Следует разграничить сферы государственного и частного здравоохранения
0Интервью с Т.В.Нижегородцевым, ФАС, в журнале Вестник Росздравнадзора №1 2009 год стр. 15-17
Развитие конкуренции в сфере здравоохранения всегда находилось в центре внимания Федеральной антимонопольной службы. Однако в последнее время ФАС вплотную занялась рынком фармацевтических и медицинских услуг, предельно открыто озвучивая свою точку зрения по тому или иному актуальному вопросу. Интервью с Т.В.НИЖЕГОРОДЦЕВЫМ, начальником Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы, — реальное тому подтверждение.
— Тимофей Витальевич, среди медицинской общественности и в печати активно обсуждаются вопросы так называемого частно-государственного партнерства в сфере здравоохранения, а именно, в части оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Каково Ваше мнение по этому поводу?
— Мое мнение таково, что обсуждать частно-государственное партнерство в сфере оказания медицинских услуг необходимо в двух измерениях: во-первых, в рамках той модели, которая реализуется сейчас, и, во-вторых, с учетом того, что люди ожидают от государства в обозримом будущем. И государственные, и частные медицинские учреждения должны иметь возможность эффективно работать и развиваться в условиях реального партнерства. И такие возможности для эффективного частно-государственного сотрудничества сегодня есть, но они не используются по причине определенных препятствий, создаваемых органами управления здравоохранением. В частности, я имею в виду доступ к программе ОМС частных ЛПУ. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы провели проверки по всей стране и в 20 субъектах Российской Федерации выявили те или иные нарушения антимонопольного законодательства.
— В чем заключаются эти нарушения?
— Они носят самый разный характер, из которых нам удалось выделить 4 наиболее характерных аспекта. Первый аспект — это запрещение доступа частных ЛПУ в систему ОМС. Это самое грубое и прямолинейное нарушение антимонопольного законодательства и вообще самой сути, смысла и логики системы ОМС. Второй аспект — это разное возмещение стоимости платных услуг. Некоторые органы управления здравоохранением возмещают государственным медицинским учреждениям одни суммы, а частным — другие, значительно меньшие. Третий вид нарушений состоит в том, что заранее расписывается количество оплачиваемых коек в стационарах. К примеру, для муниципальной больницы выделяют квоту в 300 коек, а в клинику РЖД, которая лучше оборудована и оснащена, где качественнее медицинское обслуживание и куда пациенты хотят идти лечиться, в 25 коек. Объясняется это тем, что необходимо поддержать государственные или муниципальные клиники, однако, на наш взгляд, такие действия нарушают не только антимонопольное законодательство, но и основной принцип ОМС, при котором деньги должны идти за пациентом. Более того, такой подход вредит организации здравоохранения в целом, поскольку больницы, сохраняя свою инертность, не стремятся улучшать качество медицинской помощи и обслуживания пациентов. И, наконец, четвертый аспект связан с тем, что по каким-то видам услуг частные медицинские учреждения допускаются к системе ОМС, а по каким-то нет. Такое частичное правоприменение мы также считаем неправомерным.
Проанализировав результаты проверок, ФАС дал поручение своим территориальным управлениям в ближайшее время возбудить соответствующие дела в отношении органов управления здравоохранением, в медицинских учреждениях которых выявлены нарушения, провести антимонопольное расследование и вынести предписания.
Это те административные меры воздействия в поддержку развития реального частно-государственного партнерства, которые уже сегодня реализуются федеральной антимонопольной службой. Мы надеемся, что в ближайшем будущем будет принят «второй» антимонопольный пакет поправок в законодательство Российской Федерации, предусматривающий более серьезные санкции в отношении государственных служащих, которые совершают такие действия. В числе санкций — дисквалификация на 3 года и солидные административные штрафы. Я думаю, это поможет навести порядок в этой сфере. Теперь об оказании платных медицинских услуг в государственных и муниципальных ЛПУ. Объем такого «партнерства» в нашей стране, на мой взгляд, превышает все мыслимые объемы, существующие в других странах. Разрешение на оказание платных медицинских услуг в государственных медучреждениях в 1996 г. было вынужденной мерой, призванной физически сохранить здравоохранение в нашей стране.
Однако сейчас самое время задуматься о том, что у нас получилось. В настоящее время (исследования и проверки Росздравнадзора подтверждают это) получить положенную по закону бесплатную медицинскую помощь в полном объеме в государственном или муниципальном медицинском учреждении может только очень и очень терпеливый гражданин. В первую очередь, это связано с тем, что место, время, а зачастую и оборудование занимают всевозможные платные программы. Бороться с этим явлением точечными способами невозможно, поскольку такова среда, а правила работы заставляют главных врачей всеми законными и незаконными способами либо сокращать бесплатные программы, либо затруднять доступ к ним пациентов, понуждая или принуждая их к получению именно платных услуг. На этом фоне тревогу вызывает национальный приоритетный проект «Здоровье», поскольку государство строит новые центры, поставляет новое оборудование, большая работа проводится в области лекарственного обеспечения, однако, приходя в больницы и поликлиники, люди зачастую не могут понять, почему в реальности мало что меняется — все те же барьеры, все те же платежи. Первый звонок уже прозвенел во время встречи Президента России Д.А.Медведева на встрече с региональными журналистами, когда его спросили о том, почему оборудование, поставленное в рамках нацпроекта «Здоровье», используется за плату? Ответ был очевидным: это незаконно. Теперь представьте, как пациентам отделить то, что поставлено по проекту, что по госсмете, а что инвесторы привезли? И где, таким образом, нарушаются его права, а в каком случае действительно продаются новые услуги, а не очередь к медицинскому «станку», поставленному, к тому же, за счет государства, по сути, за счет пациента?
Кроме того, из-за широчайшего развития оказания платных медицинских услуг государственными и муниципальными ЛПУ серьезно тормозится и искривляется развитие реального рынка медицинских услуг и в негосударственных медицинских учреждениях, поскольку они находятся в неравных экономических условиях. У государственных и муниципальных учреждений принципиально по-иному складываются понятия о стоимости и себестоимости, поскольку зачастую единственная экономическая задача, которую они решают, заключается в монетизации получаемых от государства возможностей. Безусловно, такое положение вещей развращает и разрушает систему, препятствует развитию ее составных государственных и негосударственных частей. И если в начале пути, в 1996 г., принятое постановление Правительства, разрешающее платные услуги, имело кратковременный терапевтический эффект, то в настоящее время, я считаю, практика смешения платных и бесплатных услуг в государственных и муниципальных лечебных учреждениях наносит вред целям государственной политики по охране здоровья граждан.
— Иными словами, ФАС категорически выступает за запрещение платных услуг в государственных медучреждениях?
— Сложившееся положение вещей одномоментно исправить невозможно. Поэтому речь идет о том, чтобы на первом этапе территориально, организационно и финансово разделить платные и бесплатные услуги, оказываемые государственными и муниципальными ЛПУ, выделив из их состава соответствующие подразделения, оборудование и штат. Таким образом, платные медуслуги, оказываемые государственными и муниципальными медучреждениями, должны быть четко тарифицированы и отделены от, собственно, государства и государственных функций, чтобы не происходило смешения, которое имеет место сейчас. В целом же, на наш взгляд, необходимо идти по пути реформирования системы ОМС, перевода ее на принцип одноканального финансирования с широким включением туда негосударственных медицинских учреждений.
— Тимофей Витальевич, а каково отношение ФАС к неформальным платежам?
— Это плохо, однако ошибочно полагать, что, разрешая платные услуги в государственных и муниципальных ЛПУ, мы искореним неформальные платежи. Неформальные платежи между врачом и пациентом — это вопрос этики. Учитывая, что медицинские услуги — это услуги на доверии, т.е., с одной стороны, пациент, получая или приобретая их, не уверен в качестве и хочет подкрепить надежду дополнительными «подарками», с другой стороны, речь зачастую идет о «жизни или смерти», и тогда врач «без тормозов» может взять столько денег, сколько есть у пациента.
— Известно, что доступ частных медицинских учреждений к высокотехнологичной медицинской помощи в настоящее время ограничен. Что думает ФАС по этому поводу?
— С доступом частных медицинских учреждений к программам оказания высокотехнологичной медицинской помощи действительно есть определенные проблемы. В настоящее время программа ВМП осуществляется ведомственными учреждениями и финансируется по сметному принципу. При этом остается непонятным, сколько именно стоит та или иная высокотехнологичная операция. Известно, что в целом на ВМП тратится очень много денег, но посчитать их эффективность невозможно. Вместе с тем в России есть частные клинические центры, оснащенные не хуже государственных, но они практически полностью отстранены от участия в программах ВМП. Войти туда частным клиникам, которые могут резко увеличить предложение по оказанию медицинских услуг там, где государство само не в состоянии удовлетворить имеющуюся потребность, очень трудно. Это, с одной стороны, очень сильно вредит гражданам, поскольку предложения на рынке ВМП дефицитны, и пациенты иногда даже покупают место в очереди, чтобы лечь на высокотехнологичную операцию, а с другой стороны — вредит государству, поскольку частные клиники в определенных видах ВМП могли бы помочь здравоохранению, нужно только принять конструктивное решение на уровне правительства, министерства, также эти вопросы должны найти свое разрешение и в законодательстве.
— ФАС принимает участие в совершенствовании законодательства в этой области?
— Мы работаем над пакетами поправок в «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и др. Эти поправки включают в себя три аспекта, влияющих на конкуренцию на рынках медицинских услуг. Во-первых, мы предлагаем убрать заложенные еще в начале 90-х годов и уже изжившие себя законодательные нормы ограничения на оказание многих видов медицинских услуг частными ЛПУ — лечение алкоголизма, наркомании, стерилизацию, скорую помощь, отдельные виды оказания медицинских услуг в педиатрии и др. В этом направлении мы работаем в тесном согласии с Минздравсоцразвития России и надеемся, что до конца I полугодия 2009 г. соответствующие поправки будут одобрены нашим профильным министерством.
Второй аспект связан с процессами выведения инфраструктуры медицинских учреждений из сферы здравоохранения. Еще в 1992 г. Указом Президента России приватизация лечебных учреждений запрещена. Тем не менее ЛПУ ликвидируются, а их имущество, здания и инфраструктура, специально предназначенные для оказания медицинских услуг, продаются на торгах и конкурсах банкам и прочим учреждениям. Пример тому — недавний скандал в Калининграде, связанный с объединением двух больниц, одна из которых находилась в центре, другая — на окраине. Персонал центральной больницы сократили, оборудование перевезли на окраину, а помещение пустили на торги для иных целей, не связанных со здравоохранением. Подобные примеры можно привести по многим муниципальным образованиями, они стали общим местом. Таким образом, сеть ЛПУ сокращается, а людям, которые хотят создавать частные клиники и наполнять рынок разнообразными медицинскими услугами, приходится либо заново строить, либо использовать не предназначенные для этого помещения.
Наши предложения будут звучать так же, как в законе по поддержке малого и среднего бизнеса. Мы хотим, чтобы муниципальные, региональные и федеральные власти создали реестр имущества, которое используется для целей здравоохранения. Необходимо закрепить их обязанности по использованию этого имущества для целей здравоохранения, а затем определить особый порядок выведения этого имущества из сферы здравоохранения.
Если они как учредители не хотят развивать здравоохранение на предназначенных для этой цели площадях, то должны будут объявить концессионные торги, причем предметом торгов должно явиться использование этого имущества для целей здравоохранения. В том случае, если концессионные торги не состоялись, поскольку не было участников, и никто из частных клиник не изъявил желания на этих площадях развивать собственный бизнес, то это имущество может быть продано на свободных торгах. Сейчас мы дорабатываем это предложение и думаем о том, как пресечь возможные злоупотребления в этой сфере и ограничить возможности для злоупотреблений некоторых чиновников, способных выставить на концессионные торги больницу за 100 млн. долл., чтобы никто не купил, а потом продать ее на свободных торгах за 500 000 руб. Но ясно одно: ограничить вывод инфраструктуры здравоохранения из, собственно, сферы здравоохранения необходимо.
Третий аспект касается реформы системы обязательного медицинского страхования. Над этим сейчас плотно работает Минздравсоцразвития России, к которому ФАС России рассчитывает присоединиться в ближайшее время. Мы возлагаем большие надежды на эту реформу, считая, что она станет магистральным путем для доступа частных медицинских учреждений к оказанию медицинских услуг, позволит модернизировать государственное здравоохранение и развивать частное.
— Одинаковы или нет тарифы на платные медицинские услуги в государственных и частных медучреждениях? Существует ли система критериев оценки платных медицинских услуг?
— Тарифы на платные медицинские услуги в государственных и частных медучреждениях не могут быть одинаковыми. Как я уже говорил выше, у них разные источники пополнения капитала. Если частное учреждение оперирует своими собственными деньгами и деньгами клиентов, то государственное может дополнительно к деньгам клиентов получать финансирование по программам ОМС, ВМП, а также по смете, прибавьте к этому здания и оборудование. Реально оценить стоимость услуг можно, только создавая конкурентный рынок, на неконкурентных рынках, даже если их участниками будут госучреждения, цены всегда стремятся верх. Если вы имеете в виду себестоимость процессов, существуют разнообразные системы счета, и я знаю, что финансовые работники здравоохранения ими пользуются.
Беседовала Анна АНТОНОВА
журнал «Вестник Росздравнадзора» №1 2009 год стр. 15-17
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки