Концепция организации саморегулирования по предпринимательскому типу в здравоохранении (ч.1 и 2)

0
Выделить главное вкл выкл

Статья Сергея Лазарева, Павла Дубоноса, Сергея Мисюлина и Дмитрия Борисова, опубликованная в журнале "Главный врач: хозяйство и право"(2011, №4,стр.33-37 ).

              

С.В. Лазарев П.В.Дубонос С.С. Мисюлин Д.А. Борисов

Концепция организации саморегулирования по предпринимательскому типу в здравоохранении ч.1 и 2

Резюме: Создание саморегулируемых организаций в здравоохранении обеспечивает дополнительную защиту прав пациентов через страхование деятельности медицинской организации. При этом повышается ответственность исполнителя за оказание услуг надлежащего качества путем создания эффективной системы контроля менеджмента качества.

Creation of the self-adjustable organizations in public health services provides additional protection of the rights of patients through insurance of activity of the medical organization. Responsibility of the executor for rendering of services of appropriate quality by creation of the effective monitoring system of quality management thus raises.

Ключевые слова: саморегулирование, стандарты саморегулирования, менеджмент качества, права пациента.

Self-regulation, self-regulation standards, quality management, the rights of the patient.

С.В.Лазарев, вице-президент Некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.м.н., selasik@mail.ru;

П.В.Дубонос, Директор экспертного департамента Фонда Рыночных Исследований, 7738985@mail.ru

С.С.Мисюлин, председатель Правления Некоммерческого партнерства «Национальный Союз Региональных Объединений частной системы здравоохранения», к.м.н., privatmed@mail.ru

Д.А.Борисов, генеральный директор ООО «Компания Реднор», вице-президент Некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.э.н., privatmed@mail.ru

"Чтобы создать результативную организацию, нужно заменить власть ответственностью."
Питер Друкер

I. ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ

Положениями Конституции Российской Федерации закреплено разделение здравоохранения на три системы – государственную, муниципальную и частную. Однако в настоящее время планомерно развиваются только первые две системы, а третья – частная — развивается стихийно.

В первую очередь это выражается в том, что нормативное регулирование здравоохранения в России в большей степени касается деятельности государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений и в большинстве случаев не применима к рынку частной медицины.

Необходимо отметить, что развитие платных медицинских услуг в государственных учреждениях, не имеющих ничего общего с предпринимательством, не способствует формированию в России цивилизованного рынка медицинских услуг, который в настоящее время находится в стадии своего активного формирования и развития.

В тоже время, с каждым годом в России открывается все большее количество частных клиник, оказывающих услуги в различных областях медицины, существующие медицинские центры расширяют спектр предоставляемых услуг. При этом развитие частой медицины происходит в отсутствии четкой государственной политики, направленной на ее поддержку, более того государство постоянно меняет правила как вхождения предпринимателей на рынок медицинских услуг, так и осуществления деятельности на нём.

Следует особо отметить тот факт, что государство, лицензируя медицинскую деятельность и осуществляя лицензионный контроль, не несёт ответственности за участников рынка медицинских услуг. Государство, выдавая врачу документы о медицинском образовании, также не несёт ответственности за его квалификацию и последствия его деятельности. Также государство в настоящее время не контролирует вопросы управления качеством при оказании медицинской услуги.

Несмотря на то, что лицензирование в сфере здравоохранения существует, оно не исключает нахождение на рынке недобросовестных игроков. Наличие врачебных ошибок, недостаточная компетентность отдельных врачей, непрофессионализм менеджмента, коррупция – всё это составляет угрозу жизни и здоровью граждан, т.е. обществу в целом.

В России не сформировано профессиональное врачебное сообщество, способное нести ответственность за квалификацию и действия врачей. Ответственность за оказание медицинских услуг в условиях действующего законодательства несёт юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Несовершенство законодательства используется чиновниками при проведении государственного надзора и контроля, в ходе которого они применяют нормативно-правовые требования, предназначенные для исполнения в государственных учреждениях к частным организациям, при этом вместо надзора за исполнением законодательства в области здравоохранения чиновниками используется в большей степени контроль за хозяйственной деятельностью субъектов частной системы здравоохранения.

Следствием сложившейся ситуации является то, что российское общество утрачивает доверие к системе здравоохранения.

Основное отличие частной системы здравоохранения в том, что она способна быстро вводить новшества в лечебный процесс и динамично реагировать на научно-технический прогресс. Однако, отсутствие государственной стратегии развития частной системы здравоохранения и должного нормативного правового регулирования зачастую препятствует развитию инновационных направлений в медицине.

Как правило, пациент не может оценить реальное качество медицинских услуг. Информированность потребителей о результатах деятельности частных клиник в целом очень низкая. Первичный выбор пациентом частной клиники в основном не зависит от профессионализма сотрудников или качества предоставляемых услуг, а определяются преимущественно маркетинговыми и рекламными усилиями руководства.

Отсутствие реальной имущественной ответственности позволяет недобросовестным предпринимателям пренебрегать качеством медицинской услуги в погоне за быстрой выгодой, что создает угрозу безопасности третьих лиц и общества в целом. Государство, декларируя контроль качества в здравоохранении, не предлагает систему контроля.

Регулирование медицинской деятельности в РФ осуществляется исключительно через систему административного управления. Вместе с тем опыт стран, достигших высоких показателей здоровья населения, свидетельствует, что в условиях рыночной экономики создать эффективную систему здравоохранения без введения саморегулирования, а только за счет совершенствования системы административного управления отраслью невозможно.

Учитывая вышеизложенное и осознавая свою публичную миссию, предпринимательское сообщество заинтересовано в кардинальном изменении сложившейся ситуации, которое должно быть выражено в формировании новых институтов, в первую очередь направленных на защиту общественных интересов и интересов пациента и создают основу для развития современного и цивилизованного рынка частных медицинских услуг.

II. ИНИЦИАТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА

Признавая необходимость развития медицинского бизнеса в условиях цивилизованного рынка медицинских услуг с понятными правилами и действиями со стороны государства, снижения уровня административных барьеров, а также модернизации системы контроля инициативной группой было принято решение о формировании в регионах некоммерческих партнёрств предпринимателей для получения в дальнейшем статуса саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения.

Для методической помощи и координации работы по дальнейшему развитию предпринимательских сообществ в регионах было создано НП «Национальный Союз Региональных Объединений частной системы здравоохранения», объединяющее в настоящее время 14 некоммерческих партнёрств предпринимателей. Основной целью Национального союза является содействие развитию саморегулируемых организаций частной системы здравоохранения, в том числе за счет удовлетворения потребности членов саморегулируемых организаций в консультативных, юридических, информационных услугах;

Для решения задачи развития саморегулирования в здравоохранении необходимо создать:

1. Стандарты предпринимательской деятельности, учитывающие аспекты профессиональной состоятельности, доступа к медицинской помощи, преемственности медицинской помощи, профессиональной оценки медицинской помощи, медицинской коллегиальности.

Национальным объединением саморегулируемых организаций в здравоохранении разрабатываются федеральные стандарты, при этом саморегулируемая организация может разрабатывать дополнительные стандарты.

Стандарты деятельности являются единым документом, изменения и дополнения к которому принимаются в соответствии с Законом «О саморегулируемых организациях».

2. Систему контроля за соблюдением принятых стандартов.

3. Систему механизмов ответственности за нарушение принятых стандартов.

Стандарты предпринимательской деятельности создаются по следующим направлениям:

1. Стандарт предпринимательской деятельности в здравоохранении. Разделы стандарты:

- общая часть, определяющая предмет и условия осуществления регулируемой деятельности;

- сфера применения стандарта саморегулируемой организации;

- определение регулируемого вида предпринимательской деятельности;

- характерные признаки и границы предпринимательской деятельности в здравоохранении.

Общие требования к предпринимательской деятельности в здравоохранении содержат нормы, обязательные и рекомендательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Специальные требования к предпринимательской деятельности в здравоохранении содержат нормы, обязательные и рекомендательные для исполнения членами саморегулируемой организации, осуществляющими деятельность с учетом специализации и особенностей медицинской деятельности, определенных стандартами деятельности.

Одной из составных частей стандарта предпринимательской деятельности может быть определён стандарт менеджмента качества, включающий требования к структуре медицинской организации, процессу и результату предоставления медицинской услуги.

При этом:

требования структурного компонента включают:

- использование помещений, оборудованных в соответствии с Санитарными правилами и нормами;

- использование сертифицированного медицинского оборудования;

- использование сертифицированных лекарственных средств и расходного имущества;

- допуск к работе квалифицированного персонала (создание квалификационной карты врача, организация непрерывного профессионального обучения);

требования процессного компонента включают:

- применение безопасных для пациента медицинских технологий и лекарственных средств;

- преемственность процесса оказания медицинской услуги;

требования результативного компонента включают:

- удовлетворенность пациента от взаимодействия с медицинской организацией (анкетирование пациентов, отсутствие жалоб).

2. Стандарт (Кодекс) профессиональной этики врача частной медицинской организации.

3. Стандарт (Кодекс) профессиональной этики среднего медицинского персонала частной медицинской организации.

4. Стандарт информационно - коммуникационного обеспечения медицинской услуги:

- сохранение врачебной тайны;

- порядок предоставления информации третьим лицам;

- создание системы защиты персональных данных;

- соблюдение достоверности рекламы;

- соблюдение полноты доведения пациенту информации о медицинском персонале и его квалификации.

5.Стандарт договорных отношений при оказании медицинской услуги:

- оказание медицинской услуги оформляется договором в письменной форме и информированным согласием на медицинское вмешательство.

Источник: "Главный врач: хозяйство и право"(2011, №4,стр.33-37 ).

 

 

Мисюлин Сергей Сергеевич - кандидат медицинских наук, Исполнительный директор СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций

Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии "Реднор" (г.Москва)

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа