Расширение полномочий Росздравнадзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях

0

Статья Сергея Лазарева, исполнительного директора СРО НП Объединение частных медицинских клиник и центров, ЦФО

Расширение полномочий Росздравнадзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях

С.В. Лазарев, исполнительный директор саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Объединение частных медицинских клиник и центров», к.м.н., selasik@mail.ru

Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внес изменения в законодательство, регламентирующее медицинскую деятельность. Одновременно внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, установившие новые виды административного наказания.
При этом значительно расширены полномочия Росздравнадзора в части рассмотрения дел об административных правонарушениях и применения штрафов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 6.28. - Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий. Согласно этой статье нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
- на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Проведение проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями правил в сфере обращения медицинских изделий предусмотрено постановлением Правительства РФ от 25.09.2012 N 970 «Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий».
Этим документом предусмотрено также:
- проверка соблюдения требований нормативной, технической и эксплуатационной документации юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности в сфере обращения медицинских изделий;
- проведение мониторинга безопасности медицинских изделий;
Правила в сфере обращения медицинских изделий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» разрабатывает и утверждает Минздрав РФ.
Однако до настоящего времени таких правил нет. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1351н «Об утверждении Правил в сфере обращения медицинских изделий» просуществовал всего полгода, нигде не был опубликован и был отменен приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 г. N 391.
В то же время Росдравнадзор опубликовал письмо от 26.08.2013 N 16И-993/13 О направлении практических рекомендаций о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными служащими Росздравнадзора (вместе с "Практическими рекомендациями о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными гражданскими служащими Росздравнадзора", утвержденные 22.08.2013 Врио руководителем Росздравнадзора, для использования в работе при проведении контрольно-надзорных мероприятий).
Данным письмом предписан порядок проведения контроля за обращением медицинских изделий в рамках проведения мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи. И на основании этого порядка и будут применяться санкции по статье 6.28 КоАП.
Следующая новая статья КоАП 19.7.8. предусматривает наказание за непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориальный орган, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.29 настоящего Кодекса, либо представление заведомо недостоверных сведений. Штраф, предусмотренный этой статьей, составляет
на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В данном случае необходимо знать, что приказом Минздрава России от 20.06.2012 N 12н установлен Порядок сообщения субъектами обращения медицинских изделий обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.
В развитие этого приказа Росздравнадзор письмом от 28.12.2012 N 04И-1308/12 «О порядке проведения мониторинга безопасности медицинских изделий для организаций здравоохранения» установил сроки предоставления сведений о неблагоприятном событии и порядок предоставления этих сведений в Росздравнадзор.
Следующая новая статья КоАП - 6.29. Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.
Согласно этой статье непредставление медицинским работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской организации, в которой он работает, либо фармацевтическим работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю аптечной организации, в которой он работает, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Пункт 2 этой статьи установил ответственность руководителя медицинской организации или аптечной организации за непредставление или несвоевременное представление уведомления о возникновении конфликта интересов медицинского работника или фармацевтического работника в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Административный штраф при этом установлен в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Повторное совершение такого административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до шести месяцев.
Статья 75 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает понятие конфликта интересов и порядок его урегулирования.
1. Конфликт интересов - ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента.
2. В случае возникновения конфликта интересов медицинский работник или фармацевтический работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации или руководителя аптечной организации, в которой он работает, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
3. Руководитель медицинской организации или руководитель аптечной организации в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Новая статья в КоАП - 6.30. Пункт 1 предусматривает наложение административного штрафа за невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При этом штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Этот пункт КоАП касается всех медицинских организация, оказывающих медицинские услуги.
Согласно пункту 2 данной статьи невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статья 19.4 дополнена частью 5 следующего содержания:
5. Невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статья 19.5 дополнена частью 21 следующего содержания:
21. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
И, наконец, главу 23 дополнили статьей 23.81, установившей орган, рассматривающий дела об административных правонарушениях, предусмотренных новыми статьями КоАП – это Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а именно Росздравнадзор.
В очередной раз государство, не сумев грамотно организовать государственное регулирование медицинской деятельности в условиях рыночной экономики, вместо создания адекватной рынку законодательной и нормативно-правовой базы, просто внесло изменения в Кодекс об административных правонарушениях, закручивая гайки добросовестным участникам рынка и давая недобросовестным чиновникам новый толчок к коррупции.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий