Аккредитация медицинских работников окончательно превратилась в "пшик"

0
Выделить главное вкл выкл

Периодическая аккредитация включает в себя один этап - оценку портфолио. Приказ Минздрава России от 20.01.2020 N 34н

Переход от сертификации к аккредитации медицинских работников долгое время (с момента принятия в 2011 году закона N 323-ФЗ) позиционировался Минздравом как средство повышения качества медицинской помощи, внедрение новой системы допуска к деятельности.

Однако уже тогда было понятно, что в условиях дефицита кадров любое ограничение допуска специалистов к деятельности лишь ухудшит доступность медицинской помощи. Напомню, что "доступность медицинской помощи" согласно законов N 323-ФЗ Об основах и N 326-ФЗ Об ОМС является одним из критериев качества медицинской помощи. Таким образом, в 2011 году в законе N 323-ФЗ была заложена норма, способная нанести вред качеству медицинской помощи, снизив ее доступность.

Аналогичная ситуация сложилась с отменой интернатуры в 2017 году благодаря все тому же закону N 323-ФЗ. Намерения, как обычно, были благими: мол необходимо перейти на новый уровень подготовки врачей, обучая всех врачей в ординатуре в течение более длительного периода от 2 до 5 лет (как в Америке или на худой конец в Европе — железобетонный аргумент, только денег у нас поменьше, да воруют у нас побольше). Однако забыли про «овраги» в виде отсутствия бюджетных средств. В результате до 50% ординаторов учатся за «свой» счет, оплачивая по 200 — 300 и более тысяч рублей в год, и не спешат в первичное звено здравоохранения.

Легким движением руки (в нашем случае «пера») для затыкания бреши в первичном звене были созданы две «новые» специальности «врач общей практики» и «стоматолог общей практики», получившие допуск к деятельности на основе прохождения первичной аккредитации (надо полагать «на отлично»), но без обучения в ординатуре и прохождения подготовки в интернатуре, то есть не имея за душой ничего в виде практического опыта, кроме прохождения аккредитации в симулированных условиях.

Как сейчас помню слова министра: студенты проходят практику на 6-ом курсе, этого достаточно, интернатура устарела и не нужна (правда «вдруг» заговорили о новой форме - «наставничество» - наш новый фетиш в подготовке кадров). Гримасы судьбы: новоиспеченные врачи практикуются на пациентах в течение 3-х лет в глубинке, чтобы попасть в целевую ординатуру — вот это концепция, это по-государственному, по-хозяйски, интеллектуальной мощью так и веет? Ведь в силу того, что одну «специальность» они уже получили — вторая за счет государства им не положена, а без ординатуры они не могут освоить смежные специальности, пройдя переподготовку. Смежных специальностей у нас ой как много и по каждой надо иметь сертификат или свидетельство об аккредитации. Таким образом, Минздрав создает искусственные барьеры и по сути «раздувает» дефицит кадров, означающий зачастую не отсутствие врача физически, а отсутствие узкого специалиста — читай сертификата (ничего не значащей «бумажки») по узкой специальности.

Устройство в нашей стране целевого обучения (речь идет не только о здравоохранении) является не «панацеей», а прямо ведет к деградации системы образования. Почему-то целевое обучение приравняли к бюджетному (наверное по тому, что деньги платят госкомпании). Целевое обучение автоматом уменьшает количество бюджетных мест. Формула простая, например, есть 100 бюджетных мест. Целевые места вычитаются из этого числа. В зависимости от количества целевиков в конкретном году бюджетные места могут быть сокращены до минимума, например, до 10 в данном случае. При этом конкурс на бюджетные места и целевые проводится отдельный (в случае с целевыми местами он по факту отсутствует).

Приведу пример. Кузница кадров для нашей оборонки — МВТУ им. Баумана, 2019 год, специальность информатика, сумма баллов по ЕГЭ по трем дисциплинам для зачисления на бюджет — 280, по целевым договорам — 180 (по профильной математике 60 из 100, куда эти горе специалисты направят наши «космические корабли» вопрос риторический). Логичнее было бы сделать единый конкурс среди бюджетников и целевиков, но тогда зачем «козе баян», зачем человек с высокими баллами наденет ярмо целевого договора. С другой стороны в студенте-бюджетнике с высокими баллами «должно быть» заинтересовано государство, но в здравоохранении в ближайшие годы большинство мест будет отдано целевикам.

Если же конкурс между бюджетниками и целевиками невозможен, тогда целевиков следует приравнять к платникам и не сокращать количество бюджетных мест. Это справедливо, когда государство не может привлечь на определенные рабочие места (например, в глубинку отличника, которого с удовольствием примут на работу в крупном городе), оно готово заключить целевой договор с менее способным студентом, для которого это шанс. При этом сокращать количество бюджетных мест из-за целевиков не стоит, иначе понизится средний уровень выпускников.

В целом в здравоохранении наблюдается значительный крен в сторону академического базиса в ущерб практической подготовке. Не все ВУЗы имеют полноценные университетские клиники. При этом медицинские организации, в том числе государственные, не заинтересованы в размещении кафедр на своей территории: денег кафедры не дают, а площадь занимают. Подливает масла в огонь и Минздрав, требуя наличия сертификата (а теперь, свидетельства об аккредитации) у преподавателей и трудовых договоров с клиникой в качестве условия проведения практических занятий в клинических отделениях.

Вообще закон N 323-ФЗ Об основах превратился в вотчину Минздрава. В нем «на раз-два» появляются новые нормы без оглядки на смежное законодательство, например, на закон об образовании, о лицензировании, гражданский кодекс. Пора бы Правительству ограничить законодательную инициативу (вольницу) Минздрава.

В качестве примера можно привести все тот же «сертификат», который не является образовательным документом и обрел свою «утвержденную» форму лишь спустя десятилетия с изданием приказа Минздрава N 982н в 2013 году. Однако, это не помешало два десятилетия прикрываться им как фиговым листком. Например судьи, госслужащие тупо просиживают один месяц раз в пять лет на курсах повышения квалификации, а в медицине — вы не поверите — есть сертификат, практически гарантия качества на 5 лет, тот еще аргумент. Еще один пример, свидетельство об аккредитации, которое до сих пор (выдается с 2016 года, да и то в виде справки, поскольку «бланки не заказали») отсутствует в Положении о лицензировании медицинской деятельности. Другой пример, индивидуального предпринимателя в законе N 323-ФЗ приравняли к медицинской организации, в части стандартов оснащения, создания врачебной комиссии и т. д., при этом запретив нанимать медицинских работников — полный абсурд, легко и просто укладывающийся в «стройную» систему в головах многих деятелей, одобряющих и всецело поддерживающих Минздрав в его передовых начинаниях.

Всех нас погубит лженаука под названием «организация здравоохранения». Она уже завела в тупик Минздрав, который не может разобраться, что это применительно к лицензированию (как чемодан без ручки и тащить тяжело и бросить жалко): 1) требование к медицинской деятельности или 2) работа (услуга) по созданию выездных врачебных комиссий для индивидуальных предпринимателей и других, неспособных такую комиссию создать и самоорганизоваться. Очевидно, что организовать пациентов, как ни старается Минздрав не удается, они — пациенты, так и норовят, как только свободный рубль заведется, сразу бегут к частнику. Им — пациентам уже и свободу выбора врача дали в государственной системе (правда не чаще раза в год, «вот тебе бабушка и Юрьев день»).

Еще одна концепция - «непрерывное медицинское образование», которое выродилось в «частный» сайт с бессистемной регистрацией одних и тех же мероприятий на разные даты с повторным рецензированием разными экспертами. «Учебные» мероприятия («активности» — слово то какое придумали, наряду с «портфолио» — непонятно русскому человеку, прости Господи, кого готовим — врача или манекенщицу) проводятся фарм компаниями и другими субъектами в том числе в форме ООО, не имеющими даже лицензии на образовательную деятельность.

Итак вернемся к аккредитации. Как было сказано ранее первичная аккредитация выпускников ВУЗов сразу задумывалась как закамуфлированный госэкзамен с теми же показателями по отсеву. Ну объясните мне, как государственный ВУЗ «завалит» бюджетника, на которого государство несколько лет тратило деньги — ответ никак. Поэтому после того, как отказали в проведении аккредитации общественникам (много миллиардов рублей запросили у государства на сомнительную процедуру) и поручили ее проведение ВУЗам — покровы спали и все стало на свои места.

И вот апогей, вниманию публики представляется сеанс саморазоблачения - Приказ Минздрава России от 20.01.2020 N 34н, подписанный и.о. министра, согласно которому «периодическая аккредитация включает в себя один этап - оценку портфолио». Приказ не содержит ответа на вопрос: кого готовим врачей или манекенщиц или какова процедура оценки портфолио и зачем «козе баян» (зачем нужны в этой схеме ВУЗы со своими аккредитационными комиссиями), если все «псевдоучебные» мероприятия из портфолио и так зафиксированы на сайте НМО, включая объем «полученных кредитов в процессе движения по индивидуальной образовательной траектории».

Остался последний бастион — специализированная аккредитация после прохождения переподготовки. Вот тут-то наверное птица Феникс возродится из пепла. Но не тут-то было. Пока заседания аккредитационных комиссий проводятся только в июне для выпускников ВУЗов, процессы переподготовки в стране впали в анабиоз (попросту заморожены). Учить есть кому (организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность, никуда не делись), допускать к деятельности врачей и медсестер некому, не созданы для них "симулированные условия" в колледжах, да и аккредитация предполагается задаром, а так работать наши люди (ВУЗы) не привыкли.

За сим всем нам здоровья и долгих лет жизни, а «в остальном прекрасная маркиза все хорошо, все хорошо»!

 

Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии "Реднор" (г.Москва)

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа