Саморегулирование в здравоохранении - современная платформа консолидации эффективных медицинских организаций

0

Выступление генерального директора СРО "Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга" Солонина Александра Владиславовича на II-м Форуме частных медицинских организаций ЦФО

 

Солонин Александр Владиславович, к.э.н., генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга»

Предпринимательское сообщество отрасли здравоохранения должно показывать преимущества инструмента саморегулирования. А органы государственной власти, и особенно Министерство здравоохранения РФ, после принятия «Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 N 2776-р) получили ответ на вопрос: для чего внедрять саморегулирование в здравоохранении?

- снижение объема государственного регулирования;

- усиление ответственности медицинских организаций перед пациентами;

- поддержание высоких стандартов деятельности и деловой этики в отрасли;

- защита интересов медицинских организаций;

- снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем за деятельностью медицинских организаций.  

В настоящее время отсутствует достаточное количество эффективных  инструментов регулирования  в отрасли здравоохранения, где слабо развиты репутационные механизмы, присутствует высокая инерционность общественного сознания и отсутствует необходимый уровень доверия пациентов к медицинским организациям и врачам.

Также, недостатком является неэффективное выполнение функции по разработке и внедрению  современных (не для штрафных санкций) стандартов деятельности медицинской организации.

Саморегулирование в здравоохранении, на мой взгляд, должно эффективно участвовать  в  решении накопившихся проблем на уровне объединений хозяйствующих субъектов (медицинских организаций) и профессиональных объединений (медицинских работников).

Как показывает зарубежный опыт, с точки зрения интересов участников отрасли здравоохранения, мотивом к саморегулированию также является возможность получения дополнительного дохода, как ни странно, за счет ограничения конкуренции. В этом случае положительный поток доходов достигается путем создания барьеров для входа в отрасль или путем горизонтальных ограничений. Здесь как  положительный пример  - деятельность системы нотариальных контор. Количество лицензий, выдаваемых нотариусам - ограничено, работают они по определенному тарифному соглашению, которое исключает убыточный демпинг, а значит ставится эффективный барьер для снижения качества.

Одной из задач института саморегулирования в здравоохранении как объединительного  мотива  может стать задача формирования комплексных объективных оценок деятельности медицинских организаций и последующее рейтингование.

Великобритания в этом вопросе имеет давние традиции и постоянно модернизируется. Целью является обеспечение пациентов, врачей-коллег из других клиник и страховых компаний  информацией о безопасности и качестве лечения в медицинской организации.

И самое главное, что независимый орган (а не Министерство здравоохранения) обеспечивает данный контроль. Таким образом, оценка формируется на основе принципов открытости и достоверности информации.

Комплексная оценка деятельности медицинской организации является результатом анализа 118 индикаторов по шести  областям.

Область «Безопасность» включает в себя 8 индикаторов, среди которых оценка результатов мероприятий по предотвращению инфекций, неожиданных случаев смерти пациента и пр.

Область «Эффективность» состоит из индикаторов клинической деятельности больницы, которые распределены по группам заболеваний.

Область «Уход за пациентом» включает 8 индикаторов и основана на результатах опроса пациентов. В опросную анкету включены, например, такие вопросы, как: «Доверяете ли вы лечащему врачу?», «Нашелся ли кто-то из медицинского персонала, с кем вы могли поговорить о своих проблемах?», «Помогает ли вам принимать пищу кто-то из персонала больницы в случае необходимости?» и пр.

Область «Своевременность» состоит из 10 индикаторов, которые оценивают соблюдение установленных критериев по оказанию медицинской помощи: ожидание приема у врачей-специалистов, проведения диагностических исследований, плановой госпитализации.

Область «Использование ресурсов больницы» - здесь 7 индикаторов, касающихся занятости коек, коэффициента отсутствия персонала по болезни, удовлетворенность врачей-стажеров своей работой и другие.

Область «Качественная оценка» включает 9 индикаторов, которые анализируются на основе контрольных мероприятий и/или мнения пациентов и касаются наличия негативных отзывов о работе больницы, жалоб (обоснованных и необоснованных) на работу больницы и др.

Для предоставления необходимой информации активно используются специализированные сайты, где объясняется, каким образом проводится оценка деятельности медицинских организаций, как можно выразить свое мнение о работе больницы, приводится рейтинг медицинских организаций.

У нас  Приказами Минздрава России определены два основных направления создания инструментов, позволяющих оценивать эффективность деятельности медицинских организаций.

Для первого направления рекомендованы показатели с целью установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников от объема и качества, в рамках перевода работников на эффективный контракт.

Для второго направления рекомендуются показатели, позволяющие формировать независимую систему оценки качества работы.

Однако, анализ наименований показателей и критериев оценки эффективности, применяемых в различных субъектах РФ, показывает, что не существует единого  объективного подхода к оценке работы медицинских организаций, который мог бы претендовать на независимость от корпоративной подчиненности. 

Развитие в России института саморегулирования  в отрасли здравоохранения может стать основой, в том числе и для обеспечения  независимой оценки эффективности деятельности медицинских организаций независимо от их формы собственности.

И в заключении наши  конкретные предложения по тематике конференции.

1. Внести  предложение в Министерство здравоохранения Российской Федерации   в следующей формулировке: «В целях обеспечения качества медицинской помощи, а также эффективности реализации Территориальных программ субъектами Российской Федерации  разработать  алгоритм распределения медицинской помощи между медицинскими организациями, отвечающими единым критериям и требованиям.

2. Планирование и распределение объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, производить  с применением  следующих критериев;

- количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь,

 - качества и доступности медицинской помощи конкретной медицинской организации по направлениям медицинской деятельности и видам медицинских услуг;

- оценки эффективности использования финансовых средств  медицинской организацией, с учетом всех источников (ОМС и бюджет);

- потребности застрахованных лиц в медицинской помощи;

- востребованности (спроса) у пациентов медицинских услуг конкретной медицинской организации по направлениям и видам медицинских услуг.

3. Информация о результатах данной  критериальной оценки, на основе которой были приняты решения о распределении объемов предоставления медицинской помощи комиссией по разработке территориальной программы ОМС между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, должна быть опубликована для ознакомления всеми участниками  реализации программы ОМС.

4. Внести дополнения  в  соответствующие нормативно-правовые акты с целью обязать  органы управления здравоохранением субъектов РФ:

-  каждой медицинской организации, независимо от формы собственности, официально публиковать сведения о количестве прикрепленных пациентов и получивших медицинские услуги в течение года за счет средств обязательного медицинского страхования и соответствующие финансовые затраты медицинской организации по направлениям  и видам медицинских услуг; 

-  включить в ежегодный отчет органа управления здравоохранением субъекта РФ в качестве  обязательных  целевых показателей деятельности:

А) «Доля затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную негосударственными медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальной программы ОМС в процентах за прошедший год»

Б) «Изменение  затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную негосударственными медицинскими организациями (в процентах и рублях) по сравнению с предыдущим годом».

Данная информация должна быть представлена в открытом доступе на официальном сайте органа управления здравоохранением субъекта РФ.

5. В состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС включить представителей медицинских организаций негосударственной формы собственности и представителей  саморегулируемой организации, объединяющей медицинские организации,  в том числе принимающие участие в реализации программы ОМС.

(Дополнить ст.36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

6. Учитывая интересы застрахованных в ОМС в получении качественной, своевременной медицинской помощи, интересы органов управления здравоохранением в повышении доступности качественной медицинской помощи и с целью  устранения  выявленных экономических  противоречий в процессе участия негосударственного сектора в системе ОМС включить в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках программы ОМС приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тысяч рублей, и капитальные затраты. (п.7 ст.35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий