Сор из избы: чего ждать клиникам от новой схемы утилизации медотходов

0
Выделить главное вкл выкл

В сфере утилизации медотходов планируется навести порядок.

В новом выпуске газеты «МВ» эксперты рассказали, чем может обернуться это для клиник.

Медучреждениям уже со следующего года могут предложить новую схему утилизации отходов: за разными классами депутаты хотят закрепить конкретных «мусорных» операторов. Экологи объясняют, почему эта процедура в итоге станет для больниц дороже и сложнее, хотя признают, что сейчас ситуация с утилизацией медицинского мусора далека от идеальной.

Вопрос не терпит отлагательств

Законопроект, меняющий систему обращения с медицинскими отходами, внесли в Госдуму в конце мая. Предлагается закрепить за каждым их классом определенного «мусорного» оператора, с которым должны будут сотрудничать клиники.

Так, отходы класса А могут стать зоной ответственности региональных операторов по обращению с обычным бытовым мусором. Для обращения с отходами классов Б и В этим участникам рынка придется уже получить заключение Роспотребнадзора и войти в специальный Реестр операторов по обращению с медотходами. Токсичные отходы, приближенные по составу к промышленному классу Г, и радиоактивные отходы класса Д хотят передать структурам Росатома — Федеральному экологическому оператору (ФЭО), контролирующему обращение с отходами I и II классов опасности, и ФГУП «Радон».

Это был не единственный подобный законопроект за май. Альтернативный документ предлагал утилизировать медотходы классов А—Г как промышленный мусор, но получил негативный отзыв правительства как слишком затратный. После этого документ был снят с рассмотрения еще до первого чтения.

Несмотря на то, что у кабмина возникли вопросы и к первому документу, реализация которого, согласно предварительной оценке, потребует 7,7 млрд руб., внедрение этой системы обращения с медотходами будет рассматриваться Госдумой осенью. А спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что рассчитывает с его помощью урегулировать вопрос до конца года.

Отходы без контроля

В сфере медотходов действительно нужно навести порядок. Формально ее контролирует Роспотребнадзор. При этом законодатели и экологи в разговоре с «МВ» утверждают, что существующей системой утилизации медотходов фактически не занимается никто, поскольку она не подчиняется ни одному федеральному закону.

В 2014 году больничные отходы вывели из-под действия основного «мусорного» Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». С этого момента лечебные учреждения должны были самостоятельно заниматься их утилизацией и обезвреживанием, руководствуясь только нормами СанПиНа.

Сейчас клиники вывозят медотходы по договорам, которые могут заключать с любой компанией.

Система аукциона часто удешевляет утилизацию мусора, отмечают опрошенные «МВ» эксперты и свидетельствуют данные ЕИС: например, вывоз почти 2 т мусора отходов класса Б из геронтологического центра московской больницы № 51 в этом году обошелся всего в 20 руб. за 1 кг вместо заявленных первоначально 42 руб. А в Краснодарском крае вместо 500 тыс. руб. в год за ежедневную утилизацию отходов класса А для районной больницы один из поставщиков согласился выполнить вчетверо дешевле — весь объем работы за 112 тыс. руб.

Согласно проанализированным «МВ» госзакупкам, начальная цена в 700—1000 руб. за кубометр медотходов класса А часто в итоге снижалась в ходе аукциона в два-три раза. В компании «Медсервис 24» (утилизирует медотходы в Москве) «МВ» рассказали, что за последний год цена на контракты снижалась «до смешного»: с начальной цены годового контракта в 10 млн руб. она доходила до 50 тыс. руб.

По оценкам компании, адекватная рыночная стоимость услуги по вывозу отходов класса А составляет от 600 до 1 тыс. руб. за кубометр, но по факту средняя цена на аукционах — около 360 руб. Утилизация отходов опасных классов Б и В стоит примерно 65 руб. за кг, но цена опускается и до 10—15 руб. Килограмм отходов токсикологического класса Г не может утилизироваться дешевле 100—110 руб., но его увозят и за 35 руб.

По словам гендиректора «Медсервиса 24» Антона Сироткина, на аукционы может податься любой ИП, уронить цену на 97% и работать дальше, «как хочет». «От 10 до 60% медотходов содержат высококачественный пластик — это, например, верхняя часть шприца. Материал опасный, он в основном либо после контакта с биологическими жидкостями (кровью), либо после контакта с опасными лекарствами. Но нам регулярно поступают звонки от организаций, которые хотят купить этот пластик по 50—60 тыс. за тонну. И организация, которая взяла госконтракт со скидкой 97%, в итоге зарабатывает именно так: они сортируют медицинские отходы, полезный мусор (даже потенциально инфицированный) продают, а остальной скидывают на полигоны», — поясняет Сироткин.

Дешево вывозят мусор и частные медучреждения, но по другой схеме, рассказала «МВ» эколог Лидия Беляева. По ее словам, так как никаких публичных контрактов и отчетов от них не требуется, неоднократно были замечены случаи, когда клиники просто заказывали грузовую «Газель» и просили водителя избавиться от потенциально опасного груза. В итоге экологи регулярно находят в лесах медотходы вплоть до человеческих органов — водители просто выкидывали такие пакеты в оврагах, утверждает Беляева.

По словам Сироткина, частные клиники выбрасывают весь свой мусор в соседние мусорные контейнеры, а для отчетности часто покупают акты на вывоз медотходов либо сдают их специализированным компаниям и оплачивают только 10% от вывезенного объема. «В итоге бумага получена, формально придраться не к чему», — объясняет гендиректор «Медсервиса 24». Экологи утверждают, что за нарушения при вывозе медицинских отходов не следует никакого наказания. Как подтвердил «МВ» юрист практики фармацевтики и здравоохранения SEAMLESS Legal Иван Зарайский, отдельной ответственности за ненадлежащее избавление от медицинских отходов не установлено. Наиболее вероятным сценарием в случае привлечения к ответственности для клиники является получение санкций за «несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору отходов» (ч.1 ст.6.35 КоАП РФ), которая предусматривает приостановление деятельности до 90 суток или штраф до 350 тыс. руб. для организации и до 40 тыс. для должностного лица (медработника).

«МВ» направил запрос в Роспотребнадзор с просьбой пояснить, как сегодня контролируется деятельность по вывозу медотходов и фиксируются ли наказания за нарушения.

Больше денег, меньше качества

Авторы законопроекта предлагают аналог мусорной реформы в сфере здравоохранения, считает эколог, эксперт проекта «Отходы производства и потребления» Никита Зубков. При этом он опасается, что на выходе отрасль получит непрозрачную монополизированную схему, когда к работе с медотходами будут допущены только контролируемые региональными администрациями компании.

Процесс утилизации по новой системе обойдется клиникам дороже и будет сложнее, прогнозируют опрошенные «МВ» эксперты. По их оценкам, стоимость вывоза медотходов может вырасти в десятки раз и причина роста цены будет заключаться не только в повышении добросовестности и квалификации компании на подряде. 

«Если речь идет о крупной больнице и большом контракте, мы можем утилизировать отходы классов Б и В за 25—30 руб. за кг. При едином операторе цена будет просто 100 руб. — это уже вчетверо дороже, чем сейчас при рыночной конкуренции. Через год цена с поправкой на инфляцию у единого оператора будет уже 115 руб., а через 10 лет дойдет до 200 руб. Это рост в 8—10 раз», — подсчитал Сироткин.

Передача полномочий по вывозу медотходов конкретному оператору повлечет изменение системы ценообразования, подтверждает замглавы Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева: вместо оплаты за вывоз конкретного объема медотходов будет установлен тариф и нормативы. При этом тариф будет многократно выше, чем стоимость контрактов, по которым сейчас медучреждения оплачивают эти услуги, уверена она. «Потому что рассчитываться тариф будет не по фактическому объему образования мусора, а по некоему утвержденному нормативу — то есть рассчитанному среднему значению. А норматив может быть значительно больше реально образованных отходов», — полагает Беляева.

По подсчетам управляющего партнера «Национальной экологической компании» Александра Климова, если Федеральный экологический оператор применит действующие тарифы на услуги по вывозу медотходов класса Г (например, на II класс опасности), цена окажется выше текущих рыночных в четыре раза.

При этом рост ценника будет сопровождаться резким ухудшением качества услуг, оказываемых медучреждениям, прогнозируют эксперты. Если отходы класса А отдадут крупным региональным операторам, которые работают с бытовым мусором, они просто логистически не справятся с забором медотходов у небольших клиник, уверен Сироткин: такие компании имеют дело минимум с контейнерами, а у небольших лабораторий и стоматологий забирать им придется максимум по 2 кг в день.

Наталья Беляева: «У нас есть Ространснадзор, который может контролировать фуры и мусоровозы, есть прокуратура и полиция, которая должна заниматься наказанием тех, кто скидывает медотходы в лесах. «Мусорные» операторы проблему бесконтрольности сектора никак не решат. У нас уже несколько лет есть региональные операторы, есть ФЭО, и мы все равно находим батарейки и ртутные градусники на полигонах. При этом по отчетам у нас все идеально, вся страна перерабатывает отходы. Вот и здесь медучреждения и операторы будут красиво отчитываться, и форму специальную придумают. Но только это никак не соотнесется с новым шприцем на помойке».

«Я знаю случаи, когда маленькую клинику в Москве обязали заключить контракт на вывоз мусора с местным оператором ТКО. Она в итоге за два года ни разу его не увидела», — рассказал гендиректор «Медсервиса 24». По его словам, нововведение приведет к тому, что частные клиники «еще чаще будут просто скидывать медицинские отходы в контейнеры, и шприцев на свалках станет еще больше». Экологи также прогнозируют, что большие сложности возникнут у медучреждений при утилизации токсичного мусора класса Г: ФЭО, который с 2022 года стал монополистом в сфере вывоза отходов I—II класса опасности, и без того не справляется с потоком заявок.

«Цена на вывоз таких отходов выросла, а качество рухнуло — компании месяцами не могут получить нужные документы и избавиться от накопившегося мусора самого токсикологически опасного класса. То же начнет происходить и в больницах», — опасается Зубков.

Реально решить проблему могло бы введение электронной маркировки медицинских отходов, считает Сироткин. Другие экологи говорят, что системе не хватает простого контроля со стороны правоохранительных органов: по словам Натальи Беляевой, найденные на свалках пакеты с медицинским мусором позволяют определить, из какого учреждения они собраны, и имеют даже подпись ответственного лица. «Найти, кто вывозил этот мусор, и наказать за его незаконный сброс на полигоны очень просто. Однако этим никто не занимается», — пояснила эксперт.

Соавтор законопроекта депутат Александр Коган в разговоре с «МВ» сказал, что предпосылок для значительного роста цен в Госдуме не усматривают: анализ договоров на утилизацию медотходов класса А показывает, что средняя цена сопоставима с тарифами региональных операторов по обращению с ТКО. При этом, отметил депутат, «возможен некоторый рост в отношении отдельных отходов класса Г, но доля всех отходов этого класса в общем объеме образования медицинских отходов составляет 0,013%».

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа