Защита прав пациентов и интересов частных медицинских организаций: результаты инициативы по изменению регионального законодательства

3

Выступление к.м.н., председателя комитета по здравоохранению Союза "Тульской торгово-промышленной палаты", главного врача многопрофильного медицинского центра «Консультант» Кузько Юрия Николаевича на III-ем Форуме частных медицинских организаций ЦФО

В Российской Федерации единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, гарантирована Конституцией РФ и установлена Федеральным законом РФ от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в статье 9 которого указывается, что право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Пунктом 22 приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что для назначения и выплаты единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, представляется справка из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности.

Таким образом, федеральным законодательством право на получение единовременного пособия поставлено в зависимость от времени постановки беременной женщины на учет в медицинских организациях и не зависит от того, в медицинской организации какой формы собственности (частной, государственной, муниципальной или иной) женщина встала на учет и прошла пренатальную диагностику. Основанием для получения пособия является справка из медицинской организации.

В Тульской области в 2013 году сложилась ситуация, когда нормы регионального законодательства стали противоречить федеральным, тем самым нарушая права пациентов и затрагивая интересы ряда медицинских организаций. И потребовалось несколько лет, чтобы эту ситуацию разрешить.

Так, п. 9.2 Закона Тульской области от 07.03.2002 № 285-ЗТО «О реализации государственной семейной и демографической политики в Тульской области» (далее – Закон № 285-ЗТО), устанавливал, что «беременным женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях области в ранние сроки беременности (до 12 недель), прошедшим пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка в первом и втором триместрах беременности в государственных учреждениях здравоохранения области после 1 января 2013 года, назначается и выплачивается областное единовременное пособие беременным женщинам».

Как видно, указанная формулировка статьи 9.2 Закона № 285-ЗТО связала право на получение беременной женщиной единовременного областного пособия с местом прохождения ею пренатальной диагностики нарушений развития ребенка – именно в государственных учреждениях здравоохранения.

К концу 2013 года в области начались массовые отказы в выплате областного единовременного пособия женщинам, представившим справки о прохождении пренатальной диагностики в медицинских организациях частной системы здравоохранения. Поскольку речь шла о довольно значительной сумме пособия по меркам Тульской области, беременные женщины были искусственно поставлены в ситуацию, при которой они должны были сделать выбор между медицинской организацией, в которой они хотят вести беременность и получать медицинские услуги, включая пренатальную диагностику, и получением единовременного пособия.

Тем самым региональный законодатель не только не достиг цели введения указанной нормы - стимулирование женщин на постановку на учет в ранние сроки беременности и прохождение ими пренатальной диагностики с целью минимизации возможных рисков, - но и ограничил право женщин на выбор медицинской организации и врача, а также фактически создал условия для нарушения прав частных медицинских организаций, имевших необходимую техническую базу, кадровые ресурсы, то есть имевших все возможности для ведения беременностей и проведения пренатальной диагностики, но столкнувшихся с оттоком пациенток, поставленных перед указанным выше выбором.

В деятельности ММЦ «Консультант» появились случаи, когда женщины, пришедшие на прием к врачам нашего центра и изначально желающие встать на учет по беременности и проходить пренатальную диагностику в ММЦ «Консультант», отказывались от заключения договора на ведение беременности в нашей организации и предпочитали государственные организации здравоохранения именно в связи с необходимостью соблюдения условий, при которых возможно получение областного единовременного пособия.

В связи со сложившейся ситуацией, недовольством пациенток, в марте 2014 года через Тульскую торгово-промышленную палату (далее - ТТПП) мы вынуждены были обратиться с письмами о нарушениях прав пациентов  и частных учреждений здравоохранения Тульской области, в том числе антимонопольного законодательства, в адрес Министерства здравоохранения Тульской области, Министерства труда и социальной защиты Тульской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, поскольку полагали, что принятие спорной нормы регионального законодательства:

- способствовало установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые представляют такие товары (для беременных – в части выбора медицинской организации);

- необоснованно препятствовало осуществлению медицинской деятельности в части оказания услуг по осуществлению пренатальной диагностики медицинскими организациями области, не являющимися государственными.

В связи с тем, что полученные из органов исполнительной власти Тульской области ответы нас не удовлетворили, в августе 2014 года ТТПП было направлено письмо аналогичного содержания в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Приказом ФАС от 15.12.2014 было возбуждено дело по признакам нарушения Тульской областной Думой положений Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

19.12.2014 ТТПП получено письмо от Тульской областной Думы с предложением рассмотреть вопрос об отзыве ТТПП своего обращения из ФАС, поскольку «…органы государственной власти Тульской области считают, что Закон Тульской области № 285-ЗТО полностью соответствует действующему законодательству и направлен на социальную поддержку населения Тульской области…». ТТПП ответила отказом на данное предложение, поскольку целью обращения в ФАС являлось решение социально важного вопроса и содействие приведению регионального законодательства в соответствие с законодательством РФ.

Решением ФАС России от 28.04.2015 Тульская областная Дума признана нарушившей п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем принятия статьи 9.2 Закона № 285-ЗТО, содержащей положения, устанавливающие для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Тульской областной Думе была предоставлена возможность добровольно устранить противоречие между региональным и федеральным законодательством, однако Тульская областная Дума этим правом не воспользовалась и в декабре 2015 года ФАС России обратилась в Тульский областной суд с заявлением о признании недействующей статьи 9.2 Закона № 285-ЗТО.

До вынесения решения Тульским областным судом Тульской областной Думой принят Закон Тульской области от 31.03.2016 № 19-ЗТО о внесении изменений в статью 9.2 Закона № 285-ЗТО, согласно которым «беременным женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях, находящихся на территории области, в ранние сроки беременности (до 12 недель), прошедшим пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка в первом и втором триместрах беременности в медицинских организациях, находящихся на территории области, назначается и выплачивается областное единовременное пособие беременным женщинам».

Определением Тульского областного суда от 22.04.2016 производство по делу прекращено.

По данным, опубликованным на сайте Тульских новостей, прогнозируемое количество получателей выплаты в связи с изменением законодательной нормы – 13 313 женщин.

Обсуждение

  1. Shawnexoto

    Комментарий будет доступен после проверки

  2. WilliamTob

    Комментарий будет доступен после проверки

  3. WilliamTob

    Комментарий будет доступен после проверки

Оставьте комментарий