Проблемы рассмотрения споров с пациентами в суде: способы и практический алгоритм разрешения.

0
Выделить главное вкл выкл

Выступление адвоката Адвокатской Палаты Московской области, эксперта СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций и Центра стратегических инициатив "Частное здравоохранение" Клоповой Ирины Александровны на III-ем Форуме частных медицинских организаций ЦФО

Несмотря на то, что разрешение споров с пациентами, в том числе и судебного характера, не входит в прямые обязанности руководителя медицинской организации, в последнее время все чаще и чаще приходится сталкиваться именно с этой нелегкой обязанностью.

И дело даже не в том, что медицинские услуги оказываются некачественно или ненадлежащего уровня, а, скорее, в дотошности пациентов, сформировавшейся из-за доступа к многочисленным Интернет-ресурсам  юридического характера, возможности получения бесплатной (увы, не всегда грамотной и квалифицированной) юридической помощью, а также возросшими аппетитами:  и медицинскую помощь получить, и отдохнуть, желательно, где-нибудь на зарубежном курорте, за счет медицинской организации.

 

При рассмотрении споров с пациентами можно наметить ряд возможных проблем, которые возникнут на любой стадии: и в рамках претензии, и на стадии судебного разбирательства.

Во-первых, к такой проблеме следует отнести распределение бремени доказывания.

В силу Закона о защите прав потребителей, в случае возникновения спора с пациентом, медицинская организация вынуждена самостоятельно доказывать свою невиновность и качество оказания медицинской помощи.

На практике эта проблема усугубляется нежеланием пациента идти на какой-либо контакт, трудностью в получении судебных запросов для истребования доказательств по делу, а также спецификой проведения судебной медицинской экспертизы.

Ко второй проблеме при рассмотрения споров с пациентами следует отнести человеческий фактор. Как бы нам не хотелось, но пациент обязательно будет давить на психику всех присутствующих в судебном заседании лиц, особенно на судью. А если со стороны пациента ставится вопрос о вреде здоровью, да еще, не дай бог, демонстрируются поврежденные, либо неверно залеченные органы, а то и несовершеннолетние дети, то довольно сложно удержать ход процесса именно в правовом русле, не опускаясь на личности.

К третьей проблеме, полагаю, следует отнести командную работу со стороны пациента. Если речь идет о причинении вреда здоровью, то  в судебном процессе обязательно участвует прокурор и, как показывает практика, в большей степени вероятности занимает сторону Истца (ну только если вами не было представлено множество неоспоримых и бесспорных доказательств). Кроме того, пациенту доступна юридическая помощь со стороны многочисленных Обществ по защите прав потребителей, которые имеют довольно узкую специализацию, набитую судебной практикой руку, а также знают ряд тонкостей ведения подобного процесса, о которых даже профессиональный адвокат, не ведущий медицинские иски, может просто не знать, равно как и юрист медицинской организации.

Если к вышеобозначенным проблемам еще добавить общую по стране — судебную волокиту, нарушение сроков рассмотрения судебного дела, некорректность экспертных заключений, пренебрежение на запросы судов в учреждениях и организациях, то картина вырисовывается, прямо скажем, не радужная.

А потому предлагаю обозначить способы разрешения конфликта с пациентами, а также минимальный алгоритм действий в случае поступления искового заявления от недовольного пациента в суд.

Способы разрешения конфликта с пациентами.

1. Исправление ситуации до поступление претензии

Здесь речь идет о том, что вы самостоятельно обнаружили ошибку в лечении, видоизменили план лечения и исправили ситуацию. Весь ход этого процесса советую максимально подробно излагать в медицинской карте

2. Мировое соглашение

Заключение мирового соглашения возможно на любом этапе развития конфликта — от поступления претензии до момента возбуждения исполнительного производства по делу.

В этих случаях я всегда рекомендую  предварительно выяснить намерения пациента, оценить грамотность направленной претензии, адекватно взвесить все возможные «за» и «против» развития конфликта до судебной тяжбы, а также возможные перспективы доказывания как с вашей стороны, так и со стороны пациента.

Предлагая мирное урегулирование спора вы можете не только выплатить пациенту некую компенсацию, но также  предложить оплату санаторно-курортного лечения, дополнительные процедуры и даже курс лечения, совсем не связанный с первоначальным.

Главное, чтобы пациент был согласен пойти на ваши условия.

Думаю, нелишним будет напомнить, что все договорённости по мирному урегулированию конфликта с пациентом мы оформляем в письменном виде, да еще и таким образом, чтобы у пациента не было бы возможности все-таки подать в отношении вашей организации какой-либо дополнительный иск, установив ряд обстоятельств текстом вашего же мирового соглашения.

К примеру, иск о компенсации морального вреда.

Если речь идет о стадии судебного разбирательства, либо даже об исполнительном производстве, то мировое соглашение  утверждается судом. И для вас определение суда об утверждении мирового соглашения будет являться гарантией его надлежащего исполнения.

От вас только будет зависеть текст такого документа, однозначность трактовок его содержимого. А также общая согласованность по мирному урегулированию спора непосредственно с самим пациентом.

3. Судебный акт.

Несмотря на то, что вынесение судебного решения по иску пациента к медицинской организации относится к финальной стадии исчерпания возникшего конфликта, в ряде случаев это является единственным выходом.

Речь прежде всего идет о потребительском экстремизме, нацеленности представителя пациента — Общества по защите прав потребителей - на взыскание крупного штрафа в свою пользу, а также элементарной принципиальности и упертости, причем не только со стороны пациента. Бывают и такие иски, когда принципиальность медицинской организации в споре с минимальной заявленной ко взысканию суммой образовывало позитивный судебных прецедент.

Что касается судебного разрешение спора с пациентом, то для того, чтобы выиграть дело, необходимо, как минимум, разумно и осмотрительно действовать в самом процессе на стадии судебного следствия и грамотно представлять доказательства для осуществления судебной защиты.

Практический алгоритм судебного разрешения спора с пациентами.

1. Ознакомьтесь с текстом искового заявления и приложенными в обоснование иска документами;

2. Оцените временные рамки для реагирования на поданный иск

Если судебное заседание завтра, а то и сегодня, то времени на сбор доказательств, подготовку копий медицинских документов, истребование доказательств у вас не имеется. Ваша задача — выиграть время, отложить дату слушания для ознакомления с материалами, поиска квалифицированного защитника, истребования доказательств в сторонних учреждениях и организациях.

Если времени достаточно, то приступайте к следующему пункту.

3. Поднимите все документы пациента

Если речь идет обо всех документах, то это означает, что вам необходимо поднять медицинскую карту, договор на оказание платной медицинской помощи, информированное согласие, документы, подтверждающие оплату, претензию, ваш ответ на претензию пациента, протокол заседания врачебной комиссии по факту поданной пациентом претензии (если, конечно, она проводилась).

4. Оцените (если сможете это сделать сами) судебные перспективы спора.

Речь идет прежде всего о том, имело ли место нарушение прав пациента, некорректное лечение или нет, а также чем вы это можете доказать документально.

5. Если оценка перспектив судебного спора вызывает у вас затруднения, то обратитесь за квалифицированной юридической помощью.

6. Подумайте, какие доказательства вы сможете истребовать в судебном порядке, что они вам дадут, какие обстоятельства докажут.

Речь идет о том, что вы не сможете добыть самостоятельно. Ст. 57 ГПК РФ предусматривает возможность судебного запроса всех необходимых для разрешения  спора документов. Только вы должны будете пояснить, где такие документы находятся и что доказывают. В спорах с пациентами к таким документам можно отнести копии медицинских карт в сторонник медицинских учреждениях и организациях, результаты лабораторно-диагностических исследований.

7. Подготовьте свою доказательную базу

Кроме уже имеющихся у вас документов, подготовьте дополнительные доказательства по делу: аудио, видеозаписи, копии материалов служебных проверок, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, акты проверок Росздравнадзора и Роспотребнадзора по ситуации.

8. Подготовьте письменные возражения на иск, мотивировав их имеющимися в материалах дела документах, а также документами, имеющимися у вас на руках;

9. Подготовьтесь к проведению судебной медицинской экспертизы.

Составьте вопросы, найдите компетентные экспертные учреждения, получите от них письменное подтверждение о готовности провести экспертизу в вашей области медицины.

 

10. В случае неудачных результатов экспертизы сделайте все возможное для ее дискредитации и назначения повторной (дополнительной) судебной медицинской экспертизы.

11. Обжалуйте не устроившее вас решение.

Лично я полагаю, что если вы уже пережили все перепитеи судебного разбирательства, то вам просто необходимо дойти до конца, все стадии обжалования. Иначе не было бы смысла ввязываться в конфликтную ситуацию. Не поленитесь довести дело до конца, нередко кассационная инстанция решения по таким  делам отменяет. Но сделать это возможно только при правильной подаче доказательств и обоснованности первоначальной позиции.

С учетом использования вышеуказанного алгоритма действий, вы сможете самостоятельно подготовить базу для того, чтобы получить положительное для себя судебное решение.

Даже если в последующем вы планируете обратиться за помощью к квалифицированному юристу или адвокату, вами уже не будет наделано множество ошибок, не придется менять позицию по ходу судебного следствия.

Остается только добавить, что все документы вы подаете в суд в письменном виде, с копиями по числу лиц, участвующих в деле (то есть не одно ходатайство, а три — суду, пациенту и себе, если в деле больше никто не участвует), все копии документов должны быть заверены подписью и печатью руководителем медицинской организации, в идеале прошиты и пронумерованы.

 

Клопова Ирина Александровна, адвокат, член адвокатской палаты Московской области, член правления СРО Национальной Ассоциации медицинских организаций, г.Москва, iaklopova@gmail.com

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа