н вообще не предусмотрены требования при оказании медицинской помощи третьим лицам, то есть вне медицинской организации по:

- дезинфектологии;

- медицинской статистике;

- организации здравоохранения и общественному здоровью;

- организации сестринского дела;

- управлению сестринской деятельностью.

Как следствие позиции Минздрава, органы лицензирования на основании приказа №121н кроме работ (услуг) дополнительно указывают в приложении к лицензии виды медицинской помощи, подразумевая при этом условия оказания работ (услуг).

Таким образом, Минздрав России приказом № 121н возлагает на медицинские организации требования, не предусмотренные законом:

1. Приказ № 121н обязывает соискателей и лицензиатов заявлять при лицензировании кроме работ (услуг), которые лицензиат намерен осуществлять (например, по акушерству и гинекологии (с использованием вспомогательных репродуктивных технологий)), виды помощи (например, специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях), а также дополнительные работы (услуги), предусмотренные данными видами помощи и не являющиеся медицинским вмешательством (например, по дезинфектологии, организации здравоохранения и общественному здоровью) и которые лицензиат фактически будет осуществлять при оказании данных видов медицинской помощи в силу закона.

2. Данный приказ предъявляет к организациям различные требования в зависимости от видов помощи, несмотря на осуществление одинаковых работ (услуг). Так в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 работы (услуги) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по «дезинфектологии» подлежат лицензированию, а при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара (подпункт 3 пункта 3) — нет.

3. Несоответствие в лицензии видов помощи приказу №121н также трактуется как нарушение, несмотря на фактическое соответствие лицензиата требованиям. Например, указание в лицензии специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (с использованием вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях, не позволяет оказывать специализированную медико-санитарную помощь по акушерству и гинекологии (с использованием вспомогательных репродуктивных технологий) в условиях дневного стационара, несмотря на наличие самого дневного стационара, пока такая запись не будет внесена в лицензию. И это при том, что постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии», не предусмотрено указание в лицензии видов помощи, виды работ (услуг) должны указываться в соответствии с перечнем работ (услуг), установленным положением о лицензировании соответствующего вида деятельности. В приведенном ранее примере — это работы (услуги) по акушерству и гинекологии (с использованием вспомогательных репродуктивных технологий).

 

Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии "Реднор" (г.Москва)

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий