Как сделать медицинскую ассоциацию эффективной?
0В России существуют тысячи медицинских ассоциации, некоммерческих партнерств, союзов, которые проходят трудный путь организации медицинского сообщества во влиятельную силу
В России существуют тысячи медицинских ассоциации, некоммерческих партнерств, союзов, которые проходят трудный путь организации медицинского сообщества во влиятельную силу. Многие ассоциации так и остались клубом по интересам, где встречаются директора маленьких клиник (врачи, часто вообще игнорируют такого рода объединения), занимаются групповой психотерапией и самолюбованием, демонстрируя свою значимость, а не реальные результаты совместной работы. Но уже сейчас формируется класс новых, эффективных партнерств врачей и клиник. Принятый закон о саморегулируемых организациях (СРО) открывает новые возможности для "реальных" ассоциации стать влиятельной силой. Но этот путь полон как организационных, так и системных трудностей.
Сколько платят финансисты
В отличие от многих стран в России не существует закона о лоббизме. Объем средств, которые компании тратят на продвижение своих интересов во властных структурах и парламенте, — тайна за семью печатями. Более того, существует стойкое убеждение, что в России весь лоббизм сводится к банальным взяткам чиновникам и депутатам. Утверждение это неверно — финансовые ассоциации и союзы неплохо финансируются совершенно официально и, что важно, реально взаимодействуют с властью. Помогают чиновникам писать законы и инструкции и регулярно организуют встречи своих членов с надзорными органами. Мы решили подсчитать, сколько стоит такой лоббизм.
До $15 млн
Самая богатая организация — Российский союз автостраховщиков (РСА), объединяющий компании, которые занимаются ОСАГО. Взносы примерно 150 членов в 2007 г. составили около 362 млн руб., это 1/200 часть всей собранной в прошлом году премии по автогражданке, рассказывает вице-президент РСА Андрей Батуркин. По его словам, отчисления членов союза — единственный источник финансирования РСА, в котором работает около сотни сотрудников.
Доходы Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) в 2007 г. составили 88,5 млн руб., в том числе от поступления членских взносов — 53,4 млн руб., а расходы — 85 млн руб., рассказывает предправления ассоциации Алексей Тимофеев. В НАУФОР порядка 400 членов и 70 сотрудников, годовой взнос — 110 000-220 000 руб.
Члены Всероссийского союза страховщиков (ВСС, объединяет более 220 членов) в 2007 г. внесли 31 млн руб. взносов. Однако, по словам одного из членов президиума, недавно союз принял решение о резком увеличении размеров платежей участников. Только за членство в президиуме, посты в комитетах и вице-президентство ВСС соберет около 30 млн руб.
В Национальной лиге управляющих (НЛУ), которая объединяет 80 УК и в которой трудится 11 сотрудников, членский взнос составляет 17 000 руб. в месяц, рассказывает представитель НЛУ, в год набегает 16,3 млн руб.
Самыми скрытными оказались банковские ассоциации. Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян и председатель ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков заявили, что не станут раскрывать финансовую информацию. Подробностями поделились сами банкиры. Размер членских взносов в обеих ассоциациях увязан с величиной капитала. Для банков с капиталом до 1 млрд руб. он практически совпадает (до 150 000 руб. в год), а затем членство в АРБ становится в 1,5-2 раза накладнее. А Сбербанк и ВТБ (их капитал — более 100 млрд руб.) должны платить по 1 млн руб. АРБ и по 360 000 руб. ассоциации «Россия».
Но этим поступления в кассу ассоциаций и работающих под их эгидой организаций не исчерпываются. Банки, представители которых входят в президиум АРБ, в год еще платят около $50 000 в виде спонсорства мероприятий и прочих целевых взносов, рассказывают банкиры. По подсчетам одного из них, АРБ за год собирает до $10 млн, «Россия» — значительно меньше.
Для некоторых профобъединений членские взносы не единственный способ существования. НЛУ, например, зарабатывает размещением рекламы на сайте, рассказывает представитель лиги. Доходы НАУФОР, по словам Тимофеева, включают в себя также заработки консалтингового центра НАУФОР и целевое финансирование мероприятий и проектов.
Не все довольны
За свои деньги компании получают преференции. Например, у членов НАУФОР есть возможность принимать участие в обсуждении проектов нормативных актов ФСФР в рамках комитетов и влиять таким образом на их содержание, рассказывает Тимофеев.
Одна из основных задач ВСС — законотворчество, ведь союз давно возглавляет член комитета Думы по финансовому рынку Александр Коваль. На базе ВСС лидеры отраслевого бизнес-сообщества могут обмениваться мнениями, опытом и высказать консолидированную позицию по развитию отрасли, добавляет председатель совета директоров Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк.
РСА и ВСС активно и успешно лоббировали появление в России закона об автогражданке. Сейчас РСА участвует в подготовке поправок к закону об ОСАГО, помогает рассчитывать тарифы по автогражданке, участвует в программах повышения безопасности дорожного движения и др. Кроме лоббистских функций важная задача союза — выплаты пострадавшим от компаний-банкротов клиентам, напоминает Батуркин.
Эффективность работы своих ассоциаций финансисты оценивают по-разному. Плюс существования РСА и ВСС в том, что у профсообщества есть возможность с их помощью донести свое мнение до власти, говорит совладелец «РЕСО-гарантии» Сергей Саркисов. Но, к сожалению, лоббистские возможности этих организаций ограниченны, оговаривается Саркисов: «У нас в России к таким структурам относятся негативно, ошибочно полагая, что они отстаивают интересы отдельных участников рынка».
«Пока влияние НАУФОР, которая обеспечивает связь профучастников с регулятором, на нормотворческий процесс и регулирование отрасли не столь велико, — полагает первый заместитель гендиректора “Финама” Игорь Степанян. — По сути, это проблема всех саморегулируемых организаций — они не смогли стать полноценными лоббистами».
Работа в ассоциации помогает формировать и доносить до законодателей позицию банков, говорит заместитель гендиректора «Урса банка» Владимир Мехряков. Например, сейчас совместно с АРБ банки готовят предложения по проекту закона «О залоге»: есть предложение прописать возможность регистрации движимого имущества (как залога при автокредитовании), приводит пример член правления Банка Москвы Андрей Лапко. Однако ассоциации больше ориентированы на работу с крупными и средними банками, небольшим игрокам все равно тяжело быть услышанными, сетует Мехряков.
О похожей проблеме говорит и гендиректор УК «Интерфин капитал» Олег Серегин: «Основные участники НЛУ — крупные компании. Хотелось бы, чтобы НЛУ больше уделяла внимание небольшим независимым компаниям».
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки