Саморегулирование в здравоохранении - современная платформа консолидации эффективных медицинских организаций
0Выступление генерального директора СРО "Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга" Солонина Александра Владиславовича на II-м Форуме частных медицинских организаций ЦФО
Солонин Александр Владиславович, к.э.н., генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга»
Предпринимательское сообщество отрасли здравоохранения должно показывать преимущества инструмента саморегулирования. А органы государственной власти, и особенно Министерство здравоохранения РФ, после принятия «Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 N 2776-р) получили ответ на вопрос: для чего внедрять саморегулирование в здравоохранении?
- снижение объема государственного регулирования;
- усиление ответственности медицинских организаций перед пациентами;
- поддержание высоких стандартов деятельности и деловой этики в отрасли;
- защита интересов медицинских организаций;
- снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем за деятельностью медицинских организаций.
В настоящее время отсутствует достаточное количество эффективных инструментов регулирования в отрасли здравоохранения, где слабо развиты репутационные механизмы, присутствует высокая инерционность общественного сознания и отсутствует необходимый уровень доверия пациентов к медицинским организациям и врачам.
Также, недостатком является неэффективное выполнение функции по разработке и внедрению современных (не для штрафных санкций) стандартов деятельности медицинской организации.
Саморегулирование в здравоохранении, на мой взгляд, должно эффективно участвовать в решении накопившихся проблем на уровне объединений хозяйствующих субъектов (медицинских организаций) и профессиональных объединений (медицинских работников).
Как показывает зарубежный опыт, с точки зрения интересов участников отрасли здравоохранения, мотивом к саморегулированию также является возможность получения дополнительного дохода, как ни странно, за счет ограничения конкуренции. В этом случае положительный поток доходов достигается путем создания барьеров для входа в отрасль или путем горизонтальных ограничений. Здесь как положительный пример - деятельность системы нотариальных контор. Количество лицензий, выдаваемых нотариусам - ограничено, работают они по определенному тарифному соглашению, которое исключает убыточный демпинг, а значит ставится эффективный барьер для снижения качества.
Одной из задач института саморегулирования в здравоохранении как объединительного мотива может стать задача формирования комплексных объективных оценок деятельности медицинских организаций и последующее рейтингование.
Великобритания в этом вопросе имеет давние традиции и постоянно модернизируется. Целью является обеспечение пациентов, врачей-коллег из других клиник и страховых компаний информацией о безопасности и качестве лечения в медицинской организации.
И самое главное, что независимый орган (а не Министерство здравоохранения) обеспечивает данный контроль. Таким образом, оценка формируется на основе принципов открытости и достоверности информации.
Комплексная оценка деятельности медицинской организации является результатом анализа 118 индикаторов по шести областям.
Область «Безопасность» включает в себя 8 индикаторов, среди которых оценка результатов мероприятий по предотвращению инфекций, неожиданных случаев смерти пациента и пр.
Область «Эффективность» состоит из индикаторов клинической деятельности больницы, которые распределены по группам заболеваний.
Область «Уход за пациентом» включает 8 индикаторов и основана на результатах опроса пациентов. В опросную анкету включены, например, такие вопросы, как: «Доверяете ли вы лечащему врачу?», «Нашелся ли кто-то из медицинского персонала, с кем вы могли поговорить о своих проблемах?», «Помогает ли вам принимать пищу кто-то из персонала больницы в случае необходимости?» и пр.
Область «Своевременность» состоит из 10 индикаторов, которые оценивают соблюдение установленных критериев по оказанию медицинской помощи: ожидание приема у врачей-специалистов, проведения диагностических исследований, плановой госпитализации.
Область «Использование ресурсов больницы» - здесь 7 индикаторов, касающихся занятости коек, коэффициента отсутствия персонала по болезни, удовлетворенность врачей-стажеров своей работой и другие.
Область «Качественная оценка» включает 9 индикаторов, которые анализируются на основе контрольных мероприятий и/или мнения пациентов и касаются наличия негативных отзывов о работе больницы, жалоб (обоснованных и необоснованных) на работу больницы и др.
Для предоставления необходимой информации активно используются специализированные сайты, где объясняется, каким образом проводится оценка деятельности медицинских организаций, как можно выразить свое мнение о работе больницы, приводится рейтинг медицинских организаций.
У нас Приказами Минздрава России определены два основных направления создания инструментов, позволяющих оценивать эффективность деятельности медицинских организаций.
Для первого направления рекомендованы показатели с целью установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников от объема и качества, в рамках перевода работников на эффективный контракт.
Для второго направления рекомендуются показатели, позволяющие формировать независимую систему оценки качества работы.
Однако, анализ наименований показателей и критериев оценки эффективности, применяемых в различных субъектах РФ, показывает, что не существует единого объективного подхода к оценке работы медицинских организаций, который мог бы претендовать на независимость от корпоративной подчиненности.
Развитие в России института саморегулирования в отрасли здравоохранения может стать основой, в том числе и для обеспечения независимой оценки эффективности деятельности медицинских организаций независимо от их формы собственности.
И в заключении наши конкретные предложения по тематике конференции.
1. Внести предложение в Министерство здравоохранения Российской Федерации в следующей формулировке: «В целях обеспечения качества медицинской помощи, а также эффективности реализации Территориальных программ субъектами Российской Федерации разработать алгоритм распределения медицинской помощи между медицинскими организациями, отвечающими единым критериям и требованиям.
2. Планирование и распределение объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, производить с применением следующих критериев;
- количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь,
- качества и доступности медицинской помощи конкретной медицинской организации по направлениям медицинской деятельности и видам медицинских услуг;
- оценки эффективности использования финансовых средств медицинской организацией, с учетом всех источников (ОМС и бюджет);
- потребности застрахованных лиц в медицинской помощи;
- востребованности (спроса) у пациентов медицинских услуг конкретной медицинской организации по направлениям и видам медицинских услуг.
3. Информация о результатах данной критериальной оценки, на основе которой были приняты решения о распределении объемов предоставления медицинской помощи комиссией по разработке территориальной программы ОМС между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, должна быть опубликована для ознакомления всеми участниками реализации программы ОМС.
4. Внести дополнения в соответствующие нормативно-правовые акты с целью обязать органы управления здравоохранением субъектов РФ:
- каждой медицинской организации, независимо от формы собственности, официально публиковать сведения о количестве прикрепленных пациентов и получивших медицинские услуги в течение года за счет средств обязательного медицинского страхования и соответствующие финансовые затраты медицинской организации по направлениям и видам медицинских услуг;
- включить в ежегодный отчет органа управления здравоохранением субъекта РФ в качестве обязательных целевых показателей деятельности:
А) «Доля затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную негосударственными медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальной программы ОМС в процентах за прошедший год»
Б) «Изменение затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную негосударственными медицинскими организациями (в процентах и рублях) по сравнению с предыдущим годом».
Данная информация должна быть представлена в открытом доступе на официальном сайте органа управления здравоохранением субъекта РФ.
5. В состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС включить представителей медицинских организаций негосударственной формы собственности и представителей саморегулируемой организации, объединяющей медицинские организации, в том числе принимающие участие в реализации программы ОМС.
(Дополнить ст.36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
6. Учитывая интересы застрахованных в ОМС в получении качественной, своевременной медицинской помощи, интересы органов управления здравоохранением в повышении доступности качественной медицинской помощи и с целью устранения выявленных экономических противоречий в процессе участия негосударственного сектора в системе ОМС включить в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках программы ОМС приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тысяч рублей, и капитальные затраты. (п.7 ст.35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки